Борис Кузник о разуме чиновников, таланте писателей и будущем театра

В конце апреля преподаватели Читинской медакадемии обратились к мэру Анатолию Михалёву с просьбой объяснить массовое уничтожение деревьев в краевом центре. Рядовое, казалось бы, событие – диалог учёных с властью – вызвало не рядовой резонанс. Неужели публичная дискуссия науки с бюрократией стала в наши дни явлением неординарным? И если так, то почему? Об этом мы решили спросить у одного из авторов обращения, почётного гражданина Читы Бориса КУЗНИКА.

Борис Ильич, вы верите, что своим поступком можете повлиять на ситуацию?

- Я общался с нашим мэром, и он производит впечатление разумного человека. Анатолий Дмитриевич пообещал ответить нам осенью. Подождём, посмотрим. А если ничего не будет сделано, обратимся в более высокие инстанции. Мне, как и моим коллегам, хочется остановить варварскую вырубку, потому что без зелени нет жизни.

А вам не кажется, что если наши власти приняли какое-то решение, оно для них становится единственно верным?

- Всякий раз, обращаясь к Равилю Гениатулину или Анатолию Михалёву, я находил у них отклик и поддержку. Эти люди умеют слушать и менять точку зрения. Не думаю, что наша администрация настолько твердолоба, чтобы затыкать уши от мнения граждан.

Ваша дискуссия с мэром – проявление того гражданского общества, о котором в России так часто говорят?

- Это скорее гражданский долг, который должен быть у каждого. Что же касается гражданского общества, оно у нас если и развивается, то очень медленно. В чём причина? Наверное, в политике самого государства. Ведь всё, что мы видим на телеэкранах, всё, к чему нас призывают, - это деньги. Люди думают только о том, как заработать, а некоторые – как выжить. Им не до деревьев, не до гражданского общества.

Откуда в нас это равнодушие к окружающей жизни?

- Оно из советского периода, приучившего людей к тому, что любое обращение к власти не просто бесполезно - опасно! Государство стремилось задушить инициативу. Вспомните репрессии против театра на Таганке, против Пастернака, Зощенко или Ахматовой. Им затыкали рот. И страх, воспитанный в СССР, не исчез. Поэтому люди, прежде чем критиковать власть, задумываются о последствиях.

Борис Ильич, 24 апреля на сцене краевого драмтеатра прошла премьера спектакля «Пегий пес, бегущий краем моря» по повести Чингиза Айтматова. Вы участвовали в его постановке. Как оцениваете работу театра после смерти Николая Березина?

- Утрата невосполнима. Николай Алексеевич был прекрасный режиссёр, актёр и организатор. Что будет с театром дальше? Не знаю. Режиссёр Сергей Жарков – человек способный. Думаю, он смог бы заменить Березина в переходный период. Жанна Пономарёва – тоже интересный художник. Я знаю, что актёры театра обратились в администрацию с просьбой назначить художественным руководителем Сергея Юлина. Это серьёзное заявление, поскольку Юлин – человек с большим вкусом. Хотя хотелось бы, чтобы в театр приехал «варяг» с хорошим режиссёрским опытом и новыми идеями.

Вы согласны с критикой работы министра культуры Галины Сыроватки, высказанной депутатом Иосифом Кобзоном?

- Считаю, что выступление Иосифа Давыдовича было нетактичным. Одно дело судить о делах, другое – оскорблять человека. Я вижу прекрасные городские праздники, организованные министерством культуры. Вижу замечательный фестиваль «Цветущий багульник», уровень которого год от года растёт. А сколько новых площадок появилось в Чите! Какая замечательная филармония! Хотя я не могу судить обо всём, поскольку не знаю, как обстоят дела в районах.

А не превратился ли литературный фестиваль «Забайкальская осень», также организуемый минкультурой, из праздника в ностальгию?

- Мне кажется, у министерства культуры неправильный подход к этому мероприятию. Оно действительно должно проводиться шире. Нужно устраивать крупные книжные базары, приучать людей покупать книги. Ведь цель «Забайкальской осени» - привить любовь к чтению. Для этого нужно организовывать настоящие встречи с читателями, а не проводить их «для галочки».

Как вы, кстати, оцениваете работу Союза писателей?

- Пока безобразно, но надеюсь, с приходом нового председателя – Олега Петрова - многое поменяется в лучшую сторону.

В последние годы забайкальская литература понесла утраты. Ушли Георгий Граубин, Михаил Вишняков, Эрнст Хавкин и другие талантливые авторы...

- Да, но осталось много других писателей. К примеру, Елена Стефанович – крупный прозаик и прекрасный поэт. Но она нищенствует и не может реализовать свои книги. Помогите ей! Организуйте творческий вечер, встречи с читателями. Есть замечательный детский поэт Николай Ярославцев, публицист Геннадий Богданов. Я восхищаюсь стихами Шухрата Тохта-Ходжаева – это масштабный поэт с блестящей лирикой. Очень способный, растущий поэт Максим Стефанович. А какие блестящие детективы пишет Алла Озорнина! С уходом Георгия Рудольфовича литература не закончилась.

В Чите, к слову, появится памятник Георгию Граубину...

- Да, и уже известно, что краевая детская библиотека будет переименована в его честь. Возле неё планируется установить бюст Граубина. Но есть проект и ростового памятника. Я считаю, что Георгий Рудольфович заслужил памятник. Мне бы также хотелось, чтобы на доме, где он жил, появилась мемориальная доска и была создана премия имени Граубина за лучшее детское произведение.

Борис Ильич, а вы из Читы не хотели уехать?

- Искреннего желания покинуть Забайкалье у меня никогда не было, хотя в советские годы приходилось об этом задумываться. Но я счастлив, что сюда попал и уверен: реализоваться так, как в Чите, я не смог бы ни в одном другом городе.

Илья Баринов



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ