Итоги горячей линии, проведенной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки

Итоги горячей линии, проведенной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки

Специалисты Службы по надзору в сфере образования Иркутской области в конце ноября организовали горячую линию по вопросам доступности образования и его качества. На телефоны ведомства поступило 140 звонков. Родители жаловались на необоснованные поборы, отсутствие надежной охраны и агрессию отдельных педагогов. Подробнее об итогах горячей линии «Пятнице» рассказал глава службы Александр Костин.

Александр Константинович говорит, что наибольшую активность проявили жители Иркутска, Братска, Усолья, Усть-Илимска, Заларинского, Слюдянского, Усть-Илимского и других районов. Звонки поступили даже из Мамско-Чуйского района.

Самое большее количество вопросов касалось организации образовательного процесса и требований к нему. Костин отметил, что по сравнению с прошлогодней горячей линией на этот раз респонденты в большей степени обращали внимание на качество подготовки детей, на проведение уроков, выполнение учебной программы. Удивительно, но вопросы образования интересовали людей всех возрастов. Мужчина 77 лет из Усть-Илимска беспокоился, что уделяется меньше внимания качеству, зато много уходит времени на натаскивание к ЕГЭ. Боятся, что дети не справятся с ЕГЭ и родители села Шиткино Тайшетского района. Они считают, что преподавание у них ведется на низком уровне. Звонившие граждане активно интересовались программами обучения, предъявляемыми требованиями.

Немало звонков поступило по поводу сбора денег. Проблемой поборов больше обеспокоены жители Иркутска. В частности, были звонки от родителей гимназии № 2, школ № 20, 75.

— Мы знаем, что эта проблема существует, — отметил Александр Константинович, — и пытаемся ее легализовать. Если человек собирает какие-то средства, то они должны поступать на официальный расчетный счет. И самый главный момент, на который обращали внимание наши респонденты, — это то, что руководители общеобразовательных учреждений не всегда обосновывают сбор денег и не ведут систематического учета. Заявители говорят, что якобы решения принимаются родительским комитетом. Но родительские комитеты, как выясняется, даже толком не обсуждали, кто и сколько должен сдавать. Главная ошибка по анализу вопросов заключается в том, что руководители образовательных учреждений не учитывают материального положения каждой конкретной семьи. Здесь должен быть дифференцированный подход.

Несколько вопросов поступило об организации школьного питания, в особенности питания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Но дело в том, что сегодня любой опекун получает на содержание ребенка определенную сумму в зависимости от места проживания. И в обязанности опекуна входит и оплата питания ребенка в школе.

К сожалению, были звонки по поводу нелицеприятных и некорректных отношений между педагогами и родителями. Поступали жалобы на административный прессинг со стороны педагогов на учеников. Случай с рукоприкладством был в городе Бодайбо.

— Мы все эти факты будем тщательно проверять совместно с органами местного самоуправления, — заверил глава регионального Рособрнадзора, — каждый такой звонок не останется без внимания.

Следующая группа вопросов касалась обеспеченности транспортом. Много таких звонков поступило из Слюдянского района, особенно со станции Ангасолка. Родители обеспокоены тем, что их дети вынуждены добираться до школы на попутках. В настоящее время Рособрнадзор вышел на руководство района для разрешения этой ситуации.

Из Чунского района позвонили на горячую линию, чтобы привлечь внимание к задержке заработной платы местным работникам дошкольных образовательных учреждений. Эта проблема также сейчас решается на уровне правительства региона и муниципалитета.

Многих родителей волнуют вопросы реорганизации классов. Это касается тех детей, которые обучаются по коррекционным программам. Получается, что в одном классе занимаются дети и по коррекционной программе, и по общеобразовательной. Родители жалуются, что внимание и к тем, и к другим ослаблено, потому что уроки ведет один учитель, поэтому ученики недополучают нужной информации. На самом деле в региональном базисном учебном плане четко обозначено, что если в классе или школе имеются дети, которые должны обучатся по специальным коррекционным программам, то организуется класс-комплект. Но, к сожалению, выявляются факты, когда эти условия не выполняется.

— А были звонки о судьбе малокомплектных школ? Дело в том, что в небольших населенных пунктах перспектива закрытия таких школ вызывает большое беспокойство.

— Нет, таких звонков не было. Мы знаем, что идет реорганизация малокомплектных школ в некоторых районах. Но такие решения принимаются только после всесторонней экспертизы.

— Родители спрашивали об охране школ?

— Заканчивается календарный год, каждое образовательное учреждение должно подать заявку на конкурсной основе через систему госзаказа о выборе охранной фирмы. Многие родители сигнализировали, что собираются деньги на охрану, но должного порядка в учреждениях не наблюдается. Я призываю и родителей, и руководителей учреждений не снимать этот вопрос с повестки дня, потому что это касается жизни и безопасности наших детей. Родители готовы сдавать деньги на охрану, но при этом они хотят быть уверены, что в школу не проникнет ни один посторонний человек. Мы изучили практику работы охранных агентств, к сожалению, не все люди, там работающие, понимают ответственность работы с детьми.

— Многих проблем удалось бы избежать, если бы каждая школа имела свой сайт в Интернете. Но сайты есть пока не у всех.

— Да, это так. Мы отслеживаем этот вопрос. В связи с тем, что 1 января вступает в действие 293-й федеральный закон, который предписывает совершенствовать контрольно-надзорную деятельность и где черным по белому написано, что каждая организация, ведущая образовательную деятельность, должна иметь сайт, на котором размещается вся необходимая информация.

Куда жаловаться

Уважаемые читатели «Пятницы», если у вас есть замечания и претензии к деятельности общеобразовательных учреждений, вы можете обратиться в Службу по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области по телефону: +7(3952) 53-06-67 либо написать письмо: 664024 Иркутск, ул. Депутатская, 33, эл. почта: support@obrnadzor38.ru

Бьют учителей

* В 2007 году ученик 57-й иркутской школы Евгений Агеенко напал на учительницу физики и нанес ей несколько ножевых ранений. Позже парень объяснил, что сделал это из-за неприязненных отношений. Через полгода состоялся суд, на котором школьника приговорили к четырем годам колонии.

* В этом году страну потряс случай в Шелехове: старшеклассники одной из школ постоянно избивали пожилую учительницу физкультуры. Самое дикое в этой истории — наличие видеосъемок, сделанных мобильными телефонами. В настоящее время суд определяет меру ответственности детей и руководства школы.

* Недавно в Санкт-Петербурге на глазах детей была жестоко избита учительница начальных классов школы № 339. В школе говорят, что на прогулке девочка, чей отчим нанес повреждения педагогу, бежала и столкнулась с другим ребенком, получив травму языка. Это и стало косвенной причиной случившегося позднее ЧП. Возбуждено уголовное дело по факту избиения педагога.

* 3 декабря в новосибирской школе № 147 произошел очередной инцидент. Отчим второклассницы пришел в класс выяснять отношения с учителем, которая, как он считал, необоснованно ставит его падчерице двойки. Мужчина при детях ударил педагога по лицу и угрожал убить. По факту инцидента возбуждено уголовное дело.

ЕЛИЗАВЕТА СТАРШИНИНА. Фото из архива Рособрнадзора.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ