В Чите заканчивается возведение буддийского дацана

В Чите заканчивается возведение буддийского дацана — архитектурного комплекса, подобного которому нет в мире. Об истории строительства, символике и правилах поведения на его территории уже написана целая книга. Она тоже единственная в своем роде - так как наиболее полно рассказывает о бурятском храмовом зодчестве. Ее автор — забайкальский студент-религионовед, журналист Илья Баринов. В чем же уникальность Читинского дацана?

Если доверять историческим справкам, то буддийские монастыри строятся один раз в двести, а то и в триста лет. В центре Забайкальского края практически готов даже не монастырь, а целый архитектурный комплекс. «Читинский дацан станет одним из уникальных объектов архитектуры в России», - уверен студент-религионовед Илья Баринов - над своей книгой об истории этого храма он работал почти три года, был в Санкт-Петербургском, Иволгинском, Агинском и Цугольском дацанах, встречался с главой Буддийской Традиционной Сангхи России. На страницах издания отразилось самое важное, по словам автора, - объяснение символичного значения каждого архитектурного элемента. Ведь здесь во всем есть тайный смысл, как и в названии его книги «Как расцветает лотос».

Илья Баринов, автор книги «Как расцветает лотос (история Читинского дацана)»: "Весь дацан строится по принципу мандалы, то есть буддийского микрокосмоса, буддийской Вселенной, и здесь стены дацана — это горы, окружающие мир, а сам центральный храм — это большая священная гора, которая есть центр всего".

Распускаться читинский лотос начал еще в 2002-ом году. Сегодня — это уже восемь зданий. Этот дацан станет молитвенным, административным, культурным, медицинским и образовательным центром. Выстроен он таким образом, что новейшие технологии сочетаются со старинными методами бурятского зодчества, а традиции восточной архитектуры — с западной.

Илья Баринов, автор книги «Как расцветает лотос (история Читинского дацана)»: "Он вобрал в себя архитектуру тибетскую, монгольскую, китайскую, русскую, бурятскую. От китайской заимствованы крыши, которые вздернуты вверх на восточный манер, от русской — номо с традиционным русским орнаментом, и так далее, то есть он такой синкретизм архитектурный из себя представляет".

Буддизм считается одной из основных религий Забайкалья, но дацана, в полном смысле этого слова, в Чите никогда не было. Тот, что достраивается сегодня, станет вторым в России, находящимся не в буддийском городе. Такой храм есть еще только в Санкт-Петербурге. Появление этого монастыря в столице Забайкалья, говорит Илья, было необходимостью — в Чите достаточно много буддистов и до ближайшего дацана отсюда — десятки километров. Но теперь не нужно будет совершать долгое "паломничество" в Угдан - Читинский дацан расположен на удобной во всех отношениях территории — недалеко от основных транспортных линий и в спокойном месте.

Илья Баринов, автор книги «Как расцветает лотос (история Читинского дацана)»: "Скоро на этом троне появится статуя Будды, которую делают в Бурятии, специалисты из города Улан-Удэ, это станет центральной частью молитвенного зала, и когда верующие будут приходить сюда, они будут поклоняться Будде и совершать все необходимые обряды".

Пока же здания дацана пустуют — здесь еще необходимо провести отделочные работы. Но дацан и сейчас интересен. Илье Баринову как настоящему специалисту иногда приходится вести экскурсии для иностранных туристов. Хорхе Санчес приехал из Испании. Он давно интересуется религией, особенно буддизмом, — сам какое-то время жил в Японии и служил этой вере. Объехал все страны мира, и поэтому Читинский дацан ему есть, с чем сравнить. Он говорит о его масштабе, а когда спрашиваешь о внешнем облике — переходит на родной язык — ведь говорить о красоте лучше на испанском.

Хорхе Санчес, путешественник: "Сначала говорит по-испански, потом по-русски: Это будет и есть очень красивый монастырь, но, конечно, через месяц, когда будет закончено, но я жалею, что не могу остаться, но будет очень красивый, точно".

Хорхе жалеет, что не приехал в Читу позже — ведь тогда бы увидел уже готовый буддийский монастырь. Но, пролистав подаренную книгу об его истории, обещает вернуться через несколько лет — Илья пишет: вокруг Читинского дацана к тому времени планируют построить Центр по изучению традиционной бурятской культуры и языка и ресторан бурятско-монгольской кухни. Все вместе это станет этно-туристическим комплексом. Сюда будут ждать гостей, в том числе иностранных и не обязательно буддистов. Ведь посещать дацан может каждый, только по традиции — не со своим уставом. Здесь существуют определенные правила поведения, общие для всех. О них в своей книге Илья Баринов подробно рассказывает. К примеру, перед тем, как прийти, нужно избавиться от дурных мыслей, нельзя пить алкоголь, курить и сквернословить. При входе в дацан всем без исключения положено снимать головной убор. Женщинам нежелательно приходить в брюках. Выходить из молитвенного зала следует не поворачиваясь спиной, пятясь. Соблюдение всех этих правил — признак уважения к вере. По которой, кстати, посещение дацана считается одной из добродетелей, совершаемых человеком.

<p style='padding-right:18px;' align=right><a target=_blank href='http://chita.rfn.ru/region/rnews.html?id=3540&rid=2171&iid=580'>ЧГТРК</a></p>



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ