Юрий Бажанов: Качество продукции наших производителей конкурентоспособно

Одной из самых обсуждаемых тем сегодня остается продовольственная безопасность. О ней чаще всего говорят с точки зрения возможности государства и отдельного региона самостоятельно обеспечить себя продуктами питания. О том, как решается этот вопрос в Иркутской области, какие перспективные проекты помогут региону повысить свою независимость на продуктовом рынке, как власти могут решить проблему доступности продуктов питания для населения – министр сельского хозяйства Приангарья ЮРИЙ БАЖАНОВ.

Производство мяса как стратегия

– Юрий Семенович, насколько сегодня актуален вопрос продовольственной безопасности для Иркутской области?

– Наш агропромышленный комплекс делает все, чтобы население области было обеспечено сельскохозяйственными товарами, хотя в этом плане нам предстоит еще очень большой объем работы. По молоку, куриным яйцам, картофелю, овощам регион практически покрывает собственные потребности. Но мы только на 57% обеспечиваем себя мясом, на 63% – хлебом. То есть оставшиеся доли покрываются за счет продукции из других регионов и импорта.

Если продовольственное зерно в нашем регионе в принципе выращивать сложно – из-за климатических условий, то вывести область на самообеспечение по мясу – необходимая задача.

Нужно отметить, что в животноводстве в последнее время наблюдается позитивный сдвиг. Хотя увеличение объемов производства молока мы получаем не за счет роста поголовья, а именно благодаря качественным факторам, повышению продуктивности коров. За девять месяцев надой на одну фуражную корову составил 2820 килограммов молока, это на 93 килограмма больше, чем в прошлом году. По итогам года мы планируем получить показатель как минимум до 3,5 тонн.

Если говорить о росте производства, опираясь на показатели сельхозпредприятий, то увеличение заметное. Так, выпуск мяса к уровню прошлого года вырос на 6,4%, молока – на 1,4%.

Если же учитывать данные по всем категориям хозяйств, то за счет снижения показателей в подсобных хозяйствах рост производства мяса составляет всего 3,4%, а выпуск молока сократился на 0,8%.

– Что реально можно сделать в ближайшее время, чтобы заметно изменить ситуацию по тому же мясу?

– Сегодня мы возлагаем большие надежды на реализацию крупных инвестиционных проектов в регионе. Они проходят строгий отбор на федеральном уровне, но зато могут рассчитывать на значительную поддержку бюджета. К примеру, в Минрегионразвития уже одобрен наш инвестиционный проект по увеличению выпуска мяса бройлеров на «Саянском бройлере». Рост производства будет практически двукратным. Проект, без преувеличений, огромный. Треть затрат на него ляжет на само предприятие, это условие участия в федеральной программе. Остальное, а это более 1 миллиард рублей, будет привлечено в виде кредита. Федеральный и региональный бюджеты будут субсидировать процентную ставку по займу, федеральный бюджет также выступит гарантом по кредиту.

Буквально на прошлой неделе в Москве также прошла защита инвестпроекта агрохолдинга «Кормовец» о создании свинокомплекса в Братске. Когда-то в городе строилась птицефабрика, но не была запущена, остались пустые корпуса. «Кормовец» (в его состав входит мясокомбинат «Падунский») решил на базе этой птицефабрики построить свинокомплекс. Мощное предприятие будет откармливать более 100 тысяч свиней в год. Для сравнения, поголовье свиней в области сегодня составляет 247 тысяч голов. Этот проект особенно интересен тем, что в нем будут задействованы многие сельскохозяйственные организации Братского района. Они займутся производством кормов. Будут обеспечены рабочие места, задействована пашня. Кроме того, рядом находится мясокомбинат, то есть все сырье с предприятия сразу пойдет на переработку. Также в составе холдинга есть торговый дом, который сам будет заниматься реализацией продукции, исключая лишнее звено посредников.

Свое должно быть дешевле

– Продовольственная безопасность – это не только обеспечение региона собственными продуктами, но и их доступность населению с точки зрения цены.

– Безусловно. И наша главная задача в стабилизации цен – снижение роли посредников в ее формировании. Задумайтесь, сельхозпредприятие тратит целый год, чтобы вырастить овощи, выкормить скот, а в итоге получает небольшую прибыль. А перекупщики за какой-то месяц зарабатывают больше в разы. Мы работаем над тем, чтобы продукция наших сельхозтоваропроизводителей поступала напрямую к покупателям.

Для этого организуются ярмарки, выставки, и в принципе многое уже удалось сделать. Но есть и проблемы. В частности необходимо улучшить работу потребительской кооперации, которая сегодня является, по сути, главным торговым центром в сельской местности. Этот вопрос заслуживает особого внимания, его планируется рассмотреть на заседании правительства области.

Кроме того, мы сейчас решаем вопрос с федеральным центром о поддержке в регионе собственной оптово-розничной торговой сети. Пока это вопрос непростой. Для кооперативов он практически решен, сейчас они имеют возможность брать кредиты до 40 миллионов рублей и за счет этих денег строить рынки для реализации своей продукции. Создают рынки и фермерские хозяйства, к примеру, строительство такого рынка сейчас ведет фермер в Тулуне. Но крупным холдингам кредитная поддержка для создания рынков необходима.

Конечно, новые рынки будут отвечать современным требованиям качества, будут оснащены современным торговым оборудованием, ветеринарными лабораториями. Организация прямой продажи, безусловно, скажется на стоимости сельхозтоваров. Продукты на таких рынках будут процентов на 30 дешевле.

– Как еще власти могут оказать влияние на розничные цены на продукты питания? К примеру, при разработке закона о розничной торговле предлагалось ввести прямое регулирование цен...

– Есть и такая мысль, но этот законопроект еще в работе и он вызывает много споров. Если заниматься регулированием, то не просто регулированием розничных цен. Ведь на стоимости продуктов заметно сказываются рост энерготарифов, удорожание нефтепродуктов, удобрений, техники. Возможно ли все это регулировать?

Конечно, динамика тарифов должна быть умеренной. К примеру, все сельское хозяйство области потребляет всего 0,6% от общего объема электроэнергии. То есть сельское хозяйство – это не тот сектор, где энергетики получают значительную прибыль. Но при этом аграриям электроэнергия продается по 1,07 рубля, хотя для базовых потребителей ее стоимость составляет всего 41 копейку. Как следствие, у нас под угрозой работа тепличных предприятий, которые с такими расходами не справляются. Сейчас эти вопросы еще решаются, идет поиск вариантов поддержки. Так, положительным фактором стало то, что во время уборки урожая государство сделало сельхозпредприятиям 10%-ную скидку на нефтепродукты.

– А как, на ваш взгляд, отразится на местных производителях вступление России в ВТО?

– Отечественные производители, я уверен, не пострадают. Качество нашей продукции вполне конкурентоспособно. Но нужно отработать цепочку реализации от поля до прилавка. Чтобы наш фермер был уверен, что вся продукция, которую он производит, найдет покупателя. Пока у нас нет четкого рынка сбыта. Это главная задача, над которой мы сейчас работаем, привлекая потребительскую кооперацию, организуя госзаказ.

Госзакуп и госзаказ

– Сколько в этом году составила государственная поддержка АПК?

– В этом году бюджетная поддержка была уменьшена, но мы работаем исходя из тех ресурсов, которые нам выделяются. Главная задача заключалась в том, чтобы привлечь максимально возможное количество денег из федерального бюджета. В этом году 78% бюджетной поддержки агропромышленного комплекса области приходится на федеральный бюджет и 22% – на региональный. То есть 252 миллиона областных рублей позволили нам привлечь 855 миллионов федеральных. Плюс участие в федеральной программе по поддержке производства молока, которая принесла дополнительно еще почти 39 миллионов рублей. Эти деньги пойду на субсидии предприятиям за каждый литр произведенного и реализованного молока.

– Как, помимо субсидирования, госвласти могут поддерживать сельхозпроизводителей?

– В условиях дефицита, когда бюджетные средства ограничены, одним из механизмов поддержки стали государственно-закупочные интервенции. В этом году мы продали в государственный фонд 27 тысяч тонн зерна, за счет продажи получили 165 миллионов рублей. Второй источник финансирования – это государственный заказ. За восемь месяцев по прямым договорам сельхозпредприятия поставили в бюджетные организации продукции на 250 миллионов рублей. По итогам года мы ожидаем, что эта сумма составит 400 миллионов рублей.

– Но пока местные предприятия не обеспечивают полностью потребности бюджетной сферы в продуктах питания?

– Мы движемся в этом направлении. Серьезная работа по этому вопросу началась только в этом году. Министерство направило госзаказчикам рекомендации по размещению муниципальных заказов для обеспечения бюджетной сферы продовольствием. Мы также разработали зональные карты, списки предприятий с наименованиями продукции, которую они реализуют, и ценами.

Сами госзаказчики уже поняли преимущества заключения контрактов с местными предприятиями. Это не только выгода по цене. Производитель, в отличие от перекупщика, отвечает за качество своей продукции, ценит свою репутацию.

– Каковы сегодня основные приоритетные направления региональной аграрной политики?

– В первую очередь это поддержка животноводства, как традиционной отрасли. Еще одно важное направление – поддержка малого и среднего бизнеса. Мы планируется реализовывать в Иркутской области программу по строительству семейных ферм. Сегодня большая доля продукции приходится именно на личные подсобные хозяйства, фермы. Личные подворья производят небольшие объемы продукции, но если их объединить, то они смогут создавать переработку, выходить со своим товаром на рынок.

Одно из сложнейших направлений – техническое оснащение сельского хозяйства. Конечно, это должно быть связано с выделением субсидий, потому что самим аграриям сложно приобретать дорогостоящую современную технику, а заложить ее в цене товара – значит ударить по кошельку потребителя. В этом направлении мы пока рассчитываем на областную программу, в рамках которой субсидируются проценты по кредитам на приобретение техники.

Нельзя обойти и такой вопрос, как социальное развитие села. Так, по региональной программе строительства для селян в прошлом году мы ввели 19 тысяч квадратных метров жилья, в этом году мы рассчитываем получить тот же показатель. Кстати, действующая региональная программа по социальному развитию села рассчитана до 2010 года. Сейчас мы уже готовим проект программы до 2012 года, думаю, что уже в первом квартале следующего года мы выйдем с ней на сессию Законодательного Собрания области.

Анастасия Дерягина
Фото: Лариса Федорова

<p style='padding-right:18px;' align='right'><a target='_blank' href=http://og-irk.ru/?doc=3697>"Областная"</a></p>



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ