Сто пятьдесят миллионов под катком

В асфальтировании улицы Новобульварная с каждым днем становится все больше темных пятен.

-Если честно, хр…о делается здесь все, - мужчины смотрят на разрытую Новобульварную.

Мы стоим на обочине дороги по улице Новобульварная. Обжигает щеки мороз. Ветер. Сегодня холодно, минус десять, а с ветром - и все пятнадцать, не меньше. На обочинах лежит снег.

Работы на улице Новобульварная в Чите ведутся уже несколько месяцев. Завтра, по словам рабочих, здесь собираются класть асфальт. Четырнадцатое ноября.

- Асфальтировать можно до минус пяти градусов максимум, да и то - если асфальт специальный, с добавками, которые позволяют работать на холоде, - делятся опытом дорожники, не один десяток лет отработавшие в отрасли. - При более низких температурах - это просто выбрасывание денег на ветер.

А ноябрьский ветерок может подхватить, ни много ни мало, больше ста пятидесяти миллионов рублей. Именно столько стоит контракт, заключенный администрацией Читы с муниципальным предприятием "Дорожно-мостовое ремонтно-строительное управление". Начав заниматься этим делом, ничего, кроме крупной суммы контракта, я не разглядела. До первого октября - срока исполнения ремонта - время было, работы велись. Казалось бы, обычный крупный проект городских масштабов со смешанным финансированием: из федерального, краевого и городского бюджетов.

Однако, столкнувшись с реакцией чиновников на интерес к этому делу, а потом и с теми подробностями, которые, что называется "лежали на поверхности", интерес к делу проснулся совершенно не как к очередному проекту по улучшению города.

Аукцион

Весной 2009 года на право реконструировать улицу Новобульварная (от улицы Шилова до улицы Ковыльная) среди дорожных организаций был объявлен аукцион, максимальная цена контракта по которому составила 150 млн. 323 тыс. 180 рублей. Одним из условий выполнения работ стало соответствие техническим требованиям, строительным нормам и правилам, зафиксированным в российском законодательстве. Это я к слову о морозам ниже минус пяти градусов говорю. Согласно контракту, реконструкция должна была быть завершена до 1 октября 2009 года. В идеале в аукционе должно было участвовать несколько компаний. Побеждала та, которая предлагала наименьшую стоимость.

Заявки на участие в торгах принимались с 28 мая до 17 июня того же года. За все время желающих освоить 150 миллионов не нашлось. До 16 июня, за сутки до окончания срока приема заявок, с интервалом в 40 минут документы для участия в аукционе принесли представители муниципального предприятия "ДМРСУ" и ООО "АРМстрой".

Комиссия по допуску к аукциону, рассмотрев заявки, "АРМстрой" забраковала. Причина отказа - отсутствие лицензии на выполнение работ по магистральным улицам и дорогам городов. Между тем, в пакете документов, которые представители фирмы сдали на конкурс, была копия благодарственного письма от Агинского Бурятского округа за благоустройство "Армстроем" территории и асфальтирование дорог и площадок. Надо полагать, дороги и площадки фирма асфальтировала не в степи.

Таким образом, к аукциону допускалось лишь бюджетное "ДМРСУ", которое автоматически становилось победителем в конкурсе. С управлением, естественно, торговаться никто не стал, и договор на реконструкцию улицы Новобульварная был заключен по максимальной стоимости контракта.

Запросы к сайту

Больше месяца назад мы направили запрос на имя Вячеслава Шуляковского, начальника управления строительства, транспорта и связи, заместителя председателя комитета градостроительства и развития социальной инфраструктуры города Читы. Месяц ждали ответа. В результате официально, на бланке с печатью, ответы на все вопросы нам посоветовали искать на сайте городской администрации.

Документы по конкурсу там действительно были. Но вопросов меньше не становилось.

Ни в одном из материалов, размещенных на сайте, информации о конкретной протяженности дорожного полотна, которое на тот момент уже реконструировали, не было. Согласитесь, формулировка "от улицы" и "до улицы" вряд ли сравнится по точности с измерением площади в квадратных метрах.

Пока ждали ответ, первое октября - срок окончания работ - прошел. А ремонт, мягко говоря, был далек от окончания.

По условиям контракта, в случае просрочки, предусмотренной контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки, штрафа или пени за каждый лишний день работы. Размер неустойки устанавливался контактом в размере пяти процентов от суммы муниципального контракта. То есть неисполнение работ вовремя должно было обойтись ДМРСУ как минимум в 7 миллионов 516 тыс. 159 рублей. Но предприятие-то муниципальное! То есть финансируется за счет бюджета города. Получается, за просрочку, допущенную руководством предприятия, в конечном итоге должны были платить горожане?

Исполнитель мог быть освобожден от уплаты неустойки, если смог доказать, что просрочка исполнения произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика.

Разговоры полезные и не очень

Звоню начальнику финансово-экономического отдела городского управления строительства, транспорта и связи Татьяне Охрименко.

- Татьяна Викторовна, первое октября прошло, а работы продолжаются. Почему?

- Срок выполнения продлен до 1 ноября 2010 года.

- На год!?

- На год.

- В связи с чем?

- Погодные условия.

Прощаемся. Начинаю вспоминать прошедшее лето. Погоду в какой именно день какого месяца можно было причислить к "непреодолимой силе", из-за которой сроки реконструкции потребовалось продлить аж в три с лишним раза?!

Листаю документы… Срок действия лицензии у ДМРСУ истекает не 1 ноября 2010 года, а гораздо раньше - 8 августа. Будут ждать продления лицензии или на два месяца нелецензированных работ можно будет закрыть глаза?

Несколько дней подряд набираю номер кабинета Вячеслава Шуляковского, начальника управления строительства, транспорта и связи. Очень хочется узнать, будет ли из-за столь значительного увеличения сроков работ пересмотрена в пользу увеличения смета, и какая часть из 150 миллионов уже перечислена в ДМРСУ? После многодневной тишины на том конце провода набираю номер сотового. "Перезвоните завтра". Перезваниваю. "Перезвоните после обеда". Жду трех часов. Наконец, слышу заветное: "Что вы хотите?". Перечисляю: пеня, увеличение сметы, сколько проплачено…

- Этого вам никто не скажет, - монотонно отвечает Вячеслав Николаевич. - Это коммерческая тайна.

С каких пор расходование бюджетных средств стало коммерцией, чиновник не объяснил.

Дозвониться до Анатолия Куликова, председателя комитета градостроительства и развития социальной инфраструктуры, пока так же не удалось.

Кто заплатит за асфальт?

Как говорилось выше, специалисты-дорожники хором твердят, что при температурах ниже минус пяти градусов асфальт долго не выдержит. По контракту, в случае некачественно выполненных работ исполнитель, то есть МП "ДМРСУ", будет обязано "брак" переделать. Если бы реконструкцией занималась частная фирма, все было бы проще. Но предприятие - муниципальное. А это значит, что на ликвидацию ляпов в работе потребуются средства… правильно, из бюджета. И это - во время, когда из-за острейшего дефицита прекращают финансировать даже самые необходимые социальные программы. Что творим, господа чиновники?

P.S. Газета "Экстра" будет следить за развитием событий. Данный материал с перечисленными в нем вопросами просим считать официальными запросами Анатолию Куликову и Вячеславу Шуляковскому.

Юлия Скорнякова

"



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ