Два мира, две философии...

Самый большой музейный зал в этот день был не похож сам на себя -- его можно было сравнить с императорским садом, с райскими кущами, сном наяву -- столько экзотики было в развешенных здесь полотнах, столько ярких красок и золотистых оттенков.

В Иркутске таких выставок, кажется, не было. Таких, как эта -- международная, которая называется «Китай в моем сердце». Открылась она в областном художественном музее имени В.П.Сукачева на улице Ленина 3 декабря.

На беспрецедентной выставке тем не менее представлено творчество только двух авторов -- художницы из Китая Ван Сюлин и иркутского живописца Евгения Турунова. Это традиционная китайская живопись Ван Сюлин и достаточно нетрадиционное русское искусство Евгения Турунова -- здесь можно сказать о яркой индивидуальности и собственном авторском стиле.



Что мы знаем о китайском искусстве? Более или менее, думаю, знакома нашему зрителю живопись го хуа -- изображения тушью или водяными красками на свитках из шелка или рисовой бумаги. Темы тоже традиционны -- цветы и птицы, драконы, заросли бамбука, часто в соединении с искусством каллиграфии. Но в работах госпожи Ван Сюлин мы видим не только такие сюжеты. Более того, центральное место в экспозиции отведено двум многометровым горизонтальным свиткам, изображающим паломников, идущих к молитве.

Как оказалось, Ван Сюлин сделала копию знаменитого свитка «87 небожителей» кисти У Даоцзы, который является национальным достоянием китайской культуры. Возраст свитка-оригинала -- более тысячи лет, статус его -- недосягаемый шедевр, и потому художнице пришлось проявить незаурядную творческую смелость, чтобы решиться скопировать эту реликвию, и более того -- довести работу до конца.

Как рассказывает Ван Сюлин в одном из своих интервью, этот поступок стал по-настоящему переломным в ее жизни, даже близкие, родные, друзья не понимали и не поддерживали ее в этом намерении. На протяжении всего процесса работы ей пришлось терпеть самую настоящую нужду -- она работала в одиночестве, в маленькой каморке, но -- работала с упоением.

Труд этот требовал от художницы полной концентрации внимания и сил. «87 небожителей» -- это работа в стиле го хуа -- одноцветный контурный рисунок, как мы бы сказали сегодня -- многофигурная композиция. Такой рисунок делается безо всяких предварительных набросков. Нужно было выводить штрих за штрихом без права на ошибку. Один неверный штрих -- и все могло пойти насмарку.

И тем не менее копия великого свитка была закончена и явлена миру. Копия «87 небожителей» вызвала к себе небывалый интерес и была очень высоко оценена самыми авторитетными художниками Китая.

Ван Сюлин и сама сегодня одна из активных членов союза художников Китая, директор центра культуры и искусства и профессор в городе Тяньцзине. Ее картины -- во многих музеях Азии, Европы. А в память о нынешней выставке в Иркутске художница, получившая мировое признание, решила подарить Иркутскому музею свою работу «Счастливый урожайный год».



ФОНАРЬ!

На открытии выставки, организованной при поддержке генерального консульства Китая в Иркутске, с теплыми словами приветствия выступила генеральный консул Го Минь. Она поздравила всех участников и организаторов международного проекта «Китай в моем сердце».

-- Особенно радует то, что он реализуется в год юбилея нашей страны, 60-летия образования КНР и установления дипломатических отношений между Китаем и Россией. Благодарю всех, кто причастен к этому празднику искусства, за вклад в развитие дружбы и сотрудничества между нашими странами. Надеюсь, что после выставки художников Евгения Турунова и Ван Сюлин на сибирской земле последуют другие российско-китайские проекты, -- сказала Го Минь. А о работах своей соотечественницы добавила: -- Она привезла сюда свой Китай.

От министерства культуры и архивов Иркутской области выступил заслуженный работник культуры РФ Владимир Зоткин. Он вручил госпоже Ван Сюлин благодарственное письмо, а о подарке китайской художницы сказал:

-- Работа «Счастливый урожайный год» займет достойное место в собрании нашего музея.



Но пора рассказать и об иркутском участнике выставки. Иркутянам имя Евгения Турунова хорошо известно -- этот художник регулярно выставляется с персональными «отчетами», поэтому его стиль, его руку любой из интересующихся искусством узнает безошибочно.

Евгений Турунов давно и прочно увлечен искусством Востока. Но поначалу это увлечение строилось больше на интуиции, на ощущениях. Ведь что ни говори, менталитет, живописная школа иркутского художника отличаются от менталитета и традиций художника китайского.

Но, как рассказывает Евгений Турунов, его интерес к китайской культуре очень подкрепило знакомство с китайской поэзией, а в дальнейшем -- две поездки в Китай. И если первая была больше ознакомительной и в какой-то мере случайной, то вторая -- осознанное и старательное проникновение в культуру, обычаи, архитектуру, природу, изобразительное искусство.

Во время второй поездки состоялось знакомство с художницей Ван Сюлин, которое переросло в намерение организовать в Иркутске совместную выставку. Намерение оформилось в международный проект, нашлись сторонники и спонсоры -- их поддержали генеральное консульство Китая в Иркутске и министерство культуры области, председатель совета директоров Иркутского масложиркомбината Дмитрий Баймашев и генеральный директор ООО «Янта-Т» Евгений Баймашев, директор арт-галереи «Диас» Диана Салацкая, генеральный директор ВостСибЖАСО Юрий Беренгольц.

И вот -- полный любознательной публики музейный зал в Иркутске. Здесь особенно много художников, любителей искусства, искусствоведов, журналистов. Госпожу Го Минь и госпожу Ван Сюлин одарили цветами и словами благодарности.



Однако, наверное, самое приятное для художников, выставляющих свои работы на обозрение, -- когда люди смотрят их и стараются понять, уловить настроение авторов, мысль, главную идею, нюансы формы и содержания. О работах китайской художницы мы немного рассказали, работы иркутянина тоже пора представить.

Если свитки Ван Сюлин -- это строгий рисунок, то полотна Турунова -- это торжество красок, цвета, настроения. На ощущениях Востока строятся такие его сюжеты, как «Золотой павлин» и «Павлин грациозный», «Раковина Желтого моря», «Мистические сады Юй», «Ирисы и снег», «Апельсиновый рай», «Золотое лето». Эти работы, часто состоящие из двух-трех и даже более частей, носят декоративный характер, и в то же время они настолько трогают своей теплотой, изысканностью, что зрителю кажутся какой-то сказочной реальностью.

Но если павлины, раковины, рыбы и сады Турунова написаны в нежной золотистой полутоновой гамме, то его пионы, розы, ирисы, лилии -- это абсолютное торжество красок. Его букеты часто не выписаны детально и конкретно, и в то же время каждый лепесток рельефно вылеплен, оставляя впечатление полноты жизни, расцвета, нежной живительной силы.

Как-то мне довелось услышать такой спор: насколько абстрактна живопись Турунова? Я бы даже сказала, где у него реальность и где -- присущий ему импрессионизм? Чаще всего стили сочетаются, перетекают из одного в другой, оставляя что-то недосказанным, и в то же время художник как будто передает нам свое преклонение перед красотой мира, свое бесконечное любование. И это, может быть, особенно актуально сегодня, когда на дворе царит прагматизм, а новостные передачи страшно слушать... Турунов как будто возвращает нам утраченную гармонию, способность замечать первозданность красок, откликаться на голос природы, жалеть ее и любить.

ххх

Выставка открылась, и, я уверена, этот зал не будет пустовать, потому что иркутянам захочется своими глазами увидеть те образы, которые в творческом сознании каждого из двух художников связаны с темой выставки.

«Китай в моем сердце» -- это новый взгляд и новое понимание двух великих культур. Познакомьтесь с экспозицией -- и ваши горизонты станут шире и богаче.

Любовь Сухаревская,



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ