Дорогу вокруг Иркутска планируют сдать в 2010 году

Что получится, если сложить два моста, две многоуровневые развязки, 27 гофрированных железных труб, 79 тысяч кубометров щебня, почти 80 тысяч кубометров песчано-гравийной смеси и более 220 тысяч квадратных метров асфальтобетонного покрытия? Получится объездная дорога, которую Иркутск ждет уже больше десяти лет. Автотрасса длиной 24 км избавит жителей Иркутска и Шелехова от транзитного транспорта. Согласно первоначальным подсчетам, за первый год эксплуатации новой дороги из областного центра исчезнет 7% транзитного транспорта. В дальнейшем эта цифра будет увеличиваться. Как следствие, в городе станет меньше пробок, и снизится уровень загрязнения воздуха. Ждать момента, когда из города начнут потихоньку исчезать фуры, осталось чуть больше года — запуск новой дороги намечен на 2010 год. А пока на объекте полным ходом идет строительство — в этом лично убедился наш репортер.

Отложенный старт

Судьба у объездной дороги трудная — ей удалось пережить два финансовых кризиса. Как рассказывает начальник участка обхода Иркутска Игорь Ефименко, строительство дороги началось еще в 1997 году. Однако продлилось оно недолго — в 1998 году наступил дефолт, и об инфраструктурных проектах пришлось забыть, так как средств у государства на них не было. «Построить за это время удалось совсем немного, — констатирует Игорь Ефименко. — К тому же потом готовые участки дороги пришлось реконструировать, да и сам проект существенно изменился».

Найти деньги удалось только через 10 лет: о возобновлении (или даже уместно будет сказать «о втором начале») строительства объявили лишь в декабре 2007 года, генеральным подрядчиком стало ЗАО «Труд». По новому проекту стоимость дороги составила 2 млрд 600 млн рублей. Из этой суммы 600 млн рублей было затрачено в прошлом году.

Однако с начала строительства прошло чуть больше полугода, как разразился очередной финансовый кризис. На сей раз уже мировой, который затронул всех без исключения, в том числе и Россию. А строители почувствовали его приближение первыми — уже в августе 2008 года пошли разговоры о стагнации в жилищном строительстве. За ним подтянулись и другие отрасли.

— Кризис, конечно, сказывается, — замечает Игорь Ефименко. — Есть определенные сдвижки по финансированию. Нам то добавляют деньги, то убирают. Последний раз, кстати, добавили. Так что пока финансирование выдерживается, хотя и не в том объеме, который был запланирован ранее.

Кризис кризисом, а работа по расписанию

Но, невзирая на сложную экономическую обстановку, строительство обхода Иркутска идет полным ходом. Ежедневно на дороге работают 200 человек, 15 экскаваторных комплексов и 50 единиц спецтехники.

Основные работы ведутся на первых 18 километрах дороги. По словам Игоря Ефименко, земляное полотно на этом участке готово уже на 90%. В сентябре планируется начать укладку так называемой дорожной одежды: слоя песчано-гравийной смеси и асфальтобетона. А обустройство дороги намечено уже на 2010 год.

«Вот ведется укладка песчано-гравийной смеси», — демонстрирует один из участков дороги производитель работ Алексей Ясенов. Дело происходит на седьмом километре трассы. Отсыпают рабочий слой и дальше — на одиннадцатом километре.

— Здесь, кстати, находится самая глубокая выемка по трассе, — замечает инженер-строитель департамента инженерного сопровождения строительства ОАО «ИркутскгипродорНИИ» Алексей Рыков, отвечающий за технический надзор за строительством обхода Иркутска. — Ее глубина составляет 23 метра. На этом месте проводили взрывные работы.

Эти работы, а вернее, звуки от взрывов, за время строительства испугали, наверное, не одного жителя Иркутска и Ангарска, породив лавину слухов, вплоть до мистических. Дело в том, что часть работы ведется в районе поселка Мамоны, печально знаменитого авиакатастрофой 3 января 1994 года. Так что при проведении взрывных работ в редакции иркутских СМИ и в подразделения МЧС неоднократно поступали сообщения от людей, опасающихся, что произошло очередное чрезвычайное происшествие. Например, в мае прошлого года и в апреле нынешнего генеральному подрядчику обхода Иркутска приходилось разъяснять, что на дороге велись взрывные работы, не имеющие к авиакатастрофам ни малейшего отношения. Алексей Рыков добавляет, что строители вынуждены увеличивать мощность заряда, когда им попадается особо неподатливая скала. Так что ощущения от взрыва получаются соответствующие — тут, пожалуй, даже подземные толчки сейсмограф зафиксирует.

Следом за самой длинной выемкой следует самая высокая насыпь. Ее высота — 24 метра. При возведении насыпи рабочие применяли своеобразный безотходный метод — использовался щебень из выемок. В том числе и из самой глубокой. «Никаких дополнительных карьеров для строительства дороги нам не нужно, — говорит инженер. — Все, что копаем, потом используем в теле насыпи. Это предусмотрено технологией».

Использование только своих материалов касается и укладки асфальта. Рядом с объездной «Труд» установил собственный асфальтовый завод на итальянском оборудовании Marini. По словам Игоря Ефименко, его производственных мощностей достаточно для строительства трассы. «Если работать только на ней, то наших ресурсов хватит с лихвой», — уверяет он.

Кстати, мощности завода уже использовались для того, чтобы заасфальтировать один из участков трассы. Так что на обходе Иркутска есть первые 950 метров асфальта. Правда, он только экспериментальный: в 2008 году его положили для того, чтобы посмотреть, как дорожное покрытие перенесет сибирскую зиму. «В целом асфальт показал себя хорошо», — замечает Алексей Рыков.

Мост на Большую землю

На 18-м километре строящаяся дорога упирается в берег Иркута. За рекой — оставшиеся 6 километров трассы и выход на М-55 (Иркутск — Чита). А в этом месте идет строительство моста длиной около 280 метров. Это только один из двух мостов на трассе. Но для жителей близлежащего поселка Пионерска он будет означать появление автомобильного сообщения. Буквально связь с Большой землей.

— Весной и осенью поселок отрезан от автомобильных дорог, — объясняет Алексей Рыков. — Жителям приходится переправляться через реку Иркут в Шаманку и уже оттуда добираться в Шелехов или Иркутск.

У некоторых жителей поселка гаражи находятся на соседнем берегу, поскольку дорога начинается только оттуда. Чтобы добраться до собственной машины, рассказывает один из мужчин, ему необходимо преодолеть водную преграду. Когда запустят объездную дорогу, одной головной болью у жителей Пионерска станет меньше. И не только у них.

Дальнобойщикам появление обхода Иркутска позволит сэкономить время в пути. К примеру, сейчас через город для выезда с трассы М-53 (Новосибирск — Кемерово — Красноярск — Иркутск) на М-55 (Иркутск — Чита) необходимо проехать 40 км, разумеется, на «городской» скорости. «Плюс пробки», — добавляет Алексей Рыков. А за счет новой дороги путь сократится почти вдвое только по расстоянию.

«Срок сдачи пока не сдвигался»

Официально новую дорогу должны запустить уже в четвертом квартале 2010 года. По мнению Игоря Ефименко, строители вполне успевают к этому сроку. «Темпы у нас очень высокие, учитывая объем работ», — говорит он. Кстати, государственная помощь на строительство «транспортного обхода города Иркутска с мостовым переходом через реку Иркут» предусмотрена в указе президента РФ о мерах по социально-экономическому развитию Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, подписанном перед их объединением в апреле 2006 года. Губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев вспомнил об этом на встрече с председателем правительства РФ Владимиром Путиным 2 августа 2009 года. Этот же вопрос он обсуждал позднее с министром финансов России Алексеем Кудриным.

Кроме того, через полгода после планируемой сдачи обхода будет отмечаться 350-летие города. Президент РФ Дмитрий Медведев 4 августа подписал указ о праздновании юбилея. Власти Иркутской области планируют привлечь на подготовку к торжествам 11 млрд рублей, которые пойдут и на реконструкцию автодорог. Вполне вероятно, что часть этих денег потратят и на завершение строительства объездной дороги. Ясно это станет к 4 декабря нынешнего года — до этого срока должен быть утвержден план мероприятий по подготовке к юбилею.

Пока же срок сдачи обхода Иркутска остается неизменным — 2010 год. «Официально срок сдачи пока не сдвигался», — заявляет Игорь Ефименко. Будем надеяться, что и не сдвинется.

Какой будет дорога?

Итогом строительства должна стать автотрасса второй технической категории длиной 24 км, огибающая Иркутск и Шелехов, включающая в себя два моста (через Иркут и Вересовку) и два путепровода (через трассу М-53 в районе Вдовино и М-55 в районе Чистых Ключей). По словам начальник участка обхода Иркутска Игоря Ефименко, это будет «отличная дорога» с хорошо выдержанными уклонами, на которой будет грамотно организован проезд и обеспечена его безопасность. Трассу покроют тремя слоями асфальта толщиной 10, 7 и 5 см (например, на одной из самых оживленных улиц Иркутска — Байкальской — толщина покрытия составляет 17 см), покрытие будет рассчитано на низкие температуры и сможет выдерживать нагрузку от тяжелых грузовиков.

Егор Щербаков,

Телеинформ, для «Пятницы»



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ