Не для попкорна, а для размышлений

В Иркутске завершился фестиваль немецкого кино

То, что мы смотрим сегодня в кинотеатрах, давно перестало
быть "искусством кино". Боевики, триллеры, ужастики,
бесконечные люди-пауки, киборги, погони -- и убийства,
убийства, убийства... Конец света, конец планеты, конец
разумной жизни.

От этого можно или сойти с ума, или, откинувшись на спинку
мягкого кресла и жуя поп-корн, просто отрешиться, сказав
себе: все эти экранные коллизии не имеют ничего общего с
действительностью. Мы живы, беззаботны, можем попивать пивко
и чуть ли не в полный голос звонить по "сотику" -- не важно,
что идет сеанс. Что и делает молодежная аудитория, обычная
для нынешних кинотеатров с лучшей звуковой и
видеоаппаратурой. Зрители же среднего возраста и старше в
кино просто не ходят.

Тем приятнее было окунуться в допопкорновскую атмосферу,
обычную для того времени, когда мы жизни своей не могли
представить без кино и когда казалось, что самое массовое
экранное искусство никогда не лишится спроса. Итак, мы в
иркутском Доме кино. Несколько дней, последних дней октября,
здесь проходил фестиваль немецкого кино, предложенный нам
немецким культурным центром имени Гете и охотно поддержанный
и принятый иркутским областным кинофондом.

Представляет фильмы, делает содержательные вступления и
проводит обсуждения после просмотров Алексей Кожемякин --
кинокритик, член Союза кинематографистов России,
руководитель киноклуба "Иллюзион" и преподаватель отделения
кино- и телеоператорства НГТУ. Алексей -- куратор
кинопроектов немецкого культурного центра имени Гете.

То, что на фестиваль были привезены фильмы совсем другой
направленности, наверное, само собой разумеется.
Действительно, как подчеркнул в начале фестиваля Алексей
Кожемякин, фильмы фестивальной программы дают представление
об основных этапах развития немецкого кино. Это лучшие
образцы классического и современного кинематографа Германии,
ленты разных жанров и стилей. Почти каждая картина
фестивальной подборки является знаковой для развития
европейского и мирового кино.

Вниманию зрителей, -- а это были студенты, изучающие
немецкий и потому интересующиеся культурой этой страны, люди
среднего возраста, "просто зрители", -- были предложены
фильмы "Приключения принца Ахмеда" -- своего рода попурри на
темы сказок "Тысячи и одной ночи", фильм, выполненный в
технике "силуэтной анимации", с атмосферой "театра теней";
история любви "До свидания, Франциска!", современная
мелодрама о рухнувших надеждах и хрупком первом чувстве;
"Лето на балконе"...

Не стану утомлять вас пересказом и размышлениями обо всех
фильмах, остановлюсь на одном, показанном в заключительный
день фестиваля.

Это тоже история любви, горькая и радостная. Горькая --
потому, что влюбившейся женщине, одинокой и никому не
нужной, уже шестьдесят, а ее возлюбленному меньше лет на
двадцать, к тому же она немка, а он -- марокканец,
"гастарбайтер", человек третьего сорта. Радостная -- потому
что она, эта любовь, наполняет ее жизнь чувством и смыслом,
печалью и светом. Фильм называется "Страх съедать душа"
(именно так, с искажениями языка, общается с героиней-немкой
герой-марокканец). Да, страх съедает душу, и об этом чувстве
тоже немало размышляет режиссер фильма Райнер Вернер
Фассбиндер. Потому что такой альянс между пожилой женщиной и
молодым еще мужчиной-иностранцем, мягко говоря, не
приветствовался в немецком обществе.

На нее шипели и "стучали" соседи и соседки, ее не хотели
обслуживать в магазине, ее презирали, от нее отодвигались, с
ней перестали общаться даже дети -- и это при том, что брак
был зарегистрирован. В результате героиня, уставшая делать
вид, что ничего не замечает, доходит до нервного срыва...
Мужчине, оказывается, тоже не так просто отказаться от
привычных мелочей -- скажем, от общения "со своими", от
привычного времяпрепровождения, от любимого национального
блюда... Кажется, союз их обречен: слишком много факторов
"против" -- межнациональная рознь, неприятие общества,
разница в возрасте... Но почему-то следишь за происходящим
затаив дыхание, и горечь мешается с чем-то светлым...

Фильм, снятый режиссером в эпоху уличных телефонов-автоматов
(и как жили без мобильников?!), и по стилистике -- "не
современный". Это сейчас нас давит экшн и клиповое мелькание
кадров, мало о чем говорящее уму и сердцу. Фильм Фассбиндера
-- неторопливое повествование, с периодическими
замедлениями, почти остановкой кадров.

Алексей Кожемякин, предваряя просмотр, говорит о том, что
режиссер работает под влиянием Брехта с его "принципом
отстраненности", говорит о теме страха, возникшей в
искусстве в 70-е годы, в период наплыва гастарбайтеров.

Действительно, по поводу чрезмерного засилья иностранных
рабочих, хоть и приезжавших по официальному набору из
Турции, Марокко и других стран, немало говорилось и помимо
этого фильма. Эти люди вызывают у местного населения
отторжение, неприятие ничуть не меньшее, чем негры,
привезенные в Америку из Африки. Истории ассимиляции в той
или иной форме заканчиваются, как правило, трагично --
подобно той, что стала предметом исследования Райнера
Фассбиндера.

Кстати, остается удивляться, насколько он сам, являющийся
немцем и носителем, казалось бы, типично немецкого
менталитета, -- насколько он сам далек от такого
высокомерия, напротив -- полон сочувствия и гуманизма.

Что еще любопытно, в кино Фассбиндер начинал работать не
будучи профессиональным режиссером (он -- человек театра). И
для многих своих фильмов, -- а их снято более сорока, -- он
создавал не совсем обычную группу актеров --
актеров-непрофессионалов. Он приглашал сперва на просмотр, а
потом на роли совершенно случайных людей, встреченных им на
улице. Глаз его был наметан: часто происходило так, что,
попробовавшись в эпизоде, приглашенные оказывались
великолепными исполнителями своих ролей, и сотрудничество с
ними продолжалось дальше. Так и в фильме "Страх съедать
душа": все исполнители -- непрофессиональные актеры, но
насколько точно, психологически достоверно ведет каждый из
них свою линию -- этому остается только поражаться.

Одним словом, фильм не оставил равнодушным, наверное,
никого, -- об этом можно было судить хотя бы по обсуждению,
которое состоялось после просмотра.

Алексей Кожемякин уже десять лет занимается пропагандой
немецкого кино. Очень важно, говорит он, что его
поддерживают в иркутском Доме кино -- во всяком случае,
сотрудничество иркутян с немецким культурным центром имени
Гете будет продолжено.

Да, сегодня есть возможность выбора, для этого достаточно
сесть за монитор компьютера и выйти в сеть, но это будет
только "тупой просмотр". Ведь сам по себе выбор тоже требует
определенных знаний, умения ориентироваться в том, что
достойно, а что недостойно внимания. Сегодня эрудиции
катастрофически не хватает многим и многим, и
сопроводительный материал, фестивальные контакты и
обсуждения -- все это добавляет смысла фильмам, помогает
раскрыть дополнительные подтексты и глубины. Без этого,
подчеркивает Алексей Кожемякин, просмотр даже хорошего кино
становится неполноценным.

- Вы проводите фестиваль только для иркутян или он
проходит в ряде городов?

- Маршрут фестиваля: Иркутск -- Владивосток -- Якутск. Три
города, где он будет проходить, если не ошибаюсь, впервые за
последнее десятилетие. В Иркутске же следующий фестиваль
немецкого кино пройдет уже в 2010 году.

Остается пожалеть, что пока маловато такой работы по
пропаганде хорошего отечественного кинематографа. Впрочем,
надо почаще заглядывать в иркутский Дом кино...

Любовь Сухаревская,

<p align=right><a target=_blank href=http://politirkutsk.ru/view.php/860/1.php>"Байкальские вести"</a></p>



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ