На сайте EastRussia.ru в цикле публикаций «Дальний Восток – итоги 2014 года» дошла очередь до республики Саха (Якутия). Прошедший год был насыщен событиями и оказался достаточно успешным для Якутии. В республике отмечались положительные тенденции социально-экономического развития, а глава региона Егор Борисов прошел через непростые для него прямые выборы.
Согласно официальной оценке эффективности региональной исполнительной власти, проводимой федеральным правительством, Якутия заняла второе после Сахалина место в этом рейтинге среди дальневосточных регионов и 17-е по России в целом. Попадание в первую двадцатку позволило Якутии получить правительственный грант за достигнутые успехи.
Важно отметить, что по всем рассматриваемым федеральными властями в рамках этой оценки направлениям отмечался рост показателей. Наилучшим образом были оценены уровень развития экономики (12-е место в России) и динамика развития социальной сферы (15-е место). Хуже оценивался уровень развития социальной сферы (52-е место), что довольно типично для Дальнего Востока.
Политическая ситуация в республики находится под контролем, победа на выборах позволяет Егору Борисову наращивать успех, поскольку свой статус доминирующего игрока он в непростой борьбе доказал. В течение года было проведено множество кадровых перестановок в республиканском правительстве (но лояльная Егору Борисову глава правительства Галина Данчикова осталась на месте). Примечательно при этом, что Егор Борисов остается сторонником политических компромиссов и внутриэлитных соглашений, не стремясь выстроить в регионе жесткую вертикаль.
Так, в Якутии, в отличие от большинства регионов страны, сохранили прямые выборы глав на городском и районном уровне, включая выборы мэра Якутска, которые обещают быть непростыми (сейчас мэром является бывший политический соперник Егора Борисова и другой влиятельный представитель якутской элиты Айсен Николаев). В прошлом году районные выборы не создавали главе региона особых проблем, но в то же время в ряде районов возникали довольно острые конфликты (например, в Нюрбинском и Нерюнгринском). Сохранился и альянс Егора Борисова с его предшественником Вячеславом Штыровым, сохранившим статус сенатора от республики (при этом влияние Вячеслава Штырова в Совете Федерации упало, поскольку он лишился поста вице-спикера).
Постепенно Якутия из «алмазного» региона превращается в нефтегазовый регион, имея при этом возможности для наращивания добычи других полезных ископаемых – тех же алмазов, золота, железной руды, редкоземельных металлов, угля и пр. Но за пределами нефтегазовой отрасли накопилось уже слишком много крупных проектов, которые реализуются с явным запозданием или простаивают. Достаточно напомнить о крайне неустойчивой ситуации вокруг Эльгинского угольного месторождения, взаимосвязанной с финансовыми проблемами и неясным будущим компании «Мечел».
Якутия на Дальнем Востоке имеет самый большой бюджет, конкурируя в этом отношении только с Сахалином. Правда, между Якутией и Сахалином есть и существенная разница, поскольку Сахалин является донором федерального бюджета, а Якутия – крупным реципиентом. По итогам января-октября 2014 г., например, собственные налоговые и неналоговые доходы составили только 56,25% доходов консолидированного регионального бюджета, а остальное пришло по линии межбюджетных трансфертов. Тем не менее, даже по объему собственных бюджетных доходов Якутия опережает все регионы Дальнего Востока, кроме явного лидера в лице Сахалина.
Весьма позитивным фактом является высокий уровень поступлений в бюджет Якутии от налога на прибыль. Доля этого налога в собственных налоговых и неналоговых доходах бюджета республики составила 31,7%, выше она только на Сахалине. Напротив, доля подоходного налога ниже и составляет 26,9% (еще ниже она опять-таки на Сахалине). Эти данные позволяют говорить о наличии в республике сильных прибыльных предприятий, в основном в сырьевом секторе, которые обеспечивают крупные поступления в ее бюджет.
Говоря о республиканском бюджете, важно также отметить заметную долю налога на добычу полезных ископаемых (12,1%). Это обусловлено принятым в свое время решением федеральных властей о зачислении всего НДПИ на добычу алмазов в региональные бюджеты. Лидером по процентному показателю на Дальнем Востоке Якутия не является, но по объему сбора, безусловно, опережает все регионы (она дает около 60% сборов идущего в региональные бюджеты НДПИ на Дальнем Востоке).
Кроме того, Якутия лидирует на Дальнем Востоке по доле доходов от использования регионального и муниципального имущества (более 6%) и платежей при пользовании природными ресурсами (более 2%). Все это свидетельствует о наличии разнообразных источников и возможностей пополнения регионального бюджета.
В то же время с якутским бюджетом связана и несколько парадоксальная ситуация, когда республика, являясь далеко не бедным и обеспеченным разнообразными природными ресурсами регионом, одновременно лидирует по объемам поступающих в ее бюджет федеральных трансфертов. Вызвано это главным образом действующими в стране поправками на северные условия, благодаря которым республика может претендовать на большие объемы дотаций. В результате около трети доходов республиканского бюджета обеспечивается за счет федеральных дотаций, в основном главного их вида – дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Возникает очень удобная для Якутии ситуация, когда немалые собственные доходы и большие федеральные трансферты в сумме составляют более чем солидный бюджет. Но стоит заметить, что активно направляя в регион дотации, центр дает ему не так много субсидий и субвенций, что особенно заметно при анализе структуры доходов регионального бюджета, где тремя главными составляющими являются налог на прибыль, подоходный налог и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Например, теоретически Якутия могла бы получать гораздо больше средств по линии ФЦП. Но вряд ли это выгодно центру, который и без того закачивает в Якутию огромные средства.
В то же время успешное собственное развитие Якутии уже позволяет федеральным властям ставить вопрос о сокращении дотаций, что и происходит. В прошлом году объемы поступающих в региональный бюджет дотаций упали почти на 4%, а федеральных трансфертов в целом – на 2%. Еще более заметным был спад по субсидиям – более чем на 5% (но субвенции, которые идут на исполнение переданных центром полномочий, напротив, выросли на 11%). С другой стороны, собственные доходы региона выросли в прошлом году более чем на 17%. По этому показателю бюджетной динамики Якутия уступила опять же Сахалину и оказалась на одном уровне с Чукоткой, опережая весь остальной Дальний Восток. Особенно заметным был рост поступлений от налога на прибыль – более чем на 40%, что еще раз показывает отличную динамику производственного сектора. Существенно выросли и доходы от налога на добычу полезных ископаемых, который платит главным образом АЛРОСА (20%). В итоге, несмотря на сокращение федеральных трансфертов, доходы регионального бюджета выросли более чем на 10%. В течение ряда месяцев это обеспечивало заметный профицит регионального бюджета, а долговая нагрузка на него не столь велика (она составляла 37,7% по итогам 2013 г.), хотя могла бы при таких доходах быть и меньше.
По объемам бюджетных расходов Якутия является лидером на Дальнем Востоке. При этом доходы позволяют властям республики направлять значительную часть средств на условно «политические» цели, что тем более было необходимо во время избирательной кампании. Большие расходы на функционирование властных органов и на СМИ вполне отвечают и традиционным политическим амбициям республики. Якутия лидирует на Дальнем Востоке по объему средств, затрачиваемых на общегосударственные вопросы (хотя их доля в бюджетных расходах ближе к средней по округу). Бросается в глаза, что в Якутии тратят особенно много денег на функционирование высшего должностного лица региона и муниципальных руководителей.
Также Якутия отличается на Дальнем Востоке самым большим и в абсолютных числах, и в процентном отношении уровнем расходов на СМИ. Хотя это только 0,6% бюджетных расходов, но явно больше, чем в остальных регионах. Республика с ее огромной территорией стремится держать под контролем все свое обширное информационное поле. С другой стороны, Якутия тратит не так много средств на национальную экономику (почти 12% расходов). Если говорить об отдельных статьях этих расходов, то, поскольку в регионе мало дорог, то и расходы на дорожное хозяйство являются на Дальнем Востоке в процентном отношении самыми маленькими (3,6%). В то же время еще одной традицией Якутии является государственная поддержка сельского хозяйства, которая, однако, до сих пор не может быть названа эффективной. На сельское хозяйство уходит более 5% бюджетных расходов, и по этому показателю Якутия опережает весь Дальний Восток.
Нелишним будет напомнить, что и нынешний глава республики Егор Борисов отвечал в свое время в правительстве именно за агропромышленный комплекс, интересы которого ему близки.
Весьма затратным является ЖКХ республики, на которое уходит 16,3% бюджетных расходов. Из расходов на социальную сферу особенно много средств получает сфера образования (32,1% расходов), и в этом отношении Якутия опять же опережает остальные регионы ДФО.
Спецификой Якутии, как и других республик России, можно считать высокий уровень расходов на культурную сферу (4%, что по российским меркам немало). Однако, напротив, доля расходов на здравоохранение в Якутии – наименьшая по округу (только 9,2%). Ниже средней по ДФО оказывается и доля расходов на социальную политику (12,1%). Таким образом, в расходах на социальную сферу в Якутии отмечаются свои перекосы, хотя при этом нельзя сказать, что какое-то из ее направлений выглядит явно обделенным.
Перспективы социально-экономического развития республики и наполнения ее бюджета зависят от притока инвестиций. Инвестиционный климат Якутии оценивается рейтинговыми агентствами, например РА «Эксперт», достаточно высоко. В прошлом году отмечался прирост объема инвестиций. По среднедушевым показателям инвестиций Якутия уступала только Сахалину и Камчатке с их небольшим населением. В республике продолжается развитие ТЭКа, что делает ее сырьевой сектор более диверсифицированным и позволяет рассчитывать на еще более крупные поступления в бюджет. Все-таки нефтегазовый ТЭК, по опыту других регионов, в состоянии дать бюджету гораздо больше, чем та же добыча алмазов, производство драгоценных металлов или каменного угля.
Социальная сфера в Якутии выглядит сегодня неоднозначно. Выше мы отмечали, что республиканский бюджет тратит сравнительно мало средств на здравоохранение. С формальной точки зрения это может быть оправданным. Например, по показателям продолжительности жизни Якутия лидирует на Дальнем Востоке. Младенческая смертность ниже только на Сахалине. Однако уровень зарплат в здравоохранении в отношении средней зарплаты по региону в 2013 г. в Якутии был самым низким на Дальнем Востоке. Как здравоохранение, так и образование в Якутии достаточно хорошо обеспечены персоналом, но подтянуть зарплаты там по-прежнему необходимо (в сфере образования в 2013 г. отставание зарплаты от средней по региону в Якутии было не столько велико, как в ряде других регионов Дальнего Востока, но само отставание было существенным и даже немного больше, чем в здравоохранении). Обращает на себя внимание и сравнительно низкая обеспеченность детскими садами, где Якутия вместе с Хабаровским краем выглядит аутсайдером ДФО.
Таким образом, слабые места в социальной сфере республики остаются. Явно требуется и повышенное внимание к ЖКХ, что, впрочем, осознается властями, судя по их расходной политике. Например, Якутия характеризовалась самой высокой на Дальнем Востоке долей ветхого и аварийного жилья, а устранение этой проблемы является установкой, которая идет с самого верха. Превосходит половину доля убыточных организаций в сфере ЖКХ. В этих условиях республике требуется тщательно продуманная бюджетная политика, учитывая, что средства на решение проблем у нее имеются.
Источник polytika.ru