Будущее железнодорожной инфраструктуры на востоке России

На VII Байкальском международном экономическом форуме в своем выступлении на пленарном заседании старший вице-президент ОАО «Российские железные дороги» Валерий Решетников озвучил планы компании по развитию железных дорог на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе. В частности, речь шла о проектах сотрудничества с Китаем и Монголией, о внедрении транспортного продукта «Транссиб за 7 суток». Было высказано предложение о выпуске инфраструктурных облигаций. Кроме того, в рамках БЭФ было подписано соглашение о сотрудничестве на четыре года между правительством Иркутской области и ОАО «РЖД».

Нагрузка на Восточный полигон будет расти

В 2010 году объем перевозок экспортных грузов Дальнего Востока и Байкальского региона составил 92,7 млн тонн и увеличился более чем на 20% к уровню 2009 года.

– Даже в кризисный период 2008–2010 годов, когда грузопотоки по сети в целом сокращались, объемы перевозок в направлении Китая, Монголии и портов Дальнего Востока росли, – констатировал Валерий Решетников.

Он пояснил, что за последние три года объемы экспорта в данном направлении увеличились почти на 30 млн тонн в год. Вместе с тем, по словам вице-президента ОАО «РЖД», ресурсный потенциал Дальнего Востока и Байкальского региона в силу объективных и субъективных причин используется далеко не полностью.

– Необходимо решение вопроса по выполнению достигнутой договоренности между главами государств России и КНР об увеличении ежегодных поставок угля в Китай в объеме не менее 15 миллионов тонн до 2015 года и не менее 20 миллионов тонн до 2035 года, – подчеркнул он.

ОАО «РЖД» проводится работа по организации перевозок из северо-восточных провинций Китая транзитом по российской территории через дальневосточные порты назначением на юг Китая.

Так, наиболее перспективным проектом является обеспечение перевозок контейнерных грузов из северо-восточных провинций Китая (Хэйлунцзян, Гирин), не имеющих прямого выхода к морю, в страны АТР и другие государства. Первые поезда с транзитными контейнерами в рамках этого проекта были запущены в 2010 году.

В рамках реализации инвестиционного проекта «Создание горно-металлургического кластера в Приамурье» компанией подготовлено обоснование инвестиций строительства и последующей эксплуатации мостового перехода Нижнеленинское – Тунцзян, а также реконструкции линии Биробиджан – Ленинск.

– С июня 2011 года компания является владельцем железнодорожной инфраструктуры ранее прекратившего работу пограничного перехода Махалино – Хуньчунь. По результатам переговоров с китайской стороной открытие погранперехода для перевозок внешнеторговых грузов планируется в ближайшее время, – отметил Валерий Решетников.

Для увеличения объемов перевозок в сообщении с Монголией ОАО «РЖД» последовательно реализует политику по формированию благоприятных тарифных условий на российских железных дорогах. Кроме того, компания разработала программу мероприятий, направленных на модернизацию железнодорожной инфраструктуры АО «Улан-Баторская железная дорога». В рамках этой программы предусматривается модернизация железнодорожной линии Сухэ-Батор – Дзамын-Удэ. К 2020 году планируется увеличить объем транзитных перевозок грузов по Улан-Баторской железной дороге с существующих 2,4 млн тонн до 6 млн.

Транссиб за 7 суток

Валерий Решетников сообщил, что сегодня компания разработала и внедряет программу по формированию нового транспортного продукта «Транссиб за 7 суток». В результате реализации намеченного комплекса мероприятий, уже в 2012 году будет обеспечена доставка грузов от восточной до западной границы России (от порта Находка до Краснóго) с маршрутной скоростью 1400 км/сут. или 58,3 км/ч. В целом к 2015 году ОАО «РЖД» планирует осуществлять транзит грузов от восточных границ и портов России до западных границ всего за 7 суток.

В рамках предстоящего в 2012 году саммита АТЭС ОАО «РЖД» при государственной поддержке успешно реализует проект организации интермодальных пассажирских перевозок по маршруту Владивосток – аэропорт Кневичи. На этот проект компания с 2010 года уже направила порядка 3,7 млрд рублей. Необходимо дополнительно освоить еще около 4,5 млрд рублей. Открытие движения запланировано в декабре 2011 года.

Как восполнить дефицит инвестиций?

В ходе своего выступления Валерий Решетников затронул тему по дефициту инвестиций в развитие железнодорожного транспорта. В настоящее время из-за кризисных явлений в экономике и ограничения индексации тарифов на грузовые перевозки не полностью реализованы меры государственной поддержки развития отрасли, предусмотренные Стратегией-2030, а также значительно сокращена инвестиционная программа ОАО «РЖД».

Для решения данной проблемы предлагается выпустить инфраструктурные облигации Российской Федерации с последующим внесением привлеченных средств в уставный капитал компании. Предполагается, что эти облигации могут стать источником целевого финансирования инфраструктурных проектов.

По мнению руководства ОАО «РЖД», для увеличения источников средств на приобретение инфраструктурных облигаций может быть задействован потенциал внутреннего рублевого рынка, в частности, средств добровольных пенсионных накоплений граждан.

Предполагается, что поступления в федеральный бюджет от проектов развития железнодорожной инфраструктуры обеспечат возврат в бюджет вложенных в уставной капитал ОАО «РЖД» средств за 10 лет. При этом окупаемость инвестиций в инфраструктуру для самой компании при существующих тарифах превышает 20 лет.

По расчетам специалистов компании, на развитие Байкало-Амурской магистрали (БАМа) до 2015 года необходимо 246 млрд рублей, из которых ОАО «РЖД» может инвестировать только 63 млрд рублей. До 2015 года на усиление Восточного полигона требуется дополнительно направить 183 млрд рублей, в целом на развитие сети – 400 млрд рублей.

Компания разработала комплекс мер по развитию восточного полигона Транссиба до 2015 года. Кроме того, в 2010 году актуализирована Стратегическая программа развития БАМа на период до 2020 года. В соответствии с этими программными документами, для осуществления прогнозных объемов перевозок в Восточном полигоне предполагается, в частности, завершить реконструкцию участка Карымская – Забайкальск; развить направление Междуреченск – Абакан – Тайшет; построить и восстановить разъезды и раздельные пункты, построить вторые главные пути на БАМе с перспективой дальнейшей электрификации и т.д. При этом без поддержки федеральных властей компания не может решить поставленные задачи.

Кроме выпуска инфраструктурных облигаций, ОАО «РЖД» предлагает ввести инвестиционную составляющую в тарифы и повысить долгосрочную предсказуемость тарифов.

Вице-президент ОАО «РЖД» отметил, что необходимо вернуться и к вопросу государственных инвестиций в развитие инфраструктуры в рамках федеральной целевой программы. Такая практика активно применяется развитыми и развивающимися странами мира. В среднем в мире более 30% финансовых поступлений железных дорог составляют средства государства.



– Необходимо использовать бесценный исторический опыт развития железнодорожной инфраструктуры для перспективного хозяйственного освоения масштабных территорий Байкальского региона и Дальнего Востока в сочетании со всеми преимуществами государственно-частного партнерства, – резюмировал Валерий Решетников.

БЭФ дает старт успешному сотрудничеству

После первой части пленарного заседания в рамках VII Байкальского международного экономического форума правительство Иркутской области и ОАО «Российские железные дороги» подписали соглашение о сотрудничестве в целях повышения уровня транспортной обеспеченности Приангарья. Соглашение рассчитано на 2012–2016 годы.

В рамках соглашения предусмотрена реализация стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года на территории Иркутской области, содействие в развитии промышленных предприятий Приангарья, ориентированных на инновационную деятельность, в том числе в сфере железнодорожного транспорта. Реализация соглашения направлена на повышение уровня транспортной обеспеченности Иркутской области на основе удовлетворения потребностей в перевозках грузов и пассажиров, разработку мероприятий по развитию конкурентного сектора в сфере железнодорожных перевозок и эффективное использование железнодорожного подвижного состава ОАО «РЖД».

– Тот партнерский стиль отношений, который за долгие годы сложился у нас с ОАО «Российские железные дороги», позволяет говорить, что данное соглашение будет выполнено в полном объеме, – подчеркнул губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев. – На выставке инвестиционных проектов «Сибирь – земля возможностей» компания представила проект развития транспортно-пересадочного узла на станции Иркутск-Пассажирский. Впервые в сибирском регионе представлено столь удивительное архитектурное решение, когда водный и железнодорожный транспортные узлы будут работать как единый комплекс.

Помимо реконструкции транспортно-пересадочного узла, в регионе реализуются другие проекты по развитию объектов пассажирской инфраструктуры на железнодорожных станциях и остановочных пунктах. Речь идет о строительстве пешеходного моста на станции Кая, ведутся работы по планированию разноуровневой автомобильной путепроводной развязки на станции Слюдянка.

Автор: Наталья Мустафина

Фотограф: Лариса Федорова

"Байкал24"

опубликовано в



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ