В Иркутской области сложилась незаконная практика добычи полезных ископаемых

Анализ состояния законности в сфере недропользования свидетельствует о том, что в области широко распространена безлицензионная добыча общераспространенных полезных ископаемых, в частности гравия, песка, песчано-гравийных отложений.

Как показали прокурорские проверки на протяжении последних трех лет в области сложилась незаконная практика добычи полезных ископаемых по различным криминальным схемам, позволяющим длительное время внешне легально добывать песчано-гравийную смесь, ссылаясь на наличие различных решений, соглашений, договоров, полученных от областных органов государственной власти или органов местного самоуправления. В то время как единственным законным основанием добычи полезных ископаемых является лицензия. Прикрывая такими документами свой незаконный бизнес, хозяйствующие субъекты бесконтрольно добывали песок и гравий, не выплачивая налогов государству. Учитывая высокую потребность в строительных материалах, этот бизнес является весьма доходным.

Одними из таких разрешительных документов стали решения Департамента лесного комплекса и водных ресурсов Иркутской области (в настоящее время Министерства лесного комплекса Иркутской области) о предоставлении водных объектов в пользование для проведения берегоукрепительных и дноуглубительных работ, для отсыпки муниципальных дорог.

Учитывая, что варварское, незаконное использование недр и водных объектов для добычи песка и гравия на территории Иркутской области, стало широко распространенным явлением, участие в этом процессе органов государственной власти недопустимо, поскольку является коррупционным фактором.

Часто используются незаконные решения органов местного самоуправления. Это соглашения о социально-экономическом сотрудничестве, заключаемые между администрациями сельских поселений и фактическим недропользователем по благоустройству и укреплению берегов рек, а также договоры, заключаемые также между администрациями сельских поселений и предпринимателями по очистке русел рек, по проведению противопаводковых мероприятий и т.п. Как показали прокурорские проверки, данные договоры являлись по существу мнимыми сделками, прикрывающими главную цель – добычу общераспространенных полезных ископаемых.

Также отмечена явно недостаточная работа в этом направлении контролирующих органов. Несмотря на увеличение количества выявляемых фактов незаконного пользования недрами, ни территориальным органом Росприроднадзора, ни Службой по охране природы и озера Байкал заявления с требованием об ограничении, о приостановлении или запрещении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в сфере охраны окружающей среды, не предъявлялись.

Всего правоохранительными органами области по фактам незаконной добычи общераспространенных полезных ископаемых возбуждено 8 уголовных дел. Из них два уголовных дела направлены в суд, остальные находятся в стадии рассмотрения. По результатам прокурорских проверок внесено 48 представлений об устранении нарушений закона, по 38 возбужденным делам об административных правонарушениях виновные лица привлечены к ответственности. В суды направлено 12 исков, в том числе о взыскании причиненного природе ущерба нас сумму более 400 миллионов рублей. 5 исков судом уже рассмотрены и удовлетворены.

"Байкал24"



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ