Дороги для Сибири

На табло прибора для определения температуры хрупкости нефтебитумов - минус сорок по Цельсию. Обычный битум не выдерживает такую температуру, но для полимерного битума, который проходит испытания в лаборатории Дорожной службы, -40 - это далеко не предел.

Руководитель отдела контроля качества ДСИО Ирина Васильева знает рецепты, которые позволяют приготовить уникальный по свойствам материал. Такой битум не трескается даже при -50 °С и не растекается при +60 °С.

Испытания проходят на основе ГОСТа, утвержденного в 2003 году. Это первый за все годы конкретный шаг по внедрению новых технологий в дорожной отрасли Приангарья. Как не без гордости отметила Ирина Петровна, качество полимер-битумного вяжущего (ПБВ), который будут выпускать в Дорожной службе, значительно превосходит по температуре хрупкости требования госстандарта, который предусматривает всего минус 30 °С. Тем более не идет ни в какое сравнение обычный битум, которым сейчас пользуются все дорожные предприятия нашего региона. У него по ГОСТу температура хрупкости минус 17.

- Установка по производству полимер-битумных вяжущих уже закуплена и скоро разместится на одной из производственных площадок, - рассказывает Ирина Васильева. - Промышленная выработка асфальтобетона на основе полимер-битумных вяжущих - это настоящая революция в дорожной отрасли Восточной Сибири! Во всяком случае, в Иркутской области наша установка первая и пока единственная. Сейчас наши испытания близки к завершающей стадии - уже в этом сезоне, если ничего не помешает, планируется начать выпуск асфальтобетона по новой технологии.

Лаборатория Дорожной службы работает в постоянном контакте с представителями компании «Сибур», демонстрируя тесное содружество науки и практического опыта. «Сибур» - крупнейший в России производитель нефтехимической продукции, успешно конкурирующий с зарубежными производителями. Компания располагает собственной сырьевой базой и производственными площадками в Кемерове, Сургуте и Тульской области.

По словам Ирины Васильевой, до появления полимеров, в конце 90-х, пробовали делать устойчивые к низким температурам пластификаторы на основе гудрона, но результаты были не особо впечатляющими, и дальше опытов дело не пошло. Теперь в ДСИО испытывают различные полимеры - не только отечественные, но и импортные. На этой стадии проходят испытания ПБВ, потом настанет очередь готового асфальтобетона - выяснить оптимальное соотношение разных компонентов ПБВ можно только опытным путем.

- До начала любых дорожных работ, связанных с ремонтом и реконструкцией, проводятся лабораторные испытания местного грунта, выдаются рекомендации по составу дорожных материалов. Следующий этап - утверждение региональным или федеральным заказчиком. Их лаборатории проверяют наши заключения, проводят свои испытания. Только после этого можно приступать к конкретной работе на дороге. Контроль качества будет проведен еще раз - теперь уже после завершения всего цикла ремонтно-восстановительных работ. Для этого выбуриваются пробы из готового дорожного полотна и проверяется уплотнение асфальтобетонного покрытия.

В числе первоочередных задач лаборатории, помимо доработки новой технологии выпуска асфальтобетона, - выпуск катионной эмульсии, которая необходима как технологическая составляющая при работе ресайклера (по ряду причин специалисты Дорожной службы решили отказаться от применения в качестве вяжущего вспененного битума, как это планировалось, в пользу именно катионной эмульсии).

- В Дорожной службе действуют 17 лабораторий, практически в каждом филиале. В первую очередь будем расширять лабораторию в объединенном Нижнеудинском филиале. Здесь работала лаборатория по бетону, а теперь добавляется дорожное направление - испытания асфальтобетона. В Дорожной службе с энтузиазмом относятся к инновациям, видят их реальную пользу и всячески поддерживают. Пример - новая мобильная лаборатория, оснащенная по самому последнему слову дорожной науки. На сегодня в стране всего три такие лаборатории, включая нашу.

О том, что в Дорожной службе появилась мобильная дорожная лаборатория, генеральный директор компании Андрей Кайдаш рассказал участникам научно-практической конференции Союза дорожников, проходившей в середине апреля. Он подчеркнул, что с появлением подобного оборудования возможны новые подходы к проектированию транспортной инфраструктуры, проектно-изыскательским работам и построению геоинформационной системы автодорог Иркутской области в целом.

"Байкал24" впервые опубликовано



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ