В Иркутске побывал известный актер, продюсер, телеведущий Леонид Ярмольник
Ученик Владимира Высоцкого, талантливый актер, продюсер Леонид Ярмольник на прошлой неделе посетил Иркутск. Он был здесь проездом, по делам политическим. Леонид Исаакович входит в федеральный гражданский комитет политической партии «Гражданская платформа» и приезжал ее поддержать накануне выборов, при этом нашел время для встречи с журналистами. Разговор был не только о политике.
«Получишь заслуженного — домой не приходи»
На встречу с журналистской братией Леонид Ярмольник приехал из Ангарска, где занимался тем, что помогал пристраивать бездомных животных.
— В Москве я тоже в этом участвую. Мы все в этом участвуем: Женя Миронов, Хабенский, Пореченков, Макаревич. Я председатель попечительского совета при правительстве Москвы. Мы там боремся за права обездоленных животных. Кстати, мы этим занимаемся уже пять лет, и результаты фиговые. Я все равно не могу уговорить правительство Москвы не раздавать деньги, которые на это выделяются из бюджета, разного рода аферистам. Пока не получается, притом что любую дверь я могу открыть, начиная от двери домоуправления и заканчивая дверью мэра Москвы и кабинета президента. Неоднократно мы с Макаревичем просили Владимира Владимировича обратить на это особое внимание, поменять законы. Если мы с животными справиться не можем, с людьми-то как тогда совладать?
Леонид Ярмольник имеет много наград, среди которых Государственная премия за фильм «Барак», которой он очень гордится, и много чего еще. Но у него нет званий. И дело тут совсем не в недооцененности.
— Когда я был в Улан-Удэ, кто-то из местных бурятских артистов меня представил как народного артиста. Я говорю: «Я не народный». «Простите, заслуженный», — говорит он. Я говорю: «Я не заслуженный». Он говорит: «Как?» Объясняю вам как. Моя творческая биография началась в театре на Таганке. А это был самый модный театр — театр, где работал Володя Высоцкий. Я четыре года работал с ним и даже играл его роли. Он меня вводил в свои спектакли. И Володю же все время прессовали. Он всегда был опальный, несмотря на то, что был самый популярный, самый любимый. Сегодня уже можно не стесняясь говорить: он Пушкин XX века. Так вот Владимир Семенович Высоцкий, которого я обожал и который является одним из моих учителей и наставников, умер без звания. Ему не давали звания. Поэтому, когда мне было 40 лет, мне хотели дать заслуженного. Но жена сказала: «Если получишь — домой не приходи». Когда было 50 лет, еще раз хотели дать. Я отказался. У артиста должно быть имя, его должны отличать от других. И хорошо бы, чтобы были хорошие гонорары, они с лихвой заменят звания. У меня свой принцип в этом смысле. Я без звания, меня знают по имени.
Новая роль — это всегда экзамен
У Леонида Ярмольника с сотню ролей и с десяток продюсерских работ. Что больше нравится — сниматься или продюсировать, — сказать не берется. Тем и другим каждый раз занимается с полной самоотдачей, как в первый раз.
— Я не рвусь в продюсеры. Просто, как правило, берусь за проект, когда другие продюсеры боятся рисковать. Я в этом смысле авантюрнее. Я всю жизнь рискую. У меня такая профессия. Что бы я ни начинал делать, это всегда делается как в первый раз. Так же, как роли играешь. То, что до этого я сыграл сто ролей, вовсе не значит, что если следующую сыграю плохо, то вам за счет тех, предыдущих, эта все равно понравится. Нет, не понравится. Вы больше других удивитесь и скажете, что это Ярмольник лажу показывает. Поэтому каждый раз как первый раз. Это всегда экзамен.
Два года назад Леонид Ярмольник выступил продюсером спектакля «С наступающим!», который до сих пор идет на сцене театра «Современник». Актер играет там с Сергеем Гармашем. Спектакль видели в Астане, Новосибирске, но до Иркутска он так и не доехал.
— Этот спектакль самый кассовый, самый посещаемый в Москве. Он хороший, правда. За два года мы его сыграли 108 раз. Это очень много. Многие люди идут смотреть по два, по три раза. Это очень лестно и показательно.
В числе будущих премьер — триллер с рабочим названием «Волшебник», съемки которого начнутся в сентябре. Там актер будет играть банкира-бандита, сошедшего с ума после того, как из-за бандитских разборок потерял сына. Снимать картину будет молодой режиссер Алексей Нужный — талантливый 29-летний парень, выигравший международный грант и снявший в Америке 20-минутное кино с известным американским актером Кевином Спейси.
«Ненавижу самодеятельность»
Актер Ярмольник с интересом работает пусть не с очень опытными, но талантливыми молодыми режиссерами. А вот желания многих непрофессиональных самоучек снять свое кино не одобряет.
— Когда министром культуры была Фурцева, на одном из заседаний Министерства культуры она вдохновенно говорила об установке коммунистической партии на самодеятельность, о том, что хорошо бы, чтобы самодеятельные артисты были бы чуть ли не в каждом домоуправлении; чтобы они пели, танцевали, писали стихи, делали спектакли. При всем этом присутствовал актер Борис Ливанов (отец знаменитого актера Василия Ливанова. — Прим. авт.). Так вот он послушал и говорит: «Екатерина Алексеевна, а вы пойдете делать аборт к самодеятельному гинекологу?» На этом тема закрылась. Я люблю профессионалов и ненавижу самодеятельность. Если человек снимает кино на телефон, любит это делать — пусть снимает, это ему ничего не стоит. Снимай сколько хочешь. А когда эти люди разводят других людей, тратят на это большие деньги, то в этом ничего, кроме распущенности и желания заработать, я не вижу.
Такое же сильное чувство неприязни у актера вызывает и сегодняшнее телевидение. От участия в телевизионных проектах Ярмольник наотрез отказывается.
— Предложения поступают, но рассматривать их не хочется. Они все похожи. Сегодня телевидение стало другим. Оно такое лицензионно повторяющее друг друга... Какой канал ни включишь — везде одно и то же, про одно и то же говорят. От ток-шоу тошнит. Все программы хотят быть похожи на программу «Пусть говорят», от которой я просто беленею. И это все идет по Первому каналу. О чем они там говорят? Разве это способ разговора нормальных людей? Как можно от этого оградить детей? Если я и смотрю телевизор, то смотрю канал «Культура», потому что это единственный канал, где говорят на русском языке, где я могу пополнить свои знания, эрудицию, что-то вспомнить, облагородиться и почувствовать себя человеком.
Олеся Владимирова. Фото Александра Новикова