Система профилактики жестокого обращения с детьми не отвечает предъявляемым требованиям

Прокуратурой Иркутской области проанализирована работа органов системы профилактики по предотвращению жестокого обращения с детьми.

Ежегодно от преступлений насильственного характера в области страдают около полутора тысяч детей. В 2010 г. число несовершеннолетних потерпевших составило 1 663 человека, из которых жертвами убийств и покушений на убийство стали 29 лиц, жертвами преступлений сексуального характера - 164; тяжкие телесные повреждения причинены 44 детям.

Родителями совершено 229 преступлений. Жестокое обращение выражается в нанесении побоев, истязании, не предоставлении детям необходимых продуктов питания, предметов одежды, не обеспечении лекарствами детей при наличии у них заболеваний и т.д. вследствие употребления алкоголя, наркотиков, аморального образа жизни.

Однако, несмотря на всю серьезность и остроту проблемы, деятельность органов системы профилактики не отвечает предъявляемым требованиям.

Одним из основных субъектов системы профилактики являются Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Однако до настоящего времени деятельность комиссий по выявлению и предупреждению фактов жестокого обращения с детьми не отвечает предъявляемым требованиям. Большинство городских и районных комиссий не владеют полной информацией о фактах жестокого обращения с детьми, их самоубийствах, детской безнадзорности, бродяжничестве, попрошайничестве и других негативных явлениях, свидетельствующих о нарушении прав несовершеннолетних на заботу и надлежащее воспитание родителями. Выявляя такие факты, зачастую комиссии этих родителей на учёт не ставят, работу по их реабилитации не организуют. Деятельность комиссий, как правило, носит бессистемный характер и фактически сведена к рассмотрению административных материалов.

Отсутствие координации со стороны комиссий явилось основанием для внесения в их адрес представлений прокурорами Аларского, Катангского, Падунского районов, Нижнеудинским межрайонным и др. в связи с выявлением фактов жестокого обращения с детьми.

Например, в ходе проверки по факту причинения Д. Швыдкиным телесных повреждением своей дочери, госпитализированной с диагнозом «сотрясение головного мозга», прокурором было установлено, что данная семья является неблагополучной, состоит на профилактическом учете. Родители привлекались к административной ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Санитарно-бытовые условия проживания в семье неудовлетворительные, мать злоупотребляла спиртными напитками, не работала, для ребенка не было создано надлежащих условий. Вместе с тем, индивидуальная профилактическая работа в отношении матери не проводилась, семья на учет поставлена не была. Более того, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав даже не информировала управление социальной защиты населения о семье, где родители не выполняют надлежащим образом свои обязанности.

Значительное количество нарушений выявлялось практически всеми прокурорами в деятельности органов внутренних дел, в т.ч. подразделений по делам несовершеннолетних. Комплекс профилактических мероприятий, направленных на предотвращение семейного неблагополучия, нередко сводился к формальному написанию рапортов. Длительное время семьи не посещались, психологический климат в семьях не изучался, причины и условия совершения противоправных деяний не выяснялись.

В соответствии с федеральным законодательством органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения организуют выхаживание и воспитание детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, либо имеющих родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также содействие органам опеки и попечительства в устройстве таких несовершеннолетних.

Обязанность ведения регистра детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, возложена на участкового педиатра. Вместе с тем, прокурорами выявлены факты ненадлежащей организации работы на данном направлении.

Так, отделом дознания УВД по г. Братску возбуждено уголовное дело по ст.156 УК РФ в отношении В. Хороших, которая не заботилась о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка, не создала необходимых условий для проживания. При этом жестоко обращалась с дочерью, не предоставляла ей полноценного питания, медицинского лечения, в результате чего у несовершеннолетней выявлен ряд так называемых социальных заболеваний.

Прокуратурой Падунского района установлено, что врачом-педиатром участковым осуществлен первичный патронаж новорожденной. Из истории развития ребенка следует, что семья неблагополучная, санитарное состояние квартиры неудовлетворительное. В обменной карте новорожденной указано, что мать ребенка имеет никотиновую и алкогольную зависимость. Однако врач не проинформировала органы опеки и попечительства о выявленной семье.

Образовательные учреждения также обязаны выявлять семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывать им помощь в обучении и воспитании детей. Однако здесь также повсеместно, в том числе прокурорами г. Ангарска, Аларского, Падунского районов, Зиминским, Нижнеудинским, Тайшетским межрайонными и др. выявлены нарушения закона.

Так, ОВД по г. Саянску в июне 2010 года возбуждено уголовное дело по ст.156 УК РФ в отношении А. Ярыгина, который ненадлежащим образом исполнял обязанности по воспитанию своей несовершеннолетней дочери, жестоко обращался с ней. Прокурором города было установлено, что работники школы, где обучалась девочка, несвоевременно выявили факт семейного неблагополучия и ненадлежащего исполнения родительских обязанностей ее отцом. Ребенок в течение месяца не посещала школу, без уважительной причины пропустила 120 уроков, местонахождение ее было неизвестно. При этом несовершеннолетняя находилась в социально опасном положении более двух месяцев, ночевала в подъездах, у подруг из-за страха возвращаться домой, так как отец ее ранее избивал, оскорблял нецензурной бранью, без вещей выгнал из дома. Лишь спустя месяц учреждение образования информировало об этом начальника ОДН ОВД по г.Саянску. Однако классный руководитель о факте избиения несовершеннолетней отцом узнала еще в январе 2010 г., однако никого не информировала. Только после самостоятельного обращения несовершеннолетней в ОВД, она была помещена в специализированное учреждение.

Органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им необходимую помощь. В то же время прокурорами выявляются нарушения и в их работе.

Так, Нижнеудинским межрайонным прокурором установлено, что при получении информации и проведении обследования условий жизни и воспитания детей, Управление ненадлежащим образом ведет учет детей, находящихся в неблагополучных семьях. Планы мероприятий по защите проживающих в них детей не составляются. Индивидуальная профилактическая работа с такими семьями носит бессистемный характер, отсутствует действенное взаимодействие с иными органами системы профилактики, в том числе при обмене информацией о выявленных фактах жестокого обращения с детьми и т.д.

Органами Минсоцразвития, опеки и попечительства допускались нарушения Федерального Закона «Об органах опеки и попечительства», связанные с жестоким обращением с детьми со стороны опекунов. Так, прокурором Падунского района установлено, что опекун несовершеннолетнего С. Корж ненадлежащим образом исполняла свои обязанности, в январе 2010 г. причинила опекаемому телесные повреждения. Четыре акта обследования жилищных условий, составленные до момента совершения опекуном противоправных действий, исполнены ненадлежащими лицами - общественным инспектором опеки и попечительства и директором школы, которые не являлись должностными лицами органов опеки и попечительства.

Нарушения в деятельности органов опеки и попечительства также выявлялись прокурорами г. Усолье-Сибирское, Ленинского, Заларинского районов, Тулунским и Тайшетским межрайонными прокурорами.

"Байкал24" впервые опубликовано



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ