Себя, как в зеркале, я вижу…

Так могут сказать на этой выставке многие художники

С первых минут знакомства с этой экспозицией возникает и уже не отпускает ощущение, что в залах тесно. Наверное, так и есть на самом деле — этой выставке здесь тесно. Ведь чаще всего в экспозиции есть «ударные» работы, на которых делается акцент, заостряется внимание зрителя, — и работы как бы второго плана, работы-воздух, — для того, чтобы перевести дыхание. Это не значит, что они хуже, — они, как актеры в спектакле, выполняют свою роль — роль, оттеняющую главных героев.

Здесь же, в галерее современного искусства «Дом художника», на открывшейся в апреле выставке «Портрет и автопортрет» трудно выделить главные и второстепенные полотна или графические листы.

Для начала надо отметить, что сама идея такой выставки на редкость удачна. Она показала, что нет, пожалуй, в рядах региональной организации художников такого автора, кому бы нечего было на эту выставку предложить. Самые что ни на есть далекие от обозначенного жанра пейзажисты, порывшись в памяти и закромах своих мастерских, смогли бы извлечь на свет портреты и/или автопортреты, и часто — удачные! Что уж говорить о тех художниках, которые на портретах специализируются! Тому же Юрию Квасову можно было отдать львиную долю экспозиции. Но «львиная доля» досталась Льву Гимову — именно его портретов (написанных самыми разными авторами) и автопортретов насчитали рекордное количество — целых девять.

Участников выставки набралось так много, что четыре зала не вместили все предложенные работы, так что пришлось отбирать на конкурсной основе лучшие.

Да, художники нередко изображают друг друга. Может быть, оттого, что натура чаще всего оказывается поблизости: зашел коллега к коллеге в соседнюю мастерскую — и тут же: чего зря время терять, давай-ка поработаем. Но удивляет другое — это чаще всего очень удачные работы. Может быть, оттого, что здесь не прокатывают «внешние эффекты» и требуется проявить максимум профессионализма, или оттого, что художники лучше, глубже понимают сами себя и своих собратьев в плане психологизма?

Сказанное вовсе не означает, что на выставке нет портретов других людей. Есть! Мы не раз видели на выставках наших портретистов изображения врачей и ученых, музыкантов и строителей, геологов и охотников, пишут они матерей и детей. И что-то из запасников каждого автора попало в нынешнюю экспозицию, и потому у зрителя, пришедшего в эти залы, буквально разбегаются глаза. Хочется вглядеться в работы известных иркутских портретистов, таких, как ушедшие от нас Аркадий Вычугжанин, Игорь Соловьев, иркутский сюрреалист Валерий Мошкин или плодотворно работающие сегодня Юрий Квасов, Анатолий Алексеев, Павел Авенариус, Анатолий Аносов, Сергей Григорьев, Александр Шипицын, Ольга Ильина, Татьяна Громыко… Удивляют мощность портрета Александра Москвитина в исполнении Ольги Новокрещенных, выразительность портрета Анатолия Костовского в исполнении Сергея Казанцева, портрет Владимира Соколова кисти Вячеслава Скроминского, удивляет несколько демонический портрет Бориса Десяткина в исполнении Сергея Жилина…

И так можно говорить едва ли не о каждой работе. Выставка, хочется повторить, на редкость удачна! И становится понятно, отчего в залах у посетителя возникает ощущение тесноты, — от того обилия лиц, что смотрят на всякого входящего с холстов и картонов.

Выставка «Портрет и автопортрет», как и многие другие выставки нынешнего года, посвящена 80-летию Иркутского регионального отделения Союза художников России. Посетите выставку — вы непременно найдете немало интересного для себя.

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ