Перестроить всю систему

Правительство и губернатор Иркутской области решительно меняют схему управления регионом и готовятся к муниципальной реформе.

Губернатор переписал полномочия замов

В ближайшие дни губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко может подписать распоряжение о перераспределении полномочий между своими заместителями. 15 апреля об этом рассказал в ходе пресс-конференции заместитель губернатора Виктор Игнатенко.

По словам Виктора Игнатенко, необходимость в подписании документа обусловлена тем, что предыдущая схема распределения полномочий была оформлена в мае 2013 года. За прошедший год произошли и кадровые перестановки, и существенные изменения в структуре правительства. Сам Виктор Игнатенко на следующий день после пресс-конференции был утвержден в должности первого заместителя председателя правительства области. Ранее, с 5 февраля, пост одного из двух первых зампредов освободился после увольнения Владимира Пашкова. Должность еще одного первого заместителя главы регионального правительства занимает Николай Слободчиков.

Предполагается, что в должности первого заместителя главы правительства Виктор Игнатенко будет курировать подготовку ежегодного послания губернатора Законодательному собранию и ход исполнения положений послания, а также административную реформу исполнительной власти. В сфере его внимания окажется работа с Законодательным собранием (в том числе работа полномочного представителя губернатора в ЗС), правовое обеспечение работы губернатора и формирование антикоррупционной политики областного правительства. Новый первый заместитель возьмет на себя проблему контрактной системы, государственного финансового контроля и участия области в высшем профессиональном образовании. Этот же чиновник должен будет обеспечить все стороны функционирования мировых судей, нотариальных контор и адвокатов в труднодоступных местностях.

Помимо этого, и без того уже немалого, круга обязанностей, первые заместители будут курировать работу «обычных» заместителей губернатора и председателя правительства. Виктор Игнатенко будет работать с Екатериной Мохкамовой по вопросам финансового контроля; с Ларисой Забродской — по вопросам охраны природы, использования природных ресурсов, функционирования сельского хозяйства и участия области в федеральных целевых программах; с Анатолием Прокопьевым – по проблемам развития Усть-Ордынского Бурятского округа.

Растет список областных министерств

В правительстве Иркутской области подготовлен проект распоряжения губернатора о создании министерства юстиции Иркутской области. Работу по формированию нового ведомства возьмет на себя Виктор Игнатенко, уже отвечающий за координацию работы главного правового управления губернатора и правительства, службы государственного финансового контроля и департамента по обеспечению деятельности мировых судей.

— Это будет первый шаг формирования министерства юстиции Иркутской области, — пояснил Виктор Игнатенко. — Через десять дней будет подписан указ о формировании министерства, потом будет назначен министр, и полностью министерство начнет работать в октябре—ноябре. Поставлена задача: бюджет нового министерства не должен быть ни на рубль больше, чем бюджет ведомств, которые в него войдут.

Министерство будет создано на базе департамента мировых судей, позже в него вольется главное правовое управление и так далее. В итоге на министерство будет возложено исполнение более 100 функций, в том числе 30 новых, не реализованных в нынешнем составе правительства.

Уставной суд сформируют к 2015 году

На майской сессии Законодательного собрания правительство области представит последние поправки в Устав области, которые узаконят существование Уставного суда области. Первые поправки уже были внесены и приняты в первом чтении в марте, в настоящее время идет научная экспертиза и обсуждение поправок. Окончательный текст закона об учреждении Уставного суда уже готов и будет внесен на рассмотрение депутатов после того, как вступят в силу поправки в Устав, то есть не менее чем через десять дней после опубликования новой редакции Устава.

Параллельно идет работа над внесением поправок в областной закон о государственных должностях, так как в области появляются новые должности — председатель Уставного суда, его заместитель и судьи Уставного суда. Готовится и финансово-экономическое обоснование деятельности Уставного суда: по первой оценке, расходы составят 28—30 млн рублей. Поскольку расходы на деятельность суда планируется включить в бюджет 2015 года, работа нового ведомства начнется не ранее нового года.

— Сейчас в Российской Федерации работают 17 региональных Уставных судов, — прокомментировал ситуацию заместитель губернатора Виктор Игнатенко. — В нашем суде будет пять судей, это позволяет иметь квалифицированный кворум (три судьи), а самим судьям будет проще обмениваться опытом при рассмотрении сложных дел. В большинстве работающих судов судей именно пять, кое-где больше, но в основном именно так. Аппарат суда составит не более 10—15 человек.

Как рассказал Виктор Игнатенко, в среднем Уставные суды рассматривают 20—25 дел в год, и этого вполне достаточно, чтобы полностью окупить их существование на годы вперед. Так, например, Уставная палата, которая некогда работала в Иркутской области, в 2008 году сумела предотвратить сделку по отчуждению областного пакета акций нефтегазовой компании, которые по нынешнему курсу стоят около 3 млрд рублей. Уставная палата была эффективна, но ее решения носили рекомендательный характер — в отличие от суда, решения которого обязательны для всех, и неисполнение карается по закону. Если решение суда не исполнит муниципальный орган власти, он может быть расформирован, если губернатор — его могут отставить от должности и даже судить.

— Уставной суд не будет судить людей, там не будет скамьи подсудимых, — отметил Виктор Игнатенко, — он будет проверять соответствие правовых актов — губернатора, правительства и муниципальной власти — Уставу Иркутской области. Суды общей юрисдикции тоже рассматривают дела о соответствии нормативно-правовых актов законодательству, но они берут федеральное законодательство. Уставные суды в Калининграде и Екатеринбурге, например, работают активно, а в Челябинской области за два года — три дела.

Шире круг истцов, короче список контор

В соседней Республике Бурятия работа конституционного суда вообще приостановлена, но тут, как считает Виктор Игнатенко, виноваты сами авторы закона о суде: они так сформулировали список структур, имеющих право обратиться в суд, что суд оказался недогружен. В Иркутской области был применен иной подход: любой гражданин, если он считает, что его права нарушены, сможет напрямую обратиться в суд без всяких посредников. Такое же право получат все общественные объединения, органы местного самоуправления, группы депутатов и главы местного самоуправления, губернатор, каждый отдельный депутат Законодательного собрания. Правда, если в иске будет идти речь о толковании Устава, то здесь список истцов сузится до трех пунктов: депутаты, губернатор и Законодательное собрание.

Одновременно в законе об Уставном суде будет исправлена ранняя недоработка областного законодательства. Сейчас никто из трех уполномоченных по правам — человека, ребенка и предпринимателей — не имеет права обращаться в суд; по новому закону это смогут сделать все три. Это будет «конкретный правовой инструментарий», которым они смогут пользоваться в своей работе, и если возьмут пример с коллег из Свердловской области, Уставному суду без работы сидеть не придется.

Виктор Игнатенко полагает, что многие дела будут касаться коррупционной тематики. По данным областной прокуратуры, в 2013 году было выявлено 984 нормативных акта с признаками коррупции. И это после того, как каждый из этих актов прошел предварительную антикоррупционную экспертизу. Особую тревогу вызывают нормативные акты муниципальных образований: и в силу того, что их очень много (в области около 450 муниципальных образований разных размеров и уровней), и в силу невысокой компетенции работников. В Иркутской области, помимо этого, за последние годы создано более 500 областных государственных учреждений. Внутренние документы и деятельность этих ведомств, по мнению Виктора Игнатенко, нужно проверять непрерывно, а количество этих учреждений сокращать — или путем ликвидации, или путем укрупнения.

— Все госучреждения пройдут через фильтр аккредитации, — заявил Виктор Игнатенко. — Когда эта система будет работать и каждый руководитель будет знать, что раз в три года он проходит тотальную систему финансового контроля и проверку уставных документов, никаких неправильных закупок уже не будет. Мы сейчас создаем систему аккредитации и рассматриваем список учреждений, которые нужно укрупнить. В ряде случаев учреждения нужно создавать, такое тоже возможно.

В ближайшее время в области будет разработана и программа противодействия коррупции. В прошлом, рассказал Виктор Игнатенко, чиновники саботировали работу над этой программой, утверждая, что ее разработка и исполнение потребуют больших финансовых расходов. В действительности есть целый список мер, которые не потребуют никаких расходов, — например, постоянный мониторинг исполнения законов о декларировании чиновниками и госслужащими своих доходов. В ряде случаев люди, обязанные публиковать декларации, обставляют это такими препятствиями, что с полным списком чиновников и всеми декларациями ознакомиться невозможно.

Муниципальная реформа, полная и беспощадная

15 апреля Государственная дума Российской Федерации рассмотрела и поддержала в первом чтении поправки в закон 131-ФЗ «Об основах организации местного самоуправления». Детали реформы пока не очень понимают даже многоопытные юристы, потому что в процессе обсуждения предварительных параметров реформы менялись оценки, детали и целые блоки. Предварительно, отметил Виктор Игнатенко, Иркутск и Братск могут быть разделены на городские районы — с собственной думой, бюджетом и главой, которого депутаты будут выбирать из своего круга. В Иркутске районов может быть четыре или пять, причем границы могут не совпадать с привычными: многое будет зависеть от плотности населения, от чего, в свою очередь, зависит и количество депутатов в местной думе.

— Мы подготовили свой проект областного закона и находимся в постоянной готовности скорректировать его в зависимости от решений Государственной думы, — рассказал Виктор Игнатенко. — Вполне возможно, что в июне нам придется проводить две сессии Законодательного собрания, чтобы успеть принять закон и провести выборы в Иркутске и Братске по новым правилам. Может быть, что сохранятся прямые выборы глав местных администраций. Надеюсь, что будут грамотные переходные положения.

Борис Самойлов, "Байкальские вести"


Новости партнеров

Политика

КОРОНАВИРУС
ОСТАНОВКИ

пн вт ср чт пт сб вс