Лидеры в образовании

Ангарские школы вошли в пятерку лучших инновационных учреждений Приангарья

По итогам 2010 года ангарские школы получат премии в размере более полумиллиона рублей. Кроме того, восемь ангарских педагогов получили премии губернатора Иркутской области, а четыре учреждения были удостоены звания «Лучшее учреждение образования Иркутской области». Подводя итоги Года учителя, начальник Управления образования администрации Ангарского района Наталья Белоус говорит, что 2010 год был самым продуктивным для системы образования АМО. Она рассказала о наиболее значимых событиях уходящего года, о проблемах и инновационных разработках, получивших высокую оценку на региональном и всероссийском уровне.

Сибирский характер

— Наталья Николаевна, в чем отличие системы образования в Ангарском муниципальном образовании от системы образования других муниципалитетов?

— Главным конкурентным преимуществом нашей муниципальной системы образования является концепция «Сибирский характер как ценность». Она принята в 2008 году. Как известно, сибиряк — это человек предприимчивый, ответственный, с чувством юмора, быстро принимающий решения. Эти качества, заложенные в сибиряке, крайне необходимы сегодня современному человеку. И они должны формироваться уже в детском возрасте.

Новшеством системы образования Ангарского района можно назвать и новый подход в государственно-общественном управлении. Все муниципальные образования привлекают общественность, родителей, школьников по традиционной схеме. Это так называемая вертикаль управления — школьники, родители, учителя. Например, на уровне учеников в школах действуют программы школьного самоуправления, на уровне родителей создается родительский комитет. Мы предложили другой вариант: альтернативу вертикали — горизонталь. Яркий пример — разработка и реализация программы модернизации развития образования в Ангарском муниципальном образовании. Мы привлекали школьников, родителей, общественность, представителей бизнеса на всех этапах — от проектирования до воплощения проектов. Вначале все они попытались выявить самые актуальные проблемы, которые существуют в образовании, затем сформулировать цели для решения этих проблем и перечень мероприятий.

Для реализации программы мы объявили конкурс проектов, лучшие из которых получили финансирование. Общественность, родители, школьники, представители бизнеса отобрали 17 лучших проектов на сумму 3,5 млн рублей. Таким образом, мы вовлекли общественность в процесс формулирования проблем, постановки задач, в реализацию и в оценку.

Ангарская горизонталь

— Насколько эффективной является альтернативная модель общественно-государственного управления в образовании?

— Главное преимущество и отличие нашей горизонтали от принятой везде вертикали в том, что в традиционной схеме государственно-общественного управления достаточно сложно возложить часть полномочий и ответственность на общественность, тогда как в нашей горизонтальной схеме общественники, родители ответственны и за разработку проектов, и за их реализацию. Ведь им предоставляется муниципальное финансирование, а значит, и ответственность за целевое использование средств.

Стоит отметить, что всего пять муниципальных образований в России в качестве пилотов решили применить этот альтернативный метод государственно-общественного управления. Причем в сфере образования мы единственные, кто реализует эту альтернативную модель. Теперь о результатах. Многие проекты нашей программы стали победителями различных региональных и всероссийских конкурсов. Например, высокой оценки был удостоен проект, направленный на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, участниками которого стали более 2,5 тыс. детей.

Очень интересной была разработка подпрограммы «Лидер в образовании». Мы обнаружили в нашей системе проблему, которую ранее не замечали. Выяснилось, что, проводя работу по повышению квалификации, мы не учитывали собственный эффективный опыт. Было предложено несколько проектов, направленных на решение этой проблемы. Один из них — школы № 12, которая работает по технологии ТРИЗ — теории решения изобретательских задач. Как оказалось, изобретательству можно научить даже детей, не обладающих уникальными дарованиями. Существует специальная технология, в которой главное — научиться принимать нестандартные решения. По этой технологии и работает школа № 12. Педагоги образовательного учреждения предложили использовать свой опыт для обучения всех желающих и организовать повышение квалификации через специальный проект. Таким образом было обучено 300 человек.

Благодаря реализации программы мы получили множество положительных результатов: дети стали лучше учиться, у нас стало больше среди детей творчески одаренных школьников, увеличилось число мест в детских садах, повысилась безопасность, снизилось число правонарушений, в том числе на дорогах.

Педагоги-новаторы

— Расскажите о лучших учителях муниципального образования, педагогах-новаторах.

— У нас очень много по-настоящему талантливых педагогов. Например, я преклоняюсь перед учителем математики школы № 10 Валентиной Васильевой. В прошлом году ей исполнилось 80 лет. Она более 40 лет работает в школе. За это время выпустила много выдающихся людей, профессионалов своего дела. Среди них и профессора, и доктора наук. Ее ученики живут в Канаде, Америке, Австралии, Японии, Австрии — во всем мире. Это один из самых лучших педагогов, ее ученики постоянно побеждают на различных олимпиадах. Это ребята, имеющие отличную подготовку. Общий уровень школы выше, чем в других учебных заведениях. Многие не понимают, в чем особенность ее работы, в чем новаторство, как ей удается добиваться такого уровня обучения. Как выяснилось, главную ставку в обучении педагог делает на самостоятельные занятия, которые развивают и творческое мышление, и память, повышают любознательность детей. Большую роль, конечно, играет сама личность учителя. Для детей это совершенно непререкаемый авторитет. В ее класс стремятся попасть дети со всего региона.

У нас очень много интересных педагогов, использующих новаторские приемы. Это и учитель русского языка и литературы гимназии № 1 Наталья Хвойнова, и учитель физики в лицее № 1 Инна Шарыпова, и учитель математики школы № 10 Людмила Шварева, и победители регионального конкурса «Дебют» Иван Лемешев, Надежда Ляховская, победители муниципального конкурса «Современный урок» — начинающие педагоги Агадулина Евгения, Карбаева Елена, Листопадова Анна, Сухичева Елена и многие-многие другие.

— Как вы можете оценить Год учителя в Ангарском муниципальном образовании?

— 2010 год стал для нас очень продуктивным. Мы активно развивали инновационный потенциал, существующий в системе образования, для того чтобы у нас было много действительно эффективных проектов, в конечном счете направленных на повышение качества образования. Чтобы не быть голословной, приведу пример. На областной конкурс в рамках мегапроекта «Развитие инновационного потенциала субъектов региональной деятельности как условие достижения нового качества образования» от АМО было представлено самое большое среди муниципалитетов число проектов. Министерство образования Иркутской области включило 24 наших проекта в мегапроект, присвоив каждому определенный статус. Вот, например, ангарский лицей № 2 — учреждение-лаборатория «Развитие ГОУ в образовании Иркутской области», инновационное учреждение по теме проекта «Обеспечение доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Кроме того, в рамках Года учителя у нас состоялось очень много значимых мероприятий, таких как образовательный форум «Лидер в образовании», педагогический марафон «Здоровье», научно-практическая конференция «Здоровье и образование», на региональном уровне — съезд работников образования и другие. К Году учителя мы приурочили и несколько праздничных мероприятий. Так, в октябре у нас открылась галерея славы педагогических достижений. В ней представлены и инновационные школы, и лучшие учителя. В этой галерее можно узнать о заслуженных учителях Ангарского района, о педагогах — победителях национального проекта «Образование», конкурса «Учитель года». К Году учителя мы приурочили и издание книги «Нет на земле ответственней призванья...», которая выйдет в свет уже в этом году. В ней будет рассказано о работниках сферы образования, награжденных государственными наградами. Одним словом, уходящий год стал знаменательной страницей в истории развития системы образования Ангарского муниципального образования.

Факты

* В Ангарском муниципальном образовании насчитывается 127 образовательных учреждений, в том числе 80 дошкольных учреждений, 4 учреждения дополнительного образования, 37 общеобразовательных школ, центр обеспечения развития образования, комбинат детского питания, ремонтное предприятие.

* В дошкольных образовательных учреждениях воспитывается 12 840 детей, в школах — 24 070. Воспитание в дошкольных учреждениях осуществляет 3535 человек, в школах — 3833.

* Среди педагогических работников высшее образование имеют 78%, мужчин-педагогов всего 9%, имеют квалификационные категории 22%, 54% педагогов находятся в возрасте от 41 года и старше.

Алена Байбородина, Фото автора



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ