Популяризатор астрономии Сергей Язев - о науке как образе жизни

"Перевод" специализированных знаний на язык малоподготовленного слушателя - одна из самых важных задач, стоящих перед популяризаторами науки. Но как быть интересным публике, имея в голове арсенал формул, терминов и кипу трудных для восприятия книг? 

Об этом нам рассказал директор астрономической обсерватории ИГУ, старший научный сотрудник Института солнечно-земной физики СО РАН, доктор физико-математических наук, знаменитый иркутский популяризатор науки Сергей Арктурович Язев. 

О себе

Честно говоря, я с детства не видел для себя других вариантов. Родители – астрономы, которые стали учеными не случайно, – они тоже не видели для себя иных путей. Я с раннего детства был погружен в атмосферу интереса к исследованиям окружающего мира и прежде всего космоса. Мне это было интересно, бабушка и родители мне покупали книги по теме, которые я с удовольствием читал…. Поэтому астрономия, работа в ее области, преподавание и популяризация астрономии стали моей профессией, а история космонавтики – моим хобби. 

Кроме того, был случай по окончании университета (уже было известно, что я пойду работать по распределению в Институт солнечно-земной физики, который,впрочем, тогда назывался по-другому). Перед получением диплома нас отправили на военные сборы, и там я увидел пример офицера, который жил только сегодняшним днем. Он не помнил вчерашнего и не думал о завтрашнем. Утром во время построения на плацу он получал приказ, к вечеру он его выполнял, и был абсолютно свободен – шел пить пиво и смотреть телевизор. На следующее утро командир полка ставил ему новую задачу, загружавшуюся в мозг, полностью очищенный от вчерашних файлов. Я хорошо помню, что с ужасом тогда подумал, – так жить нельзя! Это образ жизни, прямо противоположный образу жизни людей, занимающихся наукой. В науке все наоборот: мозг должен работать непрерывно, без выходных и отпусков, и решаемые научные задачи выстраиваются в многолетнюю, постепенно усложняющуюся и ветвящуюся траекторию, уходящую в бесконечность, - точнее, до момента, когда ты перестаешь быть ученым. Понятно, что я сильно утрирую, но без того, чтобы двигаться по такой траектории, невозможно чего-то достичь в науке. Ты должен двигаться непрерывно, и каждая остановка может выбросить тебя с траектории навсегда.

О науке и популяризации науки

Если говорить о научных исследованиях – это результаты, когда удается обнаружить какую-то закономерность, которую раньше, до тебя, люди не знали. Это значит, что в гигантское здание наших знаний тебе удалось положить свой маленький кирпичик. Это вдохновляет. Это замечательно, это то, ради чего можно и нужно жить в науке (как у Маяковского про лошадь: «и стоило жить, и работать стоило!....») Кто-то из ученых даже применял термин «интеллектуальный оргазм», испытываемый исследователем при получении научного результата. Человек, который это испытал – счастливый человек.

Если же говорить о популяризации науки, то здесь вдохновляет другое – когда то, о чем ты рассказываешь, слушают, а то, что ты пишешь – читают. Мне рассказали, что несколько человек, прочитавшие мою книгу «Мифы минувшего века», изменили свое прежнее отношение к астрологии. Я на это никогда не рассчитывал, полагая, что переубедить взрослого человека практически невозможно. Но оказалось, что так бывает! И это вдохновляет, - значит, написанное писалось не зря….

О популяризаторах науки

Ха! Я лично (хотя, конечно, не очень близко) знаю нескольких замечательных отечественных популяризаторов науки – например, это Владимир Сурдин, Сергей Попов, Алексей Паевский, Станислав Дробышевский, знал Ефрема Павловича Левитана. Все они – очень разные люди! Их психологические портреты могут оказаться буквально противоположными друг другу… Но всех истинных, как Вы сказали, популяризаторов науки, я думаю, объединяет прежде всего искренний, глубокий, неподдельный интерес к «своей» области науки. Это значит, что для них работа и хобби неразделимы, – это для них одно и то же. Это значит, что люди с удовольствием занимаются своим делом, читают новости и новые книги, следят за происходящим в науке и в выходные, и в отпуске – потому что им это интересно… Это вовсе не значит, что люди они односторонние – отнюдь, как правило, им интересно очень многое…. Ну, и умение передавать другим то, что знаешь сам, – это, конечно, обязательное, так скажем, профессиональное качество хорошего популяризатор науки. Даже если ты прекрасно знаешь предмет, но не умеешь внятно и интересно писать и рассказывать – ничего не получится.

О вопросах и ответах

Вот что мне действительно не нравится – когда вопросы задаются не с целью услышать ответ, а желая «посадить лектора в лужу» и продемонстрировать себя (высказаться публично самому). Всегда вспоминаю в таких случаях рассказ Шукшина «Срезал»…. Такие случаи иногда бывают. В каком-то смысле это тоже стандартная ситуация, и популяризатор должен выйти из положения с честью, не обижая и не оскорбляя слушателей. И еще: если популяризатор чего-то не знает, не надо изображать всезнайку, – надо честно признаваться, что не знаешь ответ. Выдумывать ответ, который может оказаться неверным – гораздо хуже, чем сказать – «я не знаю, но обязательно попытаюсь разобраться в этом вопросе». Это нормально, потому что ни один человек на Земле не может знать всего на свете….

Честно говоря, я уже знаю целый набор стандартных (чтобы не сказать стереотипных) вопросов, которые обычно задают на публичных лекциях про космос. Это и «что такое черные дыры», и «а верите ли вы в инопланетян», и «а все-таки летали ли американские астронавты на Луну». Всегда присутствую вопросы типа «а вот вчера в интернете написали, что….», – и это означает, что популяризатор должен быть всегда в курсе новостей. Я не считаю «стандартные» вопросы глупыми – люди не обязаны быть специалистами во всех областях, и когда они о чем-то спрашивают, они искренне хотят узнать точку зрения популяризатора. Вопросов стесняться не надо, их надо задавать.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ