Игра в куклы по Тургеневу

Разбитые сердца и неразделенные чувства прекрасных людей на фоне летнего деревенского пейзажа. В Иркутском академическом драмтеатре им. Н.П. Охлопкова поставили спектакль «Прекрасные люди» по мотивам пьесы Ивана Тургенева «Месяц в деревне». Высокие чувства и низкие мотивы хороших поступков, сдобренные изрядной долей иронии, – все слилось воедино в этой самой репертуарной драматургической истории русского классика.

Все мы по сути прекрасные, чудные люди, но вокруг при этом творится столько всяких гадостей. Об этом удивительно писал Иван Тургенев. Мы хотим подтолкнуть зрителя к размышлению о том, почему это происходит. Готовых ответов, конечно, не даем, но ставим в конце многоточие.

Московский режиссер Сергей Филиппов рассказал эту историю, используя прием переноса и создав кукольных двойников своих персонажей. Именно их в начале спектакля расставляет по сказочному саду, где на березах растут фрукты, одна из главных героинь пьесы Наталья Петровна (артистка Виктория Инадворская). Прием этот заставляет задуматься о том, как часто мы сами в своем воображении наделяем людей теми чувствами и свойствами, которые им не присущи. Все художественное пространство спектакля, за исключением сада в глубине сцены, подчеркнуто простое – дощатый пол, венские стулья, которые то и дело переставляют герои согласно собственному вкусу, как бы устанавливая свой порядок вещей.

В основе этой мелодрамы любовный многоугольник. Наталья Петровна – жена богатого помещика Аркадия Сергеевича Ислаева (заслуженный артист РФ Игорь Чирва) – влюбляется в нового учителя своего сына Коли Алексея Николаевича Беляева (Егор Ковалев), а ее саму много лет любит друг семьи Михаил Александрович Ракитин (Андрей Винокуров). Воспитанница Натальи Петровны Верочка (Татьяна Буйлова) тоже влюбляется в нового учителя, ее же саму любит сосед Афанасий Иванович Большинцов (Евгений Солонинкин). Сам Аркадий Сергеевич подозревает неверность и страдает, о странном поведении его супруги говорит и его мать Алла Семеновна (Эмма Алексеева). Любовь, как средство от одиночества, настигает и доктора Игнатия Ильича Шпигельского (заслуженный артист РФ Владимир Орехов) и компаньонку Лизавету Богдановну (Татьяна Двинская).

Герои спектакля благородны и благоразумны. Однако страсти кипят у них внутри, выжигая душу. И будучи, по сути, прекрасными людьми, они совершают не очень хорошие поступки. Хозяйственный Аркадий Сергеевич, подозревая супругу в связи с Михаилом Александровичем, не требует отмщения, он готов «закрыть на все глаза» и отослать друга, лишь бы не потерять жену. Между тем чувства супруги для него не так важны, он не готов отпускать ее во имя любви. Сама Наталья Петровна – добрейшей души человек (Виктории Инадворской удалось сыграть очень глубокую и страстную натуру. – Авт.). Она неосознанно стремится выдать замуж за Большинцова Верочку, чтобы устранить соперницу. Ракитин, узнав, что чувства Натальи Петровны и Беляева взаимны, убеждает его уехать, чтобы не разрушать семью. При этом сам он, много лет ухаживающий за Ислаевой, едва ли бы поступил также. Верочка, получившаяся в исполнении Татьяны Буйловой по-детски милой и по-тургеневски страстной, переживая неразделенную любовь, предает себя и собирается выйти за нелюбимого мужчину.

– Все мы по сути прекрасные, чудные люди, но вокруг при этом творится столько всяких гадостей, – считает Сергей Филиппов. – Об этом удивительно писал Иван Тургенев. Мы хотим подтолкнуть зрителя к размышлению о том, почему это происходит. Готовых ответов, конечно, не даем, но ставим в конце многоточие.

И это многоточие в спектакле имеет довольно грустный привкус, недаром Виктория Инадворская в роли Натальи Петровны даже на поклон выходит со слезами на глазах.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ