"Два источника и две составные части" будущих "достижений" президента Путина

Редакция "Байкал24" давно уделяет внимание особенностям российской политики и ее двух "служанок" - официальной статистики и социологии. Поводы для обрашщения к этим темам в последнее время появляются регулярно. Один из них - недавнее выступление В.В.Путина о "колоссальных" достижениях его премьерства и не менее "восхитительных" перспективах его будущего президентства.

"Национальный лидер" умудрился развернуть перед обалдевшими депутатами такие "зияющие высоты", что и, простите, Александру Александровичу Зиновьеву не снилось. Даже робкие возражения коммунистов по поводу мясного животноводства в СССР не поколебали уверенность В.В.Путина в "светлом будущем". Тем более, Виктор Алексеевич Зубков все подробно объяснил премьеру, а премьер ему верит. Как, судя по всему, верит, в целом, в тот текст, который он произнес в зале заседаний Госдумы. Тем более, цифры и выкладки по основным экономическим показателям выглядят так соблазнительно!

Конечно, у премьера появились критики, подвергшие сомнению озвученные показатели. Что, в конченом счете, дало им право сделать вывод: грядет

ШЕСТИЛЕТКА РАСПИЛА

Предстоящее шестилетие анонсировано Путиным как эпоха великих свершений. Похоже, так оно и будет. По крайней мере, на словах.

Уже первая половина нового президентства будет ознаменована обгоном такой могучей державы, как Германия. Об этом Владимир Путин тактично, но внятно предупредил немцев в своей прощальной премьерской речи в Госдуме: «В ближайшие два-три года Россия войдет в число пяти крупнейших экономик мира по паритету покупательной способности…» На сегодня пятая крупнейшая экономика мира — это как раз немецкая. Пусть, значит, готовятся освобождать место.

Правда, в той же фразе, в придаточном предложении, Путин дополнительно сообщил еще одну интересную вещь: «При этом мы все еще уступаем самым развитым экономикам по производительности труда в три-четыре раза». Выглядит правдоподобно. Но если втрое-вчетверо уступать Германии по производительности труда, т. е. по производству ВВП на одного работающего, то при численности работающих у них и у нас соответственно 40 млн и 70 млн окажется, что величина российской экономики вдвое меньше немецкой. И как же тогда быть с пятым местом? А очень просто.

Смело меняя методики подсчета, наша статистическая служба за последние годы сумела резко поднять величину российского ВВП (по паритету покупательной способности). Еще несколько расчетных манипуляций, и Германия действительно останется за флагом. Не в жизни, конечно, а только в статистической таблице. Но ведь статистика, как и политика, это искусство возможного, не больше.

В этой заявке на статистический обгон Германии содержится ключ ко всем другим триумфам предстоящего президентства. Вот, например, не всеми замеченный пассаж из той же путинской речи: «По всей России нам предстоит… за предстоящее десятилетие построить порядка 120 тыс. км федеральных и региональных дорог по принятому в мире однополосному исчислению».

Маленькая хитрость, и мы уже превратились в страну пусть и не грандиозного, но довольно серьезного дорожного строительства. На самом-то деле «принятое в мире однополосное исчисление» используется для определения сопоставимых цен строительства дорог, а вовсе не для измерения протяженности дорожной сети.

Но смелое обращение с терминологией дает хороший эффект. В прошлом году в России были введены в эксплуатацию микроскопические 233 км федеральных дорог. Однако по однополосному счету, включающему не только каждую полосу отдельно, но еще и уширения, съезды развязок, укрепительные полосы и т. п., выходит 1441 км. Понятно, что не Китай с его ежегодно возводимыми несколькими десятками тысяч километров одних только многополосных автострад, но хоть что-то. Тут главное при сравнениях отвлечь внимание от полосности.

А если еще и напрячься и начать строить пару тысяч километров федеральных и местных дорог и дорожек в год, то эти смехотворные цифры преобразуются в отчетах как раз в те ежегодные 12 тыс. км условных «однополосных» дорог, которые обещал Путин.

Вот из таких статистических фикций, терминологических подтасовок и отчетных красот и сложится экономическое чудо шестилетки. За ее словесное оформление можно не беспокоиться. Все уже налажено.

Теперь о деловой стороне того же шестилетия. Тут тоже мало сложного, хотя картина будет совсем другая.

Управленческая машина, построенная за предыдущие 12 лет, умеет только одно — выкачивать из экономики деньги, особенно нефтедоллары. А потом их делить. На этом список ее навыков и умений и заканчивается. Что-нибудь организовать она не способна. А если и способна, то только за цену, десятикратно превышающую нормальную. Возьмите смету того же дорожного строительства, или сочинской Олимпиады, или любого другого ее проекта.

Не надо поэтому желать, чтобы это чиновничье воинство и в самом деле взялось выполнять путинские обещания — учреждать высококачественные рабочие места, сооружать новую экономику, возрождать Сибирь, поднимать с колен Дальний Восток и т. п. Незачем все это. Пусть спокойно трезвонят о прогрессивных реформах и сидят смирно. А то одно расстройство получится.

Самое лучшее, на что они хотя бы теоретически способны, и то из-под палки, так это просто уйти из какой-нибудь сферы своего ведения. Уйти и не возвращаться. В прошлом году, например, приостановили техосмотр. А ведь можно и совсем его отменить. И не только его. Такое не исключено. Но вряд ли прямо сейчас. А пока этого не случилось, реальная экономическая и социальная политика шестилетки будет просто политикой сбора и последующего раздела бюджетных денег. И очень вероятно, что именно на этой сцене разыграются нешуточные драмы.

ЧИНЕОВНИКОВ ИСПОРТИЛ ФИНАНСОВЫЙ ВОПРОС

Что такое федеральный бюджет? В прошедшем году в округленных цифрах это почти 11 трлн рублей расходов. Расходы эти делятся на четыре части. Во-первых, военно-охранительные траты (без малого 3 трлн рублей). Во-вторых, субсидия Пенсионному фонду (больше 2 трлн). В-третьих, все виды субсидий и дотаций регионам (неполные 2 трлн). И, в-четвертых, все остальное (около 4 трлн рублей).

То есть, на первые три позиции сейчас приходятся две трети расходов бюджета. А на «все остальное» — треть. А это образование, медицина, ЖКХ, культура, те же дороги, другое, общественно полезное, строительство и прочее, и прочее. Некоторая несбалансированность видна сразу.

Но это сейчас. А к 2014 году доля военно-охранительных трат (армия, ВПК, госбезопасность, МВД, суды и т. д.) вырастет в абсолютном выражении почти в полтора раза, а в относительном — с нынешних 25% федеральных расходов до 31%. Этот боевой скачок многократно и клятвенно обещан обоими нашими сменяющими друг друга президентами. И деньги уже заранее разделены между лоббистами.

Субсидия Пенсионному фонду тоже будет расти, хотя и не так стремительно. Потому что пенсии придется индексировать по инфляции (иначе поднимется буря), ставки страховых взносов поднять нельзя (поднимется буря), а сократить число получателей пенсий нельзя и подавно (поднимется цунами).

Власти, конечно, будут безостановочно жужжать об очередной «пенсионной реформе», но реально отобрать деньги у пенсионеров не рискнут, не такие они у нас отважные.

Что же до денег, прямо или косвенно направляемых в регионы, то их тоже не урежешь. Не исключено, придется даже поэтапно передавать их туда вместе с доходными источниками. Регионы, крепко прижатые в начале нулевых и поставленные тогда в безысходную зависимость от федеральных денежных даяний, сейчас оживают и готовятся к бюджетному реваншу. Федеральный центр уже начал перед ними отступать и вряд ли сможет остановиться.

Иными словами, три вышеперечисленные расходные позиции где-то к середине путинской шестилетки поднимутся суммарно с двух третей бюджетных трат до добрых трех четвертей, оставив на «все остальное» только четвертушку. На то, чем в благоустроенной стране главным образом и занимается центральная власть, денег почти не останется.

А это уже не просто кризис государственного бюджета. Это кризис государственной политики. Притом рождаемый не какими-то гипотетическими будущими пертурбациями, а одним только добросовестным исполнением тех казенных затратных решений, которые уже приняты.

Разумеется, до этого кризиса можно и не доводить. Простейший способ — не раздувать военно-охранительные траты, а, наоборот, урезать. Взять обещания обратно. Лоббистам ВПК, сколько ни дашь, будет мало, а с китайской мощью все равно не посоревнуешься.

В сущности, исполнить этот бюджетный маневр даже проще, чем возвести чудо-мост под Владивостоком или чудо-башню над Петербургом. Не надо ведь ничего организовывать. Достаточно будет слова президента. Но, если Путин останется прежним Путиным, он такого слова не скажет, пока кризис не грянет по-настоящему — бюджетный ли, нефтяной или какой другой.

Поэтому наступающая шестилетка будет, видимо, состоять из двух этапов — застойного, хотя и преподносимого как расцвет, до кризиса и совершенно непредсказуемого после него. Поэтому остается тревожиться только об одном: успеем ли до кризиса вышибить Германию с пятого места или так и останемся на шестом...

Сергей Шелин

впервые опубликовано в



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ