Треть с половиной и ни шагу вперёд

9 марта «Коммерсант» сообщил о том, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает законодательно запретить нефтекомпаниям, занимающим более 35% регионального розничного рынка по объёмам выручки, расширять свою сеть АЗС. По информации издания, служба намерена бороться с доминированием компаний, которое позволяет им завышать цены на нефтепродукты в рознице.

Для Забайкалья тема цен на нефтепродукты является особо болезненной - стоимость литра самой популярной марки бензина АИ-92 составляет 25-26 рублей и считается самой высокой в Сибири.

Комментируя намерение антимонопольной службы, представители исполнительной власти края, регионального УФАС и крупнейшего продавца нефтепродуктов - ОАО «Нефтемаркет», разошлись во мнениях.

Глава краевого УФАС считает, что предложение службы, в случае его реализации, не изменит ситуацию на рынке Забайкалья в ближайшие годы. Представитель краевого министерства промышленности и энергетики уверен, что такое решение позволит развиваться «Роснефти», конкурирующей с «Нефтемаркетом», коммерческий директор которого заявляет, что компания не имеет столь большой доли по объёмам выручки.

Руководитель УФАС Евгений Минашкин отмечает, что антимонопольная служба - как её центральный аппарат, так и территориальные управления, ведя борьбу на нефтяных рынках, стремится к защите конкуренции, которая повлечёт снижение цен на топливо. Поэтому предложение о допустимой доле в 35% - одна из мер по ограничению доминирующих компаний.

В Забайкалье, по информации главы УФАС, на розничном рынке доминирует ОАО «Нефтемаркет», а на оптовом два его поставщика - ООО «Элара» и ООО «Парламент-А». Называть долю «Нефтемаркета» Минашкин не стал, сославшись на соблюдение коммерческой тайны, но уточнил, что она составляет более 35% и медленно снижается на протяжении нескольких лет.

«Когда в регионе будут работать три-четыре равновеликих компании, возникнет здоровая конкуренция, которая сдержит цену. Но в каждом регионе своя картина рынка. У нас, например, изменить ситуацию не получится за год или два. Инфраструктура рынка нефтепродуктов складывалась годами, и в Забайкалье она получилась именно такой: есть крупная компания – «Нефтемаркет» и несколько десятков мелких, которые даже суммарно не могут соперничать с ним. Если ограничение будет установлено, то «Нефтемаркет» перестанет развивать свою сеть, а она у него, судя по динамике последних лет, постепенно уменьшается», - сказал Минашкин, отметив, что процесс по снижению доли на рынке в Забайкалье начался естественным путём, но из-за его медлительности до 35% «Нефтемаркет» доберётся не скоро.

По мнению главы краевого УФАС, предложение об ограничении неактуально для Забайкалья, так как в регионе нет достойного конкурента основному продавцу. Более успешно проект, если его воплотят в жизнь, может работать в соседних регионах - Республике Бурятии и Иркутской области, где на нефтяном рынке работают несколько компаний, занимающих 20-25% рынка. Такой схемы, как в Забайкальском крае - когда присутствует одна доминирующая компания и несколько десятков мелких, там нет.

Евгений Минашкин заявил, что разделы, касающиеся рынка нефтепродуктов, существуют в программе развития конкуренции в Забайкальском крае, принятой в конце прошлого года. В документе говорится, что региону нужно создавать условия для появления новых и усиления рыночной силы существующих компаний, чтобы создать альтернативу крупнейшему продавцу.

По данным программы, в настоящее время участниками рынка являются 35 компаний, владеющие 200 АЗС. Доминирующее положение на рынке занимает «Нефтемаркет» с 76 заправками и ООО «Петровскнефтепродукт», имеющий более 20 АЗС в Хилокском, Петровск-Забайкальском и Красночикойском районах. При этом в районных населённых пунктах, не находящихся на федеральных трассах - Верх-Усугли, Вершино-Дарасунский, Калга, Нерчинский Завод, Газимурский Завод и так далее - присутствуют только станции «Нефтемаркета».

Минашкин также вспомнил реакцию губернатора на появление нового поставщика топлива: «О «Роснефти» как о конкуренте, способном повлиять на цены, говорил губернатор Равиль Гениатулин в начале 2008 года, когда компания только входила в регион. Сейчас «Роснефть» в Забайкалье присутствует, в том числе и в акциях «Нефтемаркета», но ведёт себя неактивно, не развивает собственные АЗС. Вообще, сеть заправочных станций по большому счёту находится в одних руках, и если бы расчленить её на несколько компаний, это могло бы улучшить ситуацию. Но это уже личные дела бизнеса, в которые государство не имеет права вмешиваться».

По мнению Минашкина, инициатива ФАС связана с ожидаемым повышением цены на нефтепродукты: «По результатам нашего еженедельного мониторинга цен, на рынке нефтепродуктов в течение трёх последних недель наблюдается повышение. Хотя оно идёт небольшими темпами - 0,1-0,3%, но постоянно. Дело в том, что весной происходит оживление автомобилистов, и если вспомнить предыдущие годы, то цены повышались именно в апреле-июне. Сейчас ФАС намерен предпринимать какие-то меры, чтобы не было всплеска цен».

По его словам, рост цен на розничном рынке можно ожидать в следующем месяце, когда у продавцов закончатся запасы топлива, купленные по старой стоимости. Однако мелкие розничные продавцы начали изменять ценники уже сегодня.

Заместитель министра промышленности, начальник отдела энергетики и топлива Сергей Чесноков считает, что предложение ФАС может реально повлиять на топливный рынок Забайкалья, на рынке которого доля «Нефтемаркета» составляет 60%, «Роснефти» - 25%, и 15% принадлежит остальным компаниям.

«Если «Нефтемаркету» запретят расти, то «Роснефть» сможет развиваться, строить свои АЗС. У нас есть соглашение, согласно которому компания строит в регионе заправки», - сказал Чесноков.

Он уточнил, что «Роснефть», пришедшая в Забайкалье около года назад, развивается хорошими темпами. Компания сумела завоевать четверть рынка, занимается розничной и оптовой продажей дешёвого топлива, поставляемого с собственного Ангарского нефтеперерабатывающего завода.

Коммерческий директор ОАО «Нефтемаркет» Сергей Морозов считает, что комментировать предложение ФАС пока рано, а также, что по количеству АЗС компания превысила долю в 35%, но по объёмам выручки - нет.

«Нужно понимать, что на каждой АЗС разные объёмы продаж. На одной заправке может реализовываться две тонны в сутки, а на другой - 20 тонн», - сказал Морозов.

Он подтвердил, что компания постепенно снижает свою долю. Поясняется это тем, что конкуренты строят свои АЗС, а «Нефтемаркет» не может этого делать по экономическим причинам.

Фото: Владислав Содель/Коммерсант

Егор Захаров



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ