Цена одного из земельных участков для нового моста через Ангару в Иркутске выросла за 7 месяцев почти в тысячу раз

Коллегия Контрольно-счетной палаты Иркутской области рассмотрела результаты проверки ОГУ «Дирекция по строительству мостового перехода через р. Ангару в г. Иркутске» (далее - Дирекция). Проверка проведена в соответствии с планом проверок и ревизий КСП Иркутской области, на основании распоряжения председателя КСП области и запроса прокуратуры Иркутской области.

Как сообщил аудитор Дмитрий Дунов, в ходе контрольного мероприятия был проведен анализ эффективности использования средств областного бюджета, направленных в 2009-2010 гг. на выкуп земельных участков и частных домов в Октябрьском районе г. Иркутска, и оценка возмещения в областной бюджет части средств, вырученных в результате сноса домов.

В пресс-службе ведомства напомнили, что ОГУ «Дирекция по строительству мостового перехода через р. Ангару в г. Иркутске» создана в 2000 году, и с момента ее образования КСП области провела 7 проверок, по итогам которых были выявлены недостатки на общую сумму 946 миллионов 301,51 тыс. рублей. После предыдущих проверок КСП области Дирекцией устранены недостатки на общую сумму 913 миллионов 911,65 тыс. рублей. При этом отдельные мероприятия позволили сократить расходы последующих периодов более чем на 70 миллионов рублей.

По результатам настоящей проверки выявлено нарушений законодательства на сумму 78 миллионов 274,71 тыс. рублей. В том числе использовано неэффективно 51 304,57 тыс. рублей, недополучено в доходную часть бюджета 3 851,35 тыс. рублей, использовано с нарушением действующего законодательства 23 118,8 тыс. рублей. Рекомендовано ко взысканию или возврату 36 241,25 тыс. рублей, в том числе 32 389,9 тыс. рублей – объем средств, рекомендованных к возврату по результатам предыдущих проверок.

Как сообщил аудитор, выделенный постановлением мэра Иркутска для строительства моста земельный участок был обременен правами собственников жилых домов, землевладельцев, землепользователей. Это существенно затруднило работу по освобождению площадки для строительства мостового перехода. Если право собственности на участки было оформлено официально, то они приобретались на основании решений Администрации (Правительства) Иркутской области об изъятии для государственных нужд. Если право собственности на участки не было оформлено, то на основании договоров мены приобретались жилые дома, которые были расположены на участках.

Следует отметить, что, несмотря на утверждение проекта границ и актов о выборе земельных участков, предназначенных для строительства моста еще в январе-мае 2007 года, собственники имущества беспрепятственно совершали сделки по продаже земельных участков вплоть до марта 2010 года.

Более того, из 27 земельных участков, приобретенных в собственность области в 2009-2010 гг., 22 земельных участка первоначально были проданы физическим лицам администрацией г. Иркутска, при этом администрация города продавала эти участки значительно дешевле, чем, в свою очередь, приобретала их в собственность Иркутская область.

Так, стоимость продажи одного земельного участка, реализованного администрацией г. Иркутска физическому лицу 16.07.2007 года, составила 8,8 тыс. рублей. Спустя 7 месяцев этот же участок был оценен для выкупа в собственность Иркутской области в сумме 8 миллионов 631,0 тыс. рублей, или в 985 раз дороже.

Кроме того, проверка КСП области показала, что в выкупную цену изымаемых объектов включалась рыночная стоимость земельных участков при отсутствии права собственности на них, в результате только по 5 объектам областной бюджет заплатил за землю, правом собственности на которую собственники жилых домов не обладали, 28 602,276 тыс. рублей.

Так, пятерым собственникам жилого дома, которые купили его в 2009 году за 480,0 тыс. рублей, не приобретя права собственности на землю, в 2010 году предоставлено 7 квартир общей стоимостью 16 059,28 тыс. рублей. При этом в отчете об оценке от 24.08.2010 стоимость объекта - земельного участка с жилым домом для выкупа за счет средств областного бюджета, составила 20 489,0 тыс. рублей, а реально принадлежащее собственникам имущество (дом) оценено в 1 629,065 тыс. рублей.

Как отметил аудитор КСП области Дмитрий Дунов, нарекания вызывает и процесс определения выкупной цены объектов недвижимости, расположенных в зоне строительства. Проверка показала, что оценка одних и тех же объектов недвижимости с 2008 по 2010 годы проводилась от 2 до 4 раз, в результате стоимость только 13 строений, построенных в 1917 – 1960 годах, увеличилась на 6 020,0 тыс. рублей. В соответствии с действующим законодательством, оценка объекта действительна в течение 6 месяцев, при этом два объекта были повторно оценены до истечения этого срока. В результате оценочная стоимость одного из них в течение 1 месяца увеличилась на 47,2%, а выкупная цена другого за 5 месяцев увеличилась на 40,5%.

Как показала проверка, для расселения граждан с 2007 по 2010 год за счет областного бюджета приобретено 82 квартиры, один жилой дом и один земельный участок на общую сумму 210 435,074 тыс. рублей. При этом отдельные застройщики, с которыми были заключены государственные контракты на участие в долевом строительстве квартир, исполнили свои обязательства с нарушением установленных сроков. КСП области рекомендовала взыскать в областной бюджет неустойку в размере 3 851,35 тыс. рублей за несвоевременное исполнение обязательств по контракту.

Также КСП области рекомендовала Дирекции и Правительству Иркутской области принять комплекс мер, направленных на устранение выявленных недостатков и обеспечивающих нормативное регулирование процедуры изъятия земельных участков, право собственности на которые не закреплено в установленном порядке.

Кроме того, необходимо обеспечить невозможность совершения сделок третьими лицами с имуществом, в отношении которого принято решение об изъятии для государственных нужд.

Также нужно обеспечить более тесное сотрудничество с администрацией г. Иркутска, чтобы исключить нерациональное использование муниципального имущества и неэффективное расходование бюджетных средств, более эффективно использовать бюджетные средства, направляемые на выкуп имущества, изымаемое для государственных нужд, обеспечить единообразие в процессе оценки убытков, причиненных в связи с изъятием земельных участков.

"Байкал24"



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ