Кругобайкальская железная дорога, или просто Кругобайкалка. 90-километровая ветка, соединившая в начале двадцатого столетия участки Транссибирской магистрали на разных берегах Байкала. По ней и сегодня ходят поезда. Экскурсионные.
Золотая пряжка
Самый конец девятнадцатого века. Инженер Управления по сооружению Сибирской железной дороги Болеслав Савримович склонился над картой Байкала. Рядом на столе — многостраничные изыскательские труды, чертежи и планы. Инженер хмурится. Ему нужно принять решение: каким образом соединить подошедшую к Иркутску стальную ленту Транссиба с отрезком великой магистрали на другом берегу Байкала. Вариантов несколько, над ними ещё до него трудились десятки русских инженеров. Все — сложные, все — затратные. То уклон слишком велик, то горы встают на пути: сквозь них нужно прокладывать длинные тоннели... Можно проложить дорогу и по берегу Байкала, но и в этом случае без тоннелей (хотя бы коротких) не обойтись.
«Поясу» великой железной дороги обязательно нужна «пряжка»! И Савримович решается. На следующий день перед высоким комитетом по строительству Транссиба ляжет окончательный вариант участка дороги от Иркутска до Слюдянки, который впоследствии получит название Кругобайкальской железной дороги.
«Пряжка» получилась золотой. Стоимость сооружения одного километра Кругобайкалки составила около 130 тысяч рублей. Для начала двадцатого столетия — деньги немалые.
Уже к началу двадцатого века был построен участок дороги от Иркутска до порта Байкал. Самую сложную часть (от Слюдянки до Байкала) — начали строить весной 1902 года. Необходимо было соорудить более 30 тоннелей, а также подпорные стенки и виадуки. Все строительные материалы, кроме природного камня, который добывался на месте, доставляли по воде — летом на баржах, зимой по льду. Скалистый байкальский берег не сразу поддавался усилиям рабочих: на каждый километр дороги было истрачено, в среднем, около вагона взрывчатки.
Итальянцы на берегах Байкала
Едешь ли по Кругобайкалке в вагоне поезда или идешь пешком по шпалам — поражает мастерство инженеров, по проектам которых строилась в начале прошлого века эта дорога. Каждый мост, подпорная стенка, галерея или тоннель гармонично вписываются в ландшафт. Трудно представить, что всего сто с небольшим лет назад над этим реками не было изящных каменных и ажурных железобетонных виадуков, а скалистые мысы не пронзали насквозь тоннели. На почти 90-километровой дороге к нашему времени сохранилось 38 тоннелей, 18 каменных и железобетонных галерей, 248 мостов и виадуков и 268 подпорных стенок! При этом вы не найдете на Кругобайкалке двух одинаковых сооружений.
На строительстве дороги работали не только русские, но и албанские, польские, греческие рабочие. Особый вклад внесли итальянцы: по некоторым данным, на Кругобайкалке работало более 600 жителей этой южной европейской страны. Историк Эльвира Каменщикова в своей книге «Итальянцы на берегах Байкала» цитирует запись в памятной книжке одного из них:
«Сегодня, 1-го января 1900 года, бросает вызов самому крепчайшему холоду в мрачном бараке Джордани Луиджи в компании 13 фриульцев, всегда в веселом настроении, в ожидании прекрасного и цветущего будущего».
Одна из подпорных стенок на КБЖД, с удивительными арочными нишами, недаром называется «Итальянской».
В постоянную эксплуатацию Кругобайкалку приняли осенью 1905 года. До середины прошлого века она соединяла западную и восточную части Транссиба. Но после строительства ГЭС на Ангаре уровень воды в Байкале поднялся на целый метр, и дорога от Иркутска до Байкала «затонула». Транссиб проложили по горам в обход озера, а Кругобайкальская железная дорога стала тупиковым участком. 30 июня 1956 года по ней прошел последний транзитный поезд. Магистраль кончилась: сняли вторые пути, упразднили некоторые станции. Казалось, дорога зарастёт травой и скоро о ней забудут...
Путешествие в старинном стиле
Труд инженеров и рабочих не пропал. Дорога превратилась в музей под открытым небом. Круглый год по ней курсирует «Кругобайкальский экспресс», туристический поезд. Поездка занимает целый день: во время пути предусмотрено семь остановок в самых интересных местах. Гуляйте, фотографируйте. Гид расскажет об истории строительства дороги. Дольше всего поезд стоит на станции Половинная, где летом самые отчаянные купаются в холодной байкальской воде.
Любители истории могут отправиться в двухдневное путешествие вокруг озера на ретро-поезде «Байкальский круиз». Все вагоны (и купейные, и СВ) оформлены в стиле эпохи Николая II. Есть купе, посвященные истории Кругобайкалки, купе в морском, «кинематографическом», «революционном» стиле.
По шпалам
Если вы решите прогуляться по Кругобайкалке пешком, начните со станции Старая Ангасолка. Маленькая деревушка, всего несколько домов. Две речки — Левая и Правая Ангасолки сливаются в одну рядом с устьем, через которое перекинут «летящий» арочный виадук. Где-то здесь есть хорошее место для причала: река получила свое название от бурятского слова «онгосо», что означает «лодка».
Если время позволяет, можно зайти в гости... к Рериху. Художник и философ со своей семьей и единомышленниками останавливался в Ангасолке в 1926 году во время Центрально-Азиатской экспедиции, маршрут которой пролегал через Монголию, Китай, Тибет и Индию. Одни считают, что Николай Рерих отправился туда с художественными и научными целями, другие говорят о проекте новой религии — «смеси буддизма с коммунизмом». А третьи и вовсе полагают, что члены экспедиции выполняли агентурные задания разведки (то ли советской, то ли американской). В доме-музее Рериха на берегу Байкала открыт культурно-выставочный центр.
Лучшее направление для прогулки — в сторону порта Байкал. В тоннелях вам понадобится фонарик. Внутри гулко и даже в самые жаркие летние дни прохладно. Идешь в кромешной темноте, под ногами шуршат камешки, а впереди маячит пресловутый свет... Не бойтесь поездов: туристические экспрессы, курсирующие по дороге, и старенький тепловоз-«мотаня», иногда проезжающий тут, обязательно гудят, подъезжая к тоннелю.
По дороге к «Птичьему базару» (скальнику, где гнездятся байкальские чайки) будет Скол. Или, как его ещё называют, Зуб. Создаётся впечатление, что из выпирающего озеро мыса кто-то выпилил кусочек посередине. Чтобы слева осталась скала, а справа — ровно срезанный «носик». Представьте себе, всё так и было! Строители Кругобайкалки не стали прокладывать тоннель или возводить галерею. Они сделали в мысе выемку и проложили через нее железнодорожные пути.
Поющие льдины Байкала
Байкал освобождается ото льда очень поздней весной. До конца мая у берегов стоят большие и маленькие льдины. При этом на склонах уже цветут подснежники, а солнце светит так ярко, что не стоит забывать о солнцезащитном креме и тёмных очках.
Помню, во время первого пешего путешествия по Кругобайкалке я решила подойти поближе к берегу, чтобы сделать несколько снимков. Шагнув вправо от шпал, мы с друзьями очутились на мысе, где зеленела молодая трава. Один из моих спутников по едва заметной тропинке спустился к узенькой галечной полоске у воды. Обернулся и поманил меня рукой: присоединяйся! «Городские» ботинки явно не были предназначены для лазанья по крутым осыпающимся склонам, но я всё-таки спустилась на берег.
Сплошного льда на Байкале уже не было, но к берегу ветром прибило несколько льдин причудливой формы, как будто покрытых кружевным узором из тонких прозрачных кристаллов. Волны покачивали их туда-сюда. И льдины пели на ветру!..
Летом, когда ночью будет не так холодно, сюда можно выбраться с ночевкой, захватив с собой палатку. Мест для стоянки много, и все — с видом на Байкал.
Автор: Евгения Скареднева
"Байкал24"
опубликовано в