Вопросы финансовой грамотности и защиты от аферистов обсудили в Иркутске

20 октября в стенах главного офиса «Сбербанка» в Иркутске состоялся круглый стол по вопросам кибербезопасности для клиентов. В обсуждении участвовали представители СМИ, МВД, прокуратуры и самого банка.

Поскольку «Сбер» – это системообразующий банк, так как им пользуются около 60% вкладчиков, на него легла большая ответственность. Выделено три направления для борьбы с мошенниками: внутренняя работа системы банка, сотрудничество с правоохранителями и грамотность самих клиентов. По каждому из них ведется масштабная работа, внедряются инновационные технологии, создаются сервисы защиты, обучается персонал. 

Начнем с первого направления. Для защиты клиентов в «Сбербанке» есть система фотомониторинга, которая контролирует все операции. Она самообучающаяся и может блокировать подозрительные перечисления, например, на интернет-кошельки, зарубежные счета и тд. С начала 2022 года благодаря ей было приостановлено похищение 116,7 мрдр рублей. Если система не может определить подозрительную операцию, то с номера 900 звонит сотрудник банка, который задает уточняющие и наводящие вопросы.

Также каждый пользователь может сам подключить дополнительные услуги: страховку счета, управление устройствами, проверку операций близкого пожилого родственника, блокировку звонков с неизвестных и подозрительных номеров. Многие из них – бесплатные. Кроме того, можно установить лимит для переводов или закрыть доступ к вкладам.

Для сотрудников банка созданы алгоритмы, модели и правила поведения, чтобы предотвратить оформление займов, которые навязаны мошенниками. Показательный случай произошел этим летом в Тулуне. В отделение банка пришел мужчина и попросил 500 тысяч рублей якобы для строительства дома. Сотрудница увидела в его руках телефон, на который постоянно приходили звонки с неопределенного номера. Она заподозрила неладное и начала задавать ему наводящие вопросы, поставив оформление кредита на удержание и проверку. Клиент, при этом, был спокойным и утверждал, что он ему аферисты не звонили. 

«Он был настолько зомбированным, что ни в какую не хотел признать, что попался на уловку мошенников. Счет мы ему временно заблокировали. Тут-то он и занервничал. На вопрос о том, можно ли позвать в отделение его родственника, мужчина ответил, что никто не должен об этом знать. В дело уже включились полицейские. Только после этого тулунчанин рассказал про звонки от незнакомцев. На следующий день к нам пришел его сын и поблагодарил за то, что мы не дали оформить кредит», - рассказала сотрудница тулунского отделения «Сбербанка».

Что касается взаимодействия с правоохранителями, то отслеживается рост раскрываемости преступлений в сфере IT. Например, за девять месяцев 2022 года было раскрыто и расследовано 225 фактов мошенничества, установлено 92 преступника, а сумма возмещенного ущерба составила свыше 8,5 млн рублей. К сожалению, сумма причиненного ущерба намного больше и равна 772 805 379 рублям.

Вообще в МВД хотят в ближайшее время сделать отдельный отдел для расследований преступлений в сфере IT. Правоохранители предложили сделать для оформления кредита дополнительный барьер, например, спрашивать мнение родственника или иного близкого клиенту лица. Также дополнительные барьеры должны быть в онлайн-займах, ведь сейчас их можно оформить в несколько кликов. А работники, которые занимаются кредитами, должны иметь навыки психологов.

Однако ни специалисты банков, ни профессиональные сыщики не смогут снизить преступность, пока сами граждане не научатся различать опасные сделки и предложения. Для этого создаются профилактические памятки, ролики и даже фильмы, чтобы защитить население от обмана. Средства массовой информации, мы в том числе, ежедневно пишем про новые схемы аферистов. Не игнорируйте это, поговорите со своими родственниками, объясните им, что нельзя никому сообщать коды из СМС или данные банковской карты. Лучше пусть они сразу прекращают разговор с неизвестного номера. Также не стоит забывать, что часто мошенники с помощью специальных сервисов подделывают номера на телефоны настоящих ведомств и организаций. Будьте бдительными.

В конце встречи заместитель председателя Байкальского банка Сбербанка Дмитрий Жоров рекомендовалмвсем гражданам установить сертификаты безопасности. Они есть для всех операционных систем, а скачать их можно на сайте государственных услуг.




РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ