Иркутску нужно спортивное СМИ! В Общественной палате Иркутской области обсудили перспективы спортивной журналистики

В среду, 27 июля, Общественная палата Иркутской области
Комиссия по делам молодежи, спорту и патриотическому воспитанию провела расширенное заседание, посвященное теме: «Перспективы развития физической культуры и спорта
в Иркутской области».

Одним из значимых вопросов стало создание в Иркутской области спортивного издания. Инициатором стала Ника Песчинская, спортивный обозреватель агентства спортивной информации «Байкал24.Спорт».

Аргументы в пользу появления такого СМИ прозвучали на заседании.

В наше время спортивная журналистика в России стремительно идет на спад. Тому есть объективные причины: с уходом рекламы в интернет издательский бизнес перестал быть выгодным.

Сейчас издания больше не имеют возможности содержать спортивных корреспондентов. Надо помнить, что спорт – очень затратная по времени: большинство соревнований проводится по вечерам и в выходные. И журналисту, чтобы не терять квалификацию, требуется постоянное присутствие и общение. Большинство авторов давно ушли из темы. Остались единицы.

ПОМОГУТ ЛИ ПРЕСС-РЕЛИЗЫ?

Министр спорта Иркутской области Павел Богатырев считает, что здесь нужна работа с федерациями, которые будут более активно предоставлять свои новости для пресс-службы. Публикация и рассылка пресс-релизов заменит спортивных журналистов.

Но это разные вещи. Релизы – это всего лишь сигнал для прессы о событии, о том, что можно написать хороший материал. Второе: в редакциях, не имея денег на оплату работы авторов, ставят эти релизы ВМЕСТО материалов. Сухие, скучные релизы не набирают просмотров, и редакторы говорят: «Вот видите, ваш спорт никому не интересен, с темой спорта мы работать не будем». Замкнутый круг! Но если предлагать интересные, живые материал – репортажи, интервью, аналитику – то редакторы ставят их с удовольствием. Правда, бесплатно, как мы уже писали: денег на гонорары нет. Кто должен взять на себя финансовую сторону вопроса?

На наш взгляд, ответ очевиден: то, кто проводит соревнования, должен заниматься и их обслуживанием. Проведение соревнований, аренда помещений, поездки, медицина, зарплата, форма – все это министерство спорта берет на себя. Но вот освещение почему-то решило отдать на откуп частникам.

Это в корне неверно!

Объясняем, почему. Частные издания – это бизнес, который должен зарабатывать. Не секрет, что гораздо больше внимания собирают негативные материалы: скандалы, катастрофы, драки, смертельные случаи, незаконные увольнения, коррупция, воровство и так далее. Пример: про финансовый крах иркутского футбольного «Зенита» не писал только о ленивый. А про победы команды – практически никто.

Такие новости тоже нужны, не спорим. Но если делать на них упор (а сейчас в Иркутске так и происходит), то они формируют негативный облик спорта в целом.

Тогда как положительные материалы мотивируют людей, вызывают желание пойти на стадион в качестве болельщиков или заняться самим, привести детей в секцию, помощь в создании команды, поддержать финансово спорт. И рассказывать о нем профессионально должны те, кто это умеет – журналисты.

Но «добрый» спорт не так доходен, как плохие новости. Он почти не приносит дивидендов. Но здесь нельзя мерить рублем! Библиотеки и музеи не так прибыльны, но нельзя закрыть библиотеки и открыть на их месте торговые центры! Так и спорт – это социальное явление, он нужен народу.

Задача государства – патриотическое воспитание, агитация и пропаганда спорта и здорового образа жизни. И в сложившейся ситуации только бюджетное финансирование может решить этот вопрос и сделать стабильным.

Зачем нужна спортивная журналистика?

1. Историческая ценность, создание базы. История города и региона – это в том числе и и история спорта и достижений. Не сохраняя подробности, мы теряем историю. Многое уже упущено, но многое еще можно спасти. Множество соревнований освещаются очень слабо или вообще никак. А журналисты, работая на соревнованиях, создают бесценную базу: интервью, аналитика, репортажи. Нет журналистов – нет информации.

2. Портреты людей: интервью, биографии. Спортивная информация не устаревает: те, кто сейчас выступает в детских и молодежных соревнованиях, спустя годы будут представлять сборную России, займут посты тренеров, руководителей клубов, федераций. Кроме того, эти люди – часть истории Иркутска и области. Они уходят из жизни, и никто уже не возьмет интервью у тех, кто ковал славу спорта в Приангарья. Но многое еще можно застать сейчас – только надо этим заниматься.

3. Передача опыта. Лучшие спортсмены, тренеры и руководители отличаются тем, что у них обычно есть свои методики, свои секреты мастерства, которые они готовы передать. Но кто-то же должен их выслушать и записать! Этим должна заниматься пресса.

4. Мотивационная часть. Мало просто дать информацию – надо подавать ее таким образом, чтобы людям захотелось немедленно пойти на стадионы, привести детей в секции и др. Зажигать и мотивировать – вот задача журналиста, и очень важная. Пресс-релизы на такое не способны.

5. Создание истинной картины происходящего в спорте. В наше время проблемы нередко предпочитают не решать, а прятать – как мусор под ковриком. До Правительства редко доходят эти подробности, руководство считает своим долгом «не волновать начальство по пустякам». А когда прогремит очередной скандал, начальство удивляется: «Откуда столько проблем? Ведь докладывали, что все хорошо». Спортивному журналистику стекается огромное количество информации, и он видит более полную картину. Знать ее, чтобы не доводить до взрыва – Правительство и Министерство спорта тоже в этом заинтересовано. И помочь им в этом может спортивная пресса.

6. Возможность стажироваться студентам. Как мы уже говорили, журналистика перестала быть выгодной. И если раньше опытные журналисты стремились скорее набрать себе команду и открыть свое издание, то у них была мотивация заниматься с практикантами и обучать их. В наше же время это занятие отдачи почти не приносит. И студенты факультетов журналистики говорят, что в редакциях ими никто не занимается. И это опять же объективная реальность, газетам порой нечем платить гонорары. Чтобы новые кадры приходили в профессию, нужно СМИ с гонорарной системой, чтобы студенты имели практику.

7. Спецпроекты. Спортивные журналисты во все времена отличались активностью в общественной жизни: проведение турниров, организация конкурсов, мастер-классов, конференций, создание документальных фильмов о спорте, поездки на турниры и освещение выездных мероприятий. Но это возможно при условии поддержки. Так как поиск заказов отнимает гораздо времени, чем само исполнение заказов. А имея стабильное финансирование, журналисты могут принести много пользы спорту, помимо его освещения.  

Участники заседания поддержали идею, подтвердив, что спортивную журналистику надо спасать. Было решено создать рабочую группу, задачей которой станет проработать вопрос в деталях. Возглавит группу спортивный журналист Ника Песчинская. 

О развитии событий мы будем сообщать дополнительно. 




РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ