Эксперимент на детях

Забайкальских школьников научат любить Бога?

9 ноября Правительство России определило 19 субъектов федерации, в школах которых в 2010-2011 годах проведут опыт по введению предмета "Основы религиозных культур и светской этики". Забайкальский край в число избранных не попал, и поэтому у нас преподавать новую дисциплину начнут в 2011 году, и то лишь в том случае, если правительственный эксперимент не провалится. И хотя программа обошла нас стороной, поводов для беспокойства предостаточно. О них и речь.

Статистика знает всё

Ещё не родившись, новая дисциплина успела сменить множество названий: "Основы православной культуры", "Основы духовной культуры", "Духовно-нравственная культура" и вот теперь - "Основы религиозных культур и светской этики". Вместо того чтобы ставить на ноги такие классические предметы как история, литература и МХК, руководство нашей страны тщетно пытается дать жизнь "Основам", способным разве что внести "раздрай" в подростковой среде. Защитники предмета публично подчёркивают, что их детище, являясь светским предметом, не ставит цель приобщить учеников к религиозной жизни. На деле же всё обстоит иначе. К примеру, в учебнике "Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры" приводится диалог учителя с учениками:

- Как вы понимаете слово "благоверный"?

- Благоверный - это тот, кто исповедует благую, правильную, истинную веру.

- Какая вера здесь имеется в виду?

- Православная.

Что при этом должны испытывать дети, чьи родители исповедуют другую религию или являются атеистами? Как выяснилось, такой вопрос менее всего интересует поборников духовно-нравственной культуры.

"Все мы - русские, все мы - православные", - главный лозунг сторонников нового предмета. Читинский епископ Евстафий, комментируя постановление Правительства, заявил: "В нашем государстве, где 85 процентов населения соотносят себя с Православием, необходимо знать историю Православной Церкви, ее культуру". Что ж, 85 процентов - это, безусловно, аргумент. Если, разумеется, подобная цифра реальна.

Беда в том, что как в советские времена с высоких трибун объявляли о числе коммунистов и комсомольцев, так и сегодня можно услышать о количестве православных христиан. При этом те, кто манипулирует подобными показателями, забывают, что подсчитать число верующих сложнее, чем количество членов партии. "Русский - значит, православный", - вот тот единственный метод, руководствуясь которым можно прийти к 85 процентам. Однако не стоит забывать, что среди русских есть значительное число протестантов, атеистов и просто индифферентных граждан, которых мало волнуют религиозные вопросы.

В отличие от иерархов РПЦ, ВЦИОМ утверждает, что православными себя считают 55-59 процентов россиян (у нас в регионе - 53 процента). При этом воцерковленных православных христиан, то есть верующих, которые соблюдают предписания своей религии, постятся и регулярно участвуют в богослужениях, и того меньше. По подсчётам МВД, даже на пасхальное богослужение - наиболее массовое мероприятие православного года, в городские храмы России приходит от 0,5 до 2 процентов наших сограждан. Если утроить эту цифру (и даже ушестерить!), предположив, что часть россиян смотрит пасхальное богослужение по телевизору, а еще часть молится в сельских церквях, всё равно не удастся добраться до заявленных выше 85 процентов, позволяющих перекраивать под себя всю образовательную систему.

Вам - налево, вам - направо

Вняв доводам критики, государство решило пойти на уступки. Теперь планируется, что новый курс "Основы религиозных культур и светской этики" будет включать несколько факультативов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, а также основы мировых религиозных культур и основы светской этики. По плану мероприятий Министерству образования и науки РФ поручено в ноябре текущего года разработать и апробировать механизмы выбора учащимися и их родителями одной из этих составных частей нового школьного предмета. С таким решением согласился и забайкальский архиерей владыка Евстафий: "Часто можно слышать, что введение предмета "Основы православной культуры" будет нарушать свободу совести людей других вероисповеданий. Однако в местах, где проживают люди других религиозных убеждений, можно позаботиться о создании классов с этнокультурным компонентом образования, где дети могут изучать свою веру. Государство должно стремиться помогать детям получать знания о той религии, которую исповедуют их родители".

Казалось бы, тема исчерпана. Однако такая вариация не менее жёстко бьёт по школьникам. Заметив это, делегаты очередного епархиального съезда дальневосточной епархии русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) приняли обращение о недопустимости введения в общеобразовательных школах предметов религиозного образования. В документе говорится, что "разделение учащихся в светских учебных заведениях по конфессиональным признакам усилит межрелигиозную напряженность в обществе". Комментируя решение староверов, протоиерей РПСЦ Елисей Елисеев добавил: "Представьте, если в начале урока детям объявят: "буддисты - налево, христиане - направо", какую рознь это вызовет в неокрепшей подростковой среде! Наши дети бьют друг друга, оказавшись в разных группах по изучению иностранного языка, что же будет, когда их разделят по религиозному принципу?".

Интересно узнать: а кто будет преподавать новый предмет? По словам Валентины Спивачук - пресс-секретаря Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, в случае, если "Основы" пройдут апробацию в 19 регионах и будут введены повсеместно, "вести новую дисциплину будут светские педагоги, прошедшие переквалификацию в Забайкальском институте повышения квалификации".

Логический выход

Как кажется, государство, стремясь повысить нравственный уровень своих граждан, поступает правильно. Вот только склоняется к методам, которые скорее вызовут у современных школьников раздражение и отторжение, чем сочувствие и уважение. Одно дело, когда Рождество или Курбан-байрам - семейные праздники, и другое - когда они становятся вопросами домашнего задания или контрольной работы.

Не учли создатели программы и ещё один вопрос: достаточно ли подготовлены к ведению подобных дисциплин школьные педагоги, среди которых могут быть и неофиты, то есть люди, недавно приобщившиеся к вере, но стремящиеся быть большими верующими, чем сам Патриарх? В 2005 году читинская журналистка Марина Некрасова писала в материале "Я Бога… боюсь": "В школе, где учится девочка Настя, несколько раз проходили уроки, видимо, по истории религии. Учительница, если верить Насте, всё время повторяла, что все люди, которые в церковь православную не ходят, - "мрази и быть им в аду". Как результат - искажённое представление ребёнка о Боге: "Он злой, он может наказать всех, даже мою маму, а мама у меня очень хорошая и самая добрая, хоть и в церковь не ходит". Этот рассказ демонстрирует одно: воссоединение школы и Церкви больнее ударит по последней. Ведь в таком случае православие из авторитетной силы превратится в современный аналог марксизма-ленинизма.

Можно ли научить школьников вере, не прибегая к столь изощренным методам? Ректор Агинской Буддийской Академии Владимир Чимитдоржиев, выступая весной этого года на заседании Ассамблеи народов Забайкалья, заметил: "Межрелигиозные вопросы сложны, и подходить к ним нужно с большой оглядкой". А по мнению Габдуллы Ахмедьянова - исламоведа и учителя арабского языка читинской мечети, "всё необходимое у нас для этого есть". Он считает, что нужно популяризировать работу "воскресных" школ. Что касается последних, то, к примеру, в Чите сегодня действуют православная прогимназия, начальная школа арабского языка при мечети, "воскресная" школа иудейской синагоги, католический Центр помощи семье и детям, различные протестантские образовательные объединения. И в то же время в них обучается лишь около 800 человек, что составляет менее двух процентов от общего числа городских школьников. А это в очередной раз подтверждает: желание ввести религиозное образование в средние учебные заведения отвергается не только светским законодательством России, но и волей большинства читинцев. Они не посчитали нужным отдать своих чад в "воскресные" школы.

Специалисты кафедры социальной антропологии, философии и религиоведения ЧитГУ считают, что "полезнее было бы вернуть в школы "Логику", незнание которой больно бьёт по мыслительному процессу многих россиян". И, как показывает чехарда вокруг введения "Основ духовной культуры", подобная точка зрения не беспочвенна.

Илья Баринов

<p align=right><a target=_blank href=http://zabmedia.ru/?page=articles&text=1456>"Экстра"</a></p>



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ