Неотехнократия, или Об инженере замолвите слово

Если перед обществом ставится задача непрерывного обновления, модернизация экономики и переход к инновационному развитию, то реализация этой задачи возможна лишь инженерами. Нужны предприятия с технологическим потенциалом, наука – с потенциалом разработок, знаниями наукоемких технологий. Структура бизнеса предприятия: 1. Рынок – стратегическое исследование – маркетологи. 2. Проектирование изделия, подготовка производства и само производство изделия – область инженерных исследований. Работа инженера – качество изделия, затраты на его производство, сроки вывода изделия на рынок. 3. Сбыт, прибыли – логистика – финансисты. Надо было вновь учиться, и жизнь научила – выживать. Но самое главное – не только выживать, но и развиваться и жить. И деньги есть. Нет результата. В 2009 году российский бюджет потратил на инновации вдвое больше, чем американские венчурные фонды – 38 млрд. долл. против 17 млрд. долларов. На эти деньги в США запустили 2795 проектов, в РФ – 50. Каков эффект? Нужны политическая воля власти и люди с деловым опытом – инженеры. Только соответствующее совмещение этих факторов позволит решить задачи инновационного развития.

Портрет инженера

Инженер с французского – способность, изобретательность. Первоначально инженерами называли лиц, которые управляли военными машинами. Понятие «гражданский инженер» появилось в XVI веке в Голландии и относилось к строителям мостов и дорог. Инженерное образование в России появилось с 1701 года в г. Москве в школе математики и навигационных наук, а с 1712 года – в первой инженерной школе.

В русской армии XVI века инженеры назывались «розмыслами». Основной инженерной задачей уже в наше время считается разработка новых и оптимизация существующих решений. Например, оптимизация проектного решения, оптимизация технологии. Разработка принципиально новых решений (в т.ч. изобретательство) составляет малую часть инженерного труда, но наиболее значимую.

Инженер – творец, видит конкретный результат своего труда в дереве, кирпиче, металле, который приносит людям радость жизни, комфорт, пользу в прямом житейском смысле. Намного интереснее жить, зная, что сейчас и здесь результат твоего труда. Это не история расселения гуннов или рассуждение об устойчивом ионосферном развитии планетарного уровня в будущем. Конечно, это тоже надо знать обществу, но реализовывать это будут инженеры.

Надо начинать с «новой школы»

Сейчас в школах пытаются ввести предмет преподавания – инновации. Без технической профориентации это – профанация. Работодателю нужны специалисты из вузов не просто со знаниями, а с набором компетенций. Учитывают ли это школа и вуз? Экономистов готовят все вузы республики, а выбрать не из кого.

Плохо, что и бизнес пока не определился, как он будет действовать. В посткризисный период логично привлечь бизнес к системе обучения. Вузы должны отказаться, как, кстати, и все системы профобразования, от консервирования специальностей, от «моды» на профессию, за которую платят родители. Определение запросов на специалистов, контроль за качеством их обучения должны происходить с активным участием работодателей и быть публичными.

Но готов ли бизнес к этому сотрудничеству? Готов ли платить за подготовку, переподготовку кадров, как принято в успешных компаниях, свыше 3% от всей выручки?

Предприятия требуют компетентных специалистов, тех же инженеров по Советской привычке: от государственных вузов. Они требуют повышения квалификации своих сотрудников, но – учитесь за свой счет и во время отпуска. Работодатель все время ждет: вот вырастут отдача, качество, эффективность труда инженера, тогда и зарплату повысим. А надо наоборот. Только там высокая отдача, эффективность труда, производительность, где уже высокая зарплата.

Мы стесняемся признать низкую производительность труда. Размышляем и призываем к модернизации реальной экономики. Но модернизацию еще надо осознать: чтобы инженер знал, для чего и за что он трудится.

Модернизация – выправка в экономике – уступает выучке. Начинать надо с «новой школы» с материальной базой, с профориентации школьников, финансового участия бизнеса в формировании программ обучения бакалавров и магистров, создания в вертикально-интегрированных холдингах своих бизнес-школ.

Хороший специалист, как и современный программный станок, требует больших стартовых денег и высокой зарплаты эксплуатации.

В Германии 82,6% выпускников вузов со специальностью «инженер» через год устраиваются на работу со средней зарплатой 3782 евро в месяц, 79,6% экономистов производств – 3662 евро. В то же время такие специалисты, как социологи, психологи, политологи, педагоги, экономисты –50-60% с зарплатой в среднем 3200 евро.

Выпускник технического вуза Южной Кореи получает в первый год зарплату 2400 долл. А в России? Не поэтому ли у Билла Гейтса в Microsoft работают более одной тысячи выпускников МГУ?

Как выбрать профессию?

В Бурятии 143 учреждения дополнительного образования – творческие объединения, секции, кружки. В них занимаются 71,7 тыс. детей. Структура учреждений дополнительного образования многогранна:

– 36% всех учреждений дополнительного образования – многопрофильные учреждения гуманитарного направления;

– 6% – учреждения художественно-эстетического направления;

– 38% – физкультурно-спортивные секции;

– 7% – туристическо-краеведческие;

– 7% – оздоровительно-образовательные.

И лишь 3% – технического и эколого-биологического направления, т.е. не более 2 тыс. детей. «Новая школа» (на то она и новая) должна обязательно иметь фундаментальную базу профориентации школьников. Программу обучения нужно связать с будущей профессией.

В США в 1994 году был принят закон, название которого можно перевести как «О возможностях образования для работы». Закон предусматривает создание общенациональной системы поддержки образования молодежи, чтобы повысить конкурентоспособность выпускников школ на рынке труда. Так, например, уже до 7 класса школьникам должны предоставлять консультации, лекции, семинары, тесты, которые помогают им определить свои слабые и сильные стороны, понять, какая профессия может их привлечь. К началу 11 класса ученик должен выбрать свою профессию. Одна из задач другого закона «Цели 2000: образование для Америки»: повышение успеваемости школьников в области точных наук – физики, математики.

В 80-е годы Улан-Удэнский авиационный завод совместно с Минобразования РБ создал один из первых лицеев в г. Улан-Удэ с солидной базой профориентации: оборудованные мастерские, технология и специалисты завода. Этакий школьный микрозавод машинопрофильного производства. И не только. Место в системе профориентации нашлось кружкам и секциям гуманитарного направления и спорта.

В итоге формировалась среда для стимулирования получения технического образования, для развития идей и изобретений. Но во времена рыночной революции лицей и авиазавод потеряли друг друга.

Самая важная профессия – инженер

Существует мнение, будто большую часть своего времени инженер делает то, чем обычно занимаются техники или механики. Отнюдь нет! Инженеру часто приходится мыслить абстрактно, обдумывать факты, вычислять, сопоставлять и реже иметь дело с конкретными приборами.

То есть инженер имеет дело не с техническими системами, а с их описаниями – технологическими процессами. Он преобразует эти описания от неясных требований заказчика к четким и однозначным, например, чертежам. В инженере XXI века ценятся знания и опыт по обеспечению связей производства с рынком (маркетинг, экономика, психология, специальность).

И если пока еще инженер может обойтись традиционными методами проектирования и создания техники, то в будущем он без овладения методами предотвращения факторов «расплаты» будет беспомощен: брак, аварии, экологические загрязнения. Способность овладения методом предотвращения факторов «расплаты» вкупе с изобретательностью оказывается ядром подготовки инженеров XXI века, нацеленной на достижение полезного эффекта с неуклонно снижающимися факторами «расплаты». Экономика и экология не будут больше антиномиями. И вообще, правильнее сделать так, чтобы не вуз, а корпус инженеров присваивал звание «инженера», после соответствующих испытаний.

Буквально во всех странах дефицит инженеров возрастает. В той же Германии не хватает 100 тыс. инженеров. В Китае в прошлом году выпущено столько инженеров, сколько их выпускается во всем мире. Что же говорить о России?

Советские инженерные кадры еще держат нас на плаву, но стремительно устаревают. У нас пока полное несоответствие того, что привыкли с этим делать, и того что необходимо делать по-новому. Надо смело посмотреть в лицо этих несоответствий, а не убегать от них.

Через пять лет самой важной профессией будет профессия инженера, как это было 30 лет назад. Уже сейчас на рынке специалистов инженерного дела наблюдается значительное превышение спроса над предложением. Настоящих профи инженерного дела реальной экономики на рынке мало.

Самое модное и престижное место за рубежом занимают технические университеты. В Германии – Мюнхенский технический университет, в США – Массачусетский технологический университет, во Франции – Эколь политехнический университет. С превосходной исследовательской базой, лабораториями. У нас даже техническое училище им. Баумана не дотягивает до научно-исследовательского университета.

В России сокращается научно-техническая элита. Количество научно-технических работников и чиновников-бюрократов сравнялось. На 1000 человек населения в 2000 г. было 3,7 чиновников, 7,9 научно-технических работников. В 2005 г. – 6,0 и 6,0. В 2009 году – 6,2 и 6,5, соответственно. На каждого с сошкой уже один с ложкой.

Спрос будет расти, но одновременно будут ужесточаться требования, предъявляемые к инженерным кадрам. Особенно будут востребованы не просто инженеры, а инженеры-конструкторы, инженеры-технологи, инженеры-энергетики и строители. Кроме того, инженеру легче найти работу, если он получит дополнительное образование – экономиста, сметчика, эколога, переводчика.

Необходим призыв к родителям: ориентировать школьников на реальный сектор экономики, на технические специальности при выборе будущей профессии. Продукт деятельности инженера – не статья, не книга, а разработки. Что легче и проще? Легче изучить свою историю, культуру, философию, тем более, за государственный счет.

Темп обновления знаний в технических, инженерных науках – самый быстрый. Трудно учиться в технических университетах, трудно работать на современных производствах.

В то же время из России уезжают не историки, философы, а инженеры, ученые-естественники. Точнее, научно-техническая интеллигенция. В США только в 2000 годы уехали 63 тыс. ученых и технических специалистов.

А традиционное инженерное образование продолжает обеспечивать кадрами существующего или даже вчерашнего технологического уклада. Исследования по заказу Минобразования РФ показывают, что 38% выпускников технических вузов нуждаются в переподготовке сразу после получения диплома. При этом у них завышенные ожидания по зарплате. Отсюда бизнес предпочитает не принимать новых специалистов, а обучать имеющиеся кадры. Уже начинаем импортировать инженеров из-за рубежа. В США 16% из 21,6 млн. ученых и инженеров – иммигранты: из Индии – 515 тыс., Китая – 326 тыс., России – 63 тыс.

Необходимо формировать неотехнократию

Новые технологии нам не продают. А если и приобретаем оборудование новых технологий, то кто их освоит в производстве? Да и все делается точечно, бессистемно. Учеба в вузе, в зависимости от ее характера, благоприятствует и препятствует творчеству готовящихся к работе по инженерной специальности. Она может способствовать самостоятельности, но может и ее подавлять. Подготовку научно-технических работников, которые будут самостоятельно выполнять творческую работу, следовало бы отделить от подготовки инженеров, которые будут решать заранее определенные технические задачи, руководить обычными производственными процессами.

Известно, что будущие творцы новой техники получают в технических вузах слишком общую теоретическую подготовку, их перегружают описательным материалом, не привечают к самостоятельной работе. Они плохо знают иностранные языки, не приобретают опыта работы с литературой и Интернетом. Не задумываются над простейшим, потому что решение дается им в готовом виде. И сдают слишком много экзаменов.

Желательно больше использовать семинары и лабораторные занятия. Ну какой может получиться авиационный инженер-исследователь даже в первые два года обучения в ВСГТУ без наличия современных научных школ, лабораторий аэродинамического направления?

Должно стать правилом: вуз должен учить тому, на что у него есть соотвествующее научное обеспечение, кафедры и лаборатории. А не тому, за что платят родители, следуя моде профессий. В итоге не раскрываются действительные таланты и способности, вузы выпускают заведомо безработного и далеко не счастливого человека.

Профориентация «новой школы», работа с родителями, взвешенное с современными потребностями общества дополнительное образование, прозрение бизнеса и уход его от иждивенческого получения специалистов к активному участию в их подготовке. И – достойная зарплата инженера. Ибо результат его работы и есть материальная база улучшения нашей жизни.

Современному производству присущ переход от бумажной конструкторской и технологической документации к электронной модели изделия. Математическое моделирование становится основным инструментом оценки функциональных характеристик и технологии изготовления изделия. Эта модель не только объект проектирования производства, но и управления им. Она обеспечивает взаимодействие всех участников производственного процесса, интеграцию все данных на изделие – от идеи до послегарнированного обслуживания.

Следующий шаг – переход от построения электронной модели конструкции, подготовки производства, основного производства – к электронной модели предприятия и бизнеса. Это – реальность экономики США, передовых стран ЕС, Японии, производительность труда которых в шесть раз превышает нашу.

Но мы не желаем жить, как они, и продолжаем изучать историю и философию. Менять надо общественно-экономические приоритеты развития, мышление, в конце концов. И потратиться солидно. Нужны усилия, не просто усилия, а сверхусилия. Необходимо формирование неотехнократии. Именно технократии был обязан СССР своим могуществом. Носителем которой является инженер.

Инженер хочет осуществления на деле своей значимости и утверждении себя во времени и пространстве. Он хочет развиваться, служить делу, оказывать влияние на решения, касающиеся удовлетворения его личных потребностей.

Тогда и все мы лучше жить будем!

Юрий Кравцов



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ