Речь Его Святейшества Далай-ламы на встрече с буддистами из Западной Европы и России

Поскольку на эти учения приехало значительное число жителей западных стран, я решил провести отдельную встречу с вами. Прежде всего, я бы хотел поприветствовать вас. Люди часто проводят различие между Западом и Востоком, но на самом деле мы одинаковы. Те же самые человеческие существа. Разумеется, у нас разный цвет кожи, но под кожей разного цвета скрывается тот же самый мозг, те же самые нейроны. А потому у нас одинаковое сознание, одинаковые умственные способности, одинаковые эмоции. Так что между нами нет разницы.

Азиатские религии – христианство и мусульманство – зародившиеся на Ближнем Востоке, а в последующие века пришедшие на Запад, отвечают потребностям миллионов жителей Азии. В Азии берут свое начало и буддизм, и индуизм… Однако, поскольку все мы –одинаковые человеческие существа, то многие жители западных стран проявляют интерес к азиатским религиям в целом, а в наши дни – к буддизму. Ведь по сути мы одинаковы…

Любая религия – достояние всего человечества, и потому, как я упоминал выше, религии, зародившиеся в тех или иных странах, распространяются за пределы их границ. В этом столетии, а также в прошлом веке в силу развития средств коммуникации, появления множества книг и других источников информации, люди стали лучше осведомлены о восточных религиях вообще, и о буддизме в частности. В том числе и о тибетском буддизме. И вполне естественно, среди миллионов людей, относящихся к иудейско-христианской традиции, находятся и такие, кто в силу своего склада ума, считают буддийский подход более эффективным, более приемлемым. Вы, собравшиеся здесь, в основном родом из небуддийских стран – из стран с иудейско-христианскими корнями, однако вы проявляете подлинный интерес к буддийской Дхарме. Когда я говорю с вами, то чувствую, что все мы – люди, все мы одинаковы.

Вы остановили свой выбор на этом месте, довольно грязном… довольно пыльном… условия жизни никуда не годятся… Но порой это на пользу. У вас на родине условия куда комфортабельнее. Если постоянно жить в комфорте, то это может наскучить, так что, приезжайте сюда, поживите тут несколько дней. Прекрасно!

И потом, я думаю, полезно получить более широкую картину мира, увидеть развивающиеся страны. Тогда вы сумеете лучше оценить материальное благополучие своих стран.

Завтра я уезжаю, и вы тоже постепенно разъедетесь по своим странам. Те из вас, кто очень серьезно относится к буддийской Дхарме, пожалуйста, глубже изучайте ее. Сейчас публикуется много книг о буддизме на разных языках, и в частности о тибетском буддизме выходит все больше и больше книг. Пожалуйста, будьте серьезнее в своем изучении Дхармы.

Изучении религии, буддийской Дхармы не сводится к накоплению информации. Необходимо внимательно читать и размышлять о прочитанном. И основные моменты, упомянутые в книгах, мы должны применять в своей повседневной жизни. А также соотносить описанное в книгах со своим личным опытом. Так постепенно вы добьетесь более глубокого понимания буддийской Дхармы.

Например, Бодхичитта, безграничный альтруизм – какую пользу она приносит? Если вы постараетесь добиться хотя бы самого незначительного переживания Бодхичитты, то откроете для себя всю ее безбрежную пользу.

Поэтому недостаточно провести несколько дней на ритуальных церемониях и учениях. Не думайте, что какое-то благословение, снизошедшее на вас извне, сможет изменить вашу жизнь. Это в корне неверно. Изменения должны прийти изнутри. Будда сказал очень ясно: «Вы – хозяева своей судьбы». Будда так считал. Если говорить обо мне, то я – сам себе хозяин. Мое будущее целиком и полностью зависит от меня. Я могу возносить молитвы Будде, но на самом деле мое будущее целиком и полностью зависит от меня. Будда, учитель, дал нам метод, способ преобразовать себя, изменить к лучшему – сделать свою жизнь лучше, счастливее, наполнить ее смыслом… Поэтому очень важно – учиться.

Здесь есть и те, кто не слишком серьезен в своем интересе к буддизму, а быть может, среди вас присутствуют и вовсе неверующие люди… Что ж, пусть так. Совсем не обязательно следовать какой-то религии, можно оставаться неверующим, но нужно помнить, что главный возмутитель спокойствия – это наш ум. А значит, должна быть какая-то сила, которая сделает наш ум более сбалансированным, и эта сила – нравственная этика. Обычно я называю ее секулярной, светской этикой. Под словом «секуляризм» я понимаю не отказ от религии как таковой, или неуважение к религии. Согласно индийской традиции под «секуляризмом» понимают уважительное отношение ко всем религиям, в том числе и к воззрениям неверующих.

Недавно… в прошлом году мне довелось встретиться с лидером нынешней оппозиционной партии, господином Адвани, моим давним другом. Завязалась беседа, и он упомянул, что в Индии на протяжении тысячелетий сохраняется традиция уважения к всевозможным воззрениям. И он привел такой пример: в Индии есть одна школа философской мысли – Чарвака, которая отвергает существование следующей жизни, а также закон кармы; отвергает бога. Нет ничего – только эта жизнь. Представители всех остальных традиций, включая буддизм, считают эту философскую школу нигилистической. На уровне философии все прочие школы критикуют ее и обличают. Однако тех людей, которые следуют этим воззрениям, именуют «риши»… «Риши» означает «мудрец»… Их взгляды подвергают критике, а человека, придерживающегося этих взглядов, уважают. И он упомянул, что в этом один из факторов успеха демократии в Индии – свыше двух тысячелетий на интеллектуальном уровне разворачиваются диспуты, противоборствующие воззрения подвергают критике, но при этом сохраняется взаимное уважение.

Когда я говорю «секуляризм», то следую этой традиции – нужно уважать все религии, не отдавая предпочтения той или иной традиции, нужно также уважать и неверующих. Они тоже – люди, у них есть право выбора – исповедовать им религию или нет. Никто не может силой заставить их верить. Это их личное дело.

Вот почему секулярную этику я считаю всеобщей. Конечно, все религии говорят о важности нравственных ценностей: сострадания, правдивости, честности, умения прощать. Все это ценности вероучений, будь то признающих Бога-творца, или законы кармы, причинность или Будду…

Для неверующих же эти ценности – сострадание, умение прощать, терпимость – составляют основу нравственной этики. Они имеют огромное значение, если мы хотим, чтобы наша жизнь была счастливой. Если в вашем сердце есть сострадание, то ваше отношение к другим становится более позитивным. Вне зависимости от того, ответят вам тем же или нет, ваше собственное отношение к окружающему миру будет позитивным – а это приносит мир вашей душе.

А если в сердце зависть, в сердце гнев, подозрения, то это рождает страх… Как следствие, вы испытываете беспокойство, страх растет, и это заканчивается депрессией. Таким образом, наш внутренний настрой – это главный фактор. Если в нашем сердце больше сострадания, то это приносит огромную пользу нам самим в этой жизни, в этой повседневной жизни… Человек становится лучше… А как следствие, укрепляется его физическое здоровье. А значит, вне зависимости от того, исповедуем мы религию или нет, нужно развивать в себе сострадание. Придерживаться нравственной этики, общечеловеческих ценностей. Это то, что я хотел вам рассказать…

Для того чтобы воспитать в себе более благожелательное отношение к другим, необходимо добиться более целостной картины мира. Ведь, на самом деле, все относительно. В сравнении с одним положение вещей выглядит скверно, в сравнении с другим – напротив, благоприятно. Если у нас более целостная картина, то в душе больше покоя. Если смотреть под одним углом, выбрать одну, негативную точку зрения, и сконцентрироваться на ней, то ситуация будет представляться все более и более мрачной. И чем мрачнее будет она казаться, тем больше беспокойства будем мы испытывать, и это беспокойство в конце концов перерастет в гнев и ненависть, отчаяние. Однако на то же самое событие можно взглянуть и с более широкой перспективы, и тогда в нем можно обнаружить и позитивные стороны. И это принесет больше покоя нашей душе. Это первый момент…

Второй… Если вы столкнулись с трагедией – постарайтесь набрать дистанцию, взглянуть на нее с более широкой перспективы, и тогда та же самая трагедия покажется вам менее значимой… Если вы сосредотачиваете на трагедии все свое внимание, если только о ней и думаете, то она будет казаться вам очень серьезной … даже невыносимой… А если на ту же самую трагедию взглянуть с более широкой перспективы, то она покажется менее значимой. Я сам придерживаюсь этого подхода. Я – человек, потерявший собственную страну, беженец… И мне и то дело приходится выслушивать печальные новости с родины. Но мой ум по большей части пребывает в покое… А наши с вами тела устроены одинаково, эмоции у нас тоже одни и те же. Мы лишь по-разному относимся к возникающим в нашей жизни проблемам. Это, действительно, очень полезно – сохранять внутренний покой. Это не имеет отношения к религии – просто старайтесь более эффективно задействовать свои умственные способности… Этим я хотел с вами поделиться.

Возможно, среди вас есть те, которым довелось встречаться с людьми, пришедшими из Тибета. Кто-нибудь из вас встречался с тибетцами, пришедшими из Тибета? Возможно, вы слышали, что им довелось испытать в собственной стране. В особенности после 10 марта 2008 года… и сейчас в Тибете что-то вроде военной оккупации. По всему Тибету дислоцировано множество военных… И теперь, когда вы побывали здесь и поговорили с тибетцами, вам нужно попытаться поехать в Тибет и разобраться, что же там происходит. Конечно, поездка в Тибет обходится дороговато. Но я всегда говорю людям - займите деньги, а когда доберетесь туда, то наверняка купите какой-нибудь предмет тибетской старины, антиквариат… Вот и продадите его потом подороже. Непременно вы найдете там какой-нибудь антиквариат…. Очень и очень важно посетить Тибет и увидеть собственными глазами, что же там происходит. А затем вы должны рассказать китайским друзьям, а также людям в своей стране о том, что вам довелось увидеть. Это важно. Потому что у китайского правительства столько искаженной информации, что нам просто необходимо знать правду. Если в Тибете, как это утверждает китайская пропаганда, все хорошо, и 50-60 процентов тибетцев действительно счастливы, то тогда нам незачем вести нашу борьбу. Если все хорошо, то нам незачем их критиковать и незачем бороться. Но мы постоянно получаем информацию, о том, что в Тибете дела обстоят очень скверно… Конечно, внешнее материальное развитие имеет место – строятся дороги, открываются магазины… развитие есть, но мы – человеческие существа, и для нас очень важна свобода. Без свободы, а в особенности, в случае с Тибетом, без свободы вероисповедания, люди пребывают в отчаянии. Такая информация поступает к нам. И потому мы ведем нашу борьбу, боремся за свободу вероисповедания, возможность сохранять свою культуру… И если мы ошибаемся, если недовольна лишь горстка людей, большинство же по-настоящему счастливы, то сообщите нам об этом. И нам придется извиниться перед китайским правительством и международным сообществом – признать, что наша борьба была ошибочной, потому что мы основывались на ложной информации. Пожалуйста, поезжайте туда, проведите объективный анализ и сообщите нам о результатах.

С 2008 года китайское правительство выдвигает обвинения в наш адрес. Я сразу же обратился к китайскому правительству и международному сообществу, сказав, поезжайте в Тибет и сообщите нам об истинном положении вещей. Если ситуация соответствует нашей информации, и все обстоит скверно, то китайское правительство должно это признать и реалистично подойти к решению проблемы, и тогда можно найти взаимоприемлемое решение. Как говорил Дэн Сяопин, «нужно искать истину, опираясь на факты». Но для начала нам нужны факты. Мы должны искать истину с опорой на реальные факты. Поезжайте в Тибет – это важно. Это моя просьба к тем из вас, кто питает интерес к борьбе за свободу Тибета. Пожалуйста, помните об этом. На этом все. Спасибо.





"Байкал24"

оригинал текста и видео на сайте



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ