Перевозчики подвели Иркутскую таможню. Импортеры могут уйти к Забайкальской

1 октября вступили в силу изменения в Таможенный кодекс РФ, которые, вероятнее всего, отрицательно скажутся на показателях Иркутской таможни. Теперь исключается возможность внесения денежных залогов за товар, ввозимый из-за рубежа, третьими лицами. То есть если раньше средства перечислял импортер, то теперь эта процедура доверена только перевозчику, доставляющему груз. При этом в Приангарье нет крупных автотранспортных предприятий, которые могут позволить себе заморозить крупную сумму на счетах таможни в виде обеспечения за перевозимый груз. В итоге предпринимателям приходится пользоваться услугами компаний из соседних регионов, либо растаможивать свой товар в Чите или Забайкальске. Газета «Областная» исследовала последствия новеллы для экономики региона, таможенного органа и участников внешнеэкономической деятельности.


Обратная сторона изменений

Сами таможенники признают, что изменения законодательства, с одной стороны, послужили усилению контроля над процессом ввоза товаров из-за рубежа, а с другой – создали проблемы как для фискального органа, так и для предпринимателей, занимающихся оформлением импорта.

– Не бывает все хорошо – выигрываем в одном, проигрываем в другом, – считает заместитель начальника Иркутской таможни по экономической деятельности Сергей Киселев. – Изменения коснулись непосредственно полномочий участников внешнеэкономической деятельности. Все это вкупе привело к определенным задержкам на этапе подачи грузовой таможенной декларации. Мы заинтересованы в увеличении объемов перевозки грузов через Иркутскую таможню и ищем пути, для того чтобы минимизировать проблемы, возникшие вместе с изменениями в Таможенный кодекс РФ.

Изменения коснулись такой процедуры, как внесение обеспечения уплаты таможенных платежей. Речь идет о внутреннем таможенном транзите, когда товар уже пересек границу государства, но оформлен будет, например, в Иркутске. В данном случае перевозка товара должна обеспечиваться денежными средствами. Предприниматель, доставляющий товар, вносит определенную сумму в виде залога на счет таможенного органа и получает документ, который ему дает право на перемещение материальных ценностей от границы до внутренней таможни для последующего оформления. Но так было до 1 октября 2009 года. Начиная с этой даты, в силу вступили изменения в законодательство, и теперь данное обеспечение может вносить только перевозчик, а не сам декларант. Таким образом, исключается возможность внесения залога за товар третьими лицами.

– Процедура внесения обеспечения уплаты таможенных платежей применяется для того, чтобы с товаром, который перемещается по территории страны, но еще не является оформленным, то есть не имеет права хождения по таможенной территории, ничего не произошло. В данном случае таможенный орган уверен, что этот товар будет доставлен и растаможен, – поясняет принцип этой процедуры начальник отдела таможенных платежей Иркутской таможни Лидия Ширшова.

Вступившее в силу законодательство не дает теперь право декларантам, которые ввозят товар, если они не являются перевозчиками, вносить залог. То есть если за таможенное оформление может платить декларант и таможенный брокер, то в отношении товара, который отправляется до таможенного назначения, обеспечение вправе вносить только перевозчик.

Кто желает заморозить деньги на счетах таможни?

Организаций, имеющих статус «таможенный перевозчик», в Иркутской области нет. Именно этот факт мешает взаимодействию предпринимателей и таможенного органа. Ведь если раньше предоплату за свой товар мог давать сам участник ВЭД, то теперь вносить залог на счета таможенного органа – «привилегия» только перевозчика. Он должен зарезервировать на счетах таможни достаточно крупную сумму, чтобы обеспечить сохранность перевозимых грузов. Участники рынка подозревают, что именно по этой причине транспортные предприятия не спешат получать статус «таможенного перевозчика».

– Возникает проблема, связанная с тем, что товар ввезен на таможенную территорию России, а его доставка до таможни назначения и оформления упирается в денежные вопросы, – говорит Лидия Ширшова.

Решение этой проблемы таможенники видят в развитии института таможенных перевозчиков в Иркутской области. При этом они отмечают, что пока этот бизнес не спешит к консолидации.

– Да, транспортные предприятия пока не готовы к тому, чтобы самостоятельно стать таможенными перевозчиками, либо объединиться в какой-то автотранспортный центр, который бы оказывал услуги для всего региона, – уверен Сергей Киселев. – Мы считаем, что этот сектор обязательно будет развиваться. К тому же уже сейчас видно, что автомобильные перевозки становятся более востребованными и забирают объемы у железной дороги. Если раньше 90% грузов перевозилось ОАО «РЖД», то рост тарифов, происходивший в последнее время, привел к снижению этого показателя, по моим оценкам, на 10-15%.

По словам Сергея Киселева, не исключены варианты, когда участник ВЭД сам становится перевозчиком. И одна иркутская организация уже так сделала.

– Но такой перевозчик занимается обеспечением грузов только для нужд своей компании, так что это не выход из ситуации, – считает он.

У каждого решения свои минусы

Пока таможенники ждут, когда в регионе сформируется институт крупных перевозчиков, участники ВЭД ищут варианты доставки своих грузов. Как рассказал заместитель директора ЗАО «Профсталь» Вадим Никульшин, его компания занимается производством строительных материалов и в качестве сырья завозит из Китая достаточно большой объем листового металла.

– Часть своих материалов мы ввозим автотранспортом, в месяц стабильно осуществляли две-три поставки, – говорит он. – Буквально в первых числах октября мы столкнулись с проблемами, вызванными изменениями в Таможенном кодексе. Мы не смогли оформить наш гарантийный сертификат.

Предприятие стало искать пути решения проблемы. Одним из них Вадим Никульшин называет возможность перечислить перевозчику свои деньги с тем, чтобы он использовал их для внесения залога.

– Но для нашего предприятия это замораживание средств на месяц, – признает он. – Нам это невыгодно.

То, что такая процедура слишком затяжная и неудобная, подтверждает и Сергей Киселев.

– Давайте подсчитаем, – предложил он. – Для того чтобы организация перечислила перевозчику деньги, должно пройти трое суток. Еще сутки он оформляет таможенную расписку. Потом он везет груз, скажем, десять дней. Затем эти деньги возвращает предпринимателю – это еще трое суток. После чего тот перечисляет их на счет таможни – опять трое суток. То есть фактически эта процедура занимает порядка трех недель.

Второй вариант для предпринимателей – воспользоваться услугами перевозчиков из соседних регионов. Однако, как отметил Вадим Никульшин, и этот способ не без недостатков – так доставка обходится значительно дороже.

– Сейчас очень многие предприятия оформляют транзит своих грузов до Читы или Забайкальска, потому что это стоит в два раза дешевле, чем до Иркутска. Я думаю, что число таких организаций будет расти и Иркутская таможня рискует лишиться своих объемов, – не исключает Вадим Никульшин.

Представители таможни пока не готовы оценивать, какая доля участников ВЭД предпочла оформлять ввозимый груз в соседних регионах. Они смогут констатировать этот итог только по завершению года.

– Мы заинтересованы в увеличении объемов импорта, но никак не в снижении, – отметил Сергей Киселев.

При этом таможенники подчеркивают, что отсутствие в регионе собственных перевозчиков чревато не только оттоком участников ВЭД, что отрицательно скажется на итогах работы фискального органа, но и подорожанием продукции, ввозимой из-за рубежа.

– Если не найдется иркутский перевозчик, а будут использоваться организации других регионов, это однозначно приведет к увеличению цен на импорт, – опасаются специалисты.

За десять месяцев 2009 года в зоне деятельности Иркутской таможни 11% грузовых таможенных деклараций оформлялось в электронном виде. Всего за этот период было составлено 3 тыс. 782 ГТД. Об этом говорится в официальном сообщении ведомства. Наиболее активно электронное декларирование применялось на Иркутском таможенном посту – 27% ГТД, Шелеховском – 33 % ГТД, и Усольском – более 34% (способ внедрен в июле). Электронное оформление ГТД на Иркутской таможне применяют с 2006 года, современной техникой оборудовано шесть из восьми постов – кроме Байкальского поста и расположенного в аэропорту Иркутска. По специально выделенным каналам грузы оформляют пять брокеров.

Екатерина Еременко
<p align=right><a target=_blank href=http://og-irk.ru/?doc=4074>"Областная"</a></p>



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ