Трасса стратегического назначения

Дальневосточный полпред посетил бурятских дорожников

Федеральная автодорога М58 “Амур” — трасса стратегического значения и самая большая дорожная стройка страны.

По сложности реализации и продолжительности строительства магистраль от Читы до Хабаровска сравнивают с БАМом. На возведении стратегической трассы задействованы лучшие дорожники Востока России. Работают здесь и бурятские строители. Накануне профессионального праздника, Дня дорожника, на отрезке, который возводит бурятская компания “Икат-плюс”, побывал полномочный представитель президента на Дальнем Востоке Виктор Ишаев.

Альтернатива Транссибу

Старт строительству автодороги Чита — Хабаровск был дан еще в брежневскую эпоху Советского Союза. Тогда были проведены геологоразведочные работы, в 80-е годы дорожники проложили первые километры асфальта. После распада СССР стройку “заморозили”. Вторую жизнь она получила лишь в конце 90-х годов. Формально трасса была запущена в эксплуатацию в феврале 2004 года, после того как были выполнены работы по первой стадии — грунтовое и щебеночное покрытие автодороги. Однако взявшиеся тогда за дело организации не смогли выполнить работы в срок и качественно — шлейф темных историй за компаниями тянется до сих пор.

Теперь благодаря усилиям российского правительства на достройку магистрали брошены силы лучших дорожников восточной части России. В будущем году в строительстве автодороги Чита — Хабаровск должна быть поставлена точка. С открытием “Амура” впервые в истории России от Тихого океана до Балтийского моря можно будет проехать на автомобиле.

Бурятский вклад

Крупнейшая строительная организация Бурятии ООО “Икат-плюс” ведет строительство автодороги Чита — Хабаровск на пяти участках одновременно. В первой стадии в нынешнем году компания сдает два участка общей протяженностью 54 километра, еще три участка длиной 72 километра будут сданы уже во второй стадии. Два участка “Амура”, которые строят бурятские дорожники, проходят по территории Амурской области.

— В этом году в Амурской области мы построим 106 километров дороги. В июне прошлого года мы начали работы на участке в районе станции Тыгда, сейчас там завершаются работы по второй стадии, укладывается второй слой асфальтобетона. Еще один участок — в районе села Бузули. Здесь мы приступили к работе в апреле, и сейчас заканчиваем укладку первого слоя асфальтобетона, — рассказывает генеральный директор ООО “Икат-плюс” Бато Очиров.

Высокая оценка

На участке дороги “1370-1448 км” в районе п. Бузули полпред президента на Дальнем Востоке Виктор Ишаев, сойдя с приземлившегося прямо на полотно перекрытой магистрали вертолета, в сопровождении губернатора Приамурья Олега Кожемяко направился к стендам, на которых красочно были отображены этапы строительства “Амура”.

По словам Бато Очирова, только на строительстве этого участка задействовано около 250 человек. Работая круглосуточно, в две смены, рабочие строили дорогу. Не сорвали сроки сдачи объекта и капризы небесной канцелярии — нынешнее лето было на редкость дождливым, а укладывать асфальт в дождь нельзя. Теперь же построенная силами бурятских строителей магистраль не будет требовать серьезного ремонта как минимум два десятка лет.

Выслушав строителей, полпред президента на Дальнем Востоке удовлетворенно покачал головой и, поздравив дорожников, отметил высокое качество работы новых строителей дороги.

Хоть в джипе, хоть на роликах

Нынешней осенью “Икат-плюс” сдает в Свободненском районе в первой стадии 33,5 километра дороги, покрытой асфальтобетоном. Этот участок в районе села Бузули Свободненского района долгое время был настоящей головной болью для водителей. Передвигаться по нему можно было с трудом — машина считала каждую выбоину. Теперь же качество идеально уложенного асфальтобетона настолько высокое, что ехать по нему можно с одинаковым комфортом хоть в джипе, хоть на роликовых коньках.

— Участок у п. Бузули сложнейший. Особенность этой местности — здесь абсолютно нет каменных материалов. Нам пришлось возить их по железной дороге, с карьера в 250 километрах отсюда. Всего 660 вагонов с щебнем. И, несмотря на это, мы справились: уже готово 30 (из 33) километров асфальтобетонного покрытия, — рассказывает Николай Захарович Млачнев, заместитель генерального директора ООО “Икат-плюс”.

Полотно — как пирог

Полотно нового участка магистрали почти как пирог — состоит из нескольких слоев различных материалов. В самом низу десять сантиметров щебня, на который уложено 17 сантиметров цементно-грунтовой смеси. Ее покрыли слоем пористого и плотного асфальтобетона толщиной в две ладони. На каждые сто квадратных метров дорожного полотна в среднем уходит около 12 тонн асфальта.

— Мы смонтировали здесь новейший французский мобильный асфальтобетонный завод. Неподалеку есть зарубежные дробильные комплексы, которые дают качественный кубовидный щебень. Для строительства дороги этот параметр очень важен — именно такая форма щебня обеспечивает наилучшее качество полотна. Соблюдать технологию для нас непреклонное правило. Именно это, а также трудолюбие наших специалистов и есть залог успеха, — уверен директор строительной организации Бато Очиров.

Социальный вклад

— Нам очень нравится строить дороги здесь, на амурской земле. Это очень интересное место, хотя оно и расположено почти в двух тысячах километров от родной Бурятии. За время строительства трассы мы даже успели сдружиться с местными жителями, — признаются рядовые строители “Амура”.

— На автодороге Чита — Хабаровск работают больше 1000 человек из 1500 сотрудников “Икат— плюса”. К нам на практику ежегодно приезжают студенты, в нынешнем году их было свыше полусотни человек, — говорит гендиректор ООО “Икат-плюс” Бато Очиров.

Во время визита на стройку амурский губернатор Олег Кожемяко поинтересовался у Бато Ламуевича о том, зарегистрирован ли на территории области филиал компании. Получив одобрительный ответ, амурский губернатор улыбнулся.

— У нас есть такое правило: когда мы приходим строить дороги на новое место, сразу же регистрируем здесь филиал, чтобы все налоги шли в местный бюджет. В Амурской области у нас работают три филиала — в Шимановском, Магдагачинском и Свободненском районах, — пояснил Бато Очиров.

Взгляд на перспективу

В будущем году бурятские строители завершат строительство автодороги Чита — Хабаровск. В 2010 году всем дорожным организациям придется достроить 634 километра трассы, и тогда в почти 30-летней истории строительства автодороги Чита — Хабаровск будет поставлена точка. Одной из организаций, которой выпало завершить постройку магистрали, стало ООО “Икат-плюс”.

Завершение строительства автодороги Чита — Хабаровск, которая на сегодняшний день является крупнейшим объектом для ООО “Икат-плюс”, дорожников не пугает. После того как трасса будет сдана, ее потребуется обслуживать. Кроме того, по заверению полпреда, власти начнут возведение других федеральных автодорог — “Лены” и “Уссури”, на которые и бросят силы бурятские строители.

Алексей Петров

<p style='padding-right:18px;' align='right'><a target='_blank' href=http://mk.burnet.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=3342&Itemid=12>"МК в Бурятии"</a></p>



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ