Жилой квартал, сады и музеи вместо «ржавого пояса» в Красноярске

Учёные СФУ совместно с сотрудниками Кооперативной проектной мастерской А2 предложили трансформировать промышленную территорию Красноярского электровагоноремонтного завода (ЭВРЗ), расположенного в историческом центре города, в историко-культурный кластер с музеями, бизнес-объектами и жилым комплексом. При этом само предприятие предлагается вынести в промзону.

Авторы проекта отмечают, что территория ЭВРЗ, находящаяся в Железнодорожном районе Красноярска, заслуживает более пристального внимания к исторической застройке, возведённой на рубеже XIX и XX столетий. Это фактически первое комплексное промышленное предприятие Енисейской губернии — территория, богатая артефактами и обладающая особым «духом места».

«Такие городские пространства не должны быть под „замком“. Территория ЭВРЗ хранит истории развития не только нашего края, но и всей страны, можно проследить все переломные моменты новейшей истории. Такие пространства необходимо открывать для общего доступа, чтобы повернуть гражданское общество к культуре, учить красноярцев, сибиряков истории не только по учебникам», — рассказала соавтор проекта, член Союза архитекторов, доцент кафедры архитектурного проектирования Института архитектуры и дизайна СФУ Ольга Успенская.

По мнению экспертов, на месте завода может появиться историко-культурный кластер с сетью музеев, фондохранилищем для краеведческого музея, с бизнес-объектами и жилым комплексом, обладающим развитой инфраструктурой. В настоящее время только одно из зданий завода считается объектом культурного наследия, однако другие постройки конца XIX века имеют несомненную историческую и художественную ценность. Поэтому новая концепция переосмысления этого пространства строится вокруг сохранения историко-культурного и архитектурного наследия Красноярска.

«Сегодня это большая промышленная зона, которая „разрывает“ городскую ткань в центре Красноярска, нарушает пешеходные и транспортные связи, тормозит интенсивное развитие города. Здания железнодорожных мастерских имеют интересные конструктивные и архитектурные решения. Мастерские постоянно модернизировались и достраивались, и в 1970-х годах предприятие стали называть Электровагоноремонтным заводом», — отметил ассистент кафедры градостроительства Института архитектуры и дизайна СФУ Игорь Кушнир.

Эксперты полагают, что стратегию сохранения и восстановления уникального для Красноярска комплекса объектов промышленной архитектуры уместно разрабатывать в рамках подготовки к празднованию 400-летия города, которое состоится в 2028 году. К числу объектов, имеющих особую историческую ценность, учёные отнесли деревообрабатывающий, вагоноремонтный и колёсный цеха, механическую мастерскую, кузнечную и модельную мастерские, паровозосборочную мастерскую и котельную. Большинство объектов — краснокирпичная промышленная архитектура конца XIX — первой трети XX века.

«Это визионерский проект, который отражает наш взгляд на родной город — авторское высказывание на тему, как могло бы выглядеть и какие функции выполнять это уникальное пространство, расположенное в сердце Красноярска. Сейчас эта территория имеет незавершённый вид, затрудняет транспортную логистику. Расположенные там здания являются замечательными образцами кирпичного стиля, широко распространившегося на рубеже XIX-XX вв. во всех российских городах. Они создавались при императоре Александре III, в момент бурного промышленного освоения страны, и имеют несомненную историческую и культурную ценность. Перестраивать завод под современные технические требования невозможно — для исполнения своих функций он должен быть перемещён в промзону. Пространство же должно „сомкнуться“ с городом, будучи переосмысленным как жилое, творческое и сохраняющее исторический дух места», — сообщил руководитель проектной мастерской А2 Борис Шаталов.



Авторские экскурсии
ТГ