Минобрнауки Россиии выделит ПИ ИГУ 3 млн руб. на оценку результативности специальных школьных программ

По решению Минобрнауки России Иркутскому государственному университету выделяется три миллиона рублей на ответственное социально-значимое прикладное научное исследование, включенное в государственное задание на 2017 год. Предложение об этом внесено Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России.

Цель исследования – научно-методическая разработка системы оценки результатов освоения школьной программы начального образования, адаптированной для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и основной общеобразовательной программы, адаптированной для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Исполнителем задания станет коллектив кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития Педагогического института ИГУ под руководством Елены Инденбаум (заведующая кафедрой, д-р психол. наук, доцент).

– Выделение средств Министерством образования и науки – это очень важный результат не только для коллектива Педагогического института ИГУ, но и для социогуманитарных научных исследований университета в целом. Признание министерством высокого уровня научных работ, ведущихся под руководством Елены Леонидовны Инденбаум, расширяет круг ведущих гуманитарных исследований университета и позволяет надеяться на дальнейшее развитие гуманитарных исследований в ИГУ, в том числе и в части их практического использования, – сказал проректор по научной работе и международной деятельности ИГУ Александр Шмидт.

Кафедра комплексной коррекции нарушений детского развития Педагогического института ИГУ как исполнитель выбрана не случайно. Во-первых, научный коллектив кафедры принимал участие на всех этапах подготовки к внедрению положений ст. 79 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Во-вторых, заведующая кафедрой Елена Инденбаум является соразработчиком первой версии федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для обучающихся с задержкой психического развития, которая была поручена Институту коррекционной педагогики Российской академии образования (ИКП РАО) – ведущему научному учреждению в РФ. Также она принимала участие в экспертизах, разработанных в соответствии с ФГОС примерных адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП). В-третьих, кафедре делегировали подготовку примерных рабочих программ для обучающихся с задержкой психического развития и методического сопровождения их реализации. Кроме того, нужно отметить высокий статус сотрудников – на кафедре шесть защищенных выпускников аспирантуры по коррекционной психологии, завоевавшие авторитет в профессиональных кругах.

Что предстоит сделать в рамках исследования – об этом рассказала Елена Инденбаум:

– Поскольку ФГОС ОВЗ официально внедряется только с 1 сентября 2016 года, нам пришлось проводить много организационных мероприятий, способствующих этому событию. В ходе этих мероприятий возникло четкое понимание трудностей, возникающих у педагогов в ходе разработки АООП, которая делается на основе примерной. Такая программа должна учитывать реалии конкретной образовательной организации, в которой учится ребенок.

Фактически наибольшую трудность для педагогов представляет именно планирование оценки результатов образования. Здесь надо прокомментировать: результаты образования детей с ОВЗ невозможно оценивать привычными педагогическими способами – тестами, контрольными и т.п. Само понимание их образования несколько иное – наряду с академической компетенцией (знаниями) должна оцениваться сфера жизненной компетенции, то есть то, как ребенок социализируется. Идея выделения двух составляющих образования принадлежит ИКП РАО, однако фактически параллельно я выполняла абсолютно созвучную этой идее докторскую диссертацию, обобщая 20-летний материал. Диссертация эмпирически доказала правомерность и необходимость подобного

подхода. Поэтому мы имеем представление о том, как оценивать психосоциальное развитие детей и подростков с ОВЗ, а значит наши подходы к оценке результатов образования не будут эклектикой, компиляцией разных приемов, а представят собой целостный и научно обоснованный подход. Это мы отразили в заявке, которая была удовлетворена.

Предстоит много работы. Во-первых, следует предложить оценочные средства для четырех категорий детей с ОВЗ. Причем они должны согласовываться с имеющимся содержанием АООП и рабочих программ. Во-вторых, в образовательных организациях, с которыми кафедра взаимодействует, следует предложить наши оценочные модели, выяснить их действенность и приемлемость для педагогов. В-третьих, провести широкое обсуждение в профессиональных и научных кругах. В-четвертых, внедрить.

Итак: в настоящее время все образование детей на новой концептуальной основе инновационно для Российской Федерации. Педагогов следует снабдить адекватными образцами любой учебно-методической документации. Мы запланировали семинар с приглашением ведущих ученых нашей страны для профессионального обсуждения наиболее эффективных в практическом смысле оценочных средств. Естественно, что методические рекомендации, которые явятся результатом всей работы, пройдут различные экспертизы, прежде чем станут документом, рекомендованным к использованию в качестве образца. Мы очень надеемся, что все получится.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ