В Амурской области нефть вылилась прямо в реку

Подробности еще одной масштабной аварии на новом нефтепроводе «Восточная Сибирь – Тихий океан» сообщил WWF России партнер Фонда в Амурской области - общественная экологическая организация «АмурСоЭС».

Как сообщает пресс-служба «АмурСоЭС», 3 февраля в 14 часов 30 минут по местному времени в Сковородинском районе Амурской области на участке нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО) при производстве ремонтных работ произошла авария, приведшая к выбросу значительного количества сырой нефти. По информации природоохранной прокуратуры Амурской области, авария стала следствием несоблюдения правил техники безопасности – рабочие при раскопке траншеи использовали экскаватор, хотя должны были производить вскрытие траншеи в непосредственной близости к трубопроводу вручную.

По данным следственного управления следственного комитета при прокуратуре РФ по Амурской области «…непосредственное место разрыва находится в пяти метрах от русла реки Большой Невер. Разлившаяся нефть заполнила русло указанной реки на расстоянии одного километра, а также часть русла ручья – притока р. Большой Невер. Высота нефтяного пятна в районе берега реки составляет от 30 до 60 см . По имеющимся данным на момент повреждения трубопровода между двумя задвижками находилось около 3200 м3 нефти. Точный объем разлившейся нефти, площадь загрязнения, а также нанесенный ущерб устанавливаются».

Таким образом, можно говорить о первом серьезном загрязнении реки, впадающей напрямую в Амур, связанном с эксплуатацией нефтепровода на территории Амурской области. Большой Невер является участком весенне-осенних миграций обитающих в реке видов рыб, на его берегах расположены поселки Джалинда, Среднерейновский, Таежный, жители которых использует реку в целях водоснабжения, рыбной ловли, рекреации. Поэтому загрязнение реки нефтепродуктами может иметь катастрофические последствия не только для экосистем, как таковых, но и для населения этих поселков. По Большому Неверу проходит восточная граница планируемого комплексного заказника «Верхне-Амурский», решение о создании которого принято на уровне Правительства Амурской области. Нельзя забывать и про то, что Большой Невер является притоком Амура первого порядка, следовательно, нефть может достаточно быстро попасть в основное русло Амура. Тогда это станет проблемой не только межрегиональной – в бассейне Амура находятся Амурская область, Еврейская автономная область, Хабаровский край – но и международной, т.к. Амур является пограничной рекой между Россией и Китаем.

Ситуацию спасает то, что авария произошла в зимний период, что позволило избежать стремительного распространения нефти по течению реки. Тем не менее, необходима полная очистка территории, подвергшейся загрязнению – уборка загрязненного снега, льда, грунта, растительности, чтобы избежать попадания нефти в воду в весенний период.

В этой связи интерес представляет позиция руководства ООО «Востокнефтепровод» - дочерней компании ООО «Транснефть», осуществляющей строительство и эксплуатацию нефтепровода ВСТО. Руководство компании не сообщило информацию об аварии контролирующим органам. Так, Управление МЧС по Амурской области было проинформировано о случившемся органами ФСБ и прокуратуры по Сковородинскому району, которые, в свою очередь, получили информацию от администрации Сковородинского района. Мало того, представители компании «Востокнефтепровод» в течение двух дней в беседах с представителями СМИ опровергали информацию о факте аварии. 5 февраля компания заявила о полной ликвидации последствий аварии, хотя работы на месте продолжаются по сегодняшний день. При этом речь велась о 5-6 кубометрах нефти и площади загрязнения в 200-250 м2, информация о попадании нефти в русло Большого Невера опровергалась.

Необходимо отметить, что это не первая авария на строящемся нефтепроводе ВСТО. За две недели до аварии в Сковородинском районе, 18 января, при подобных же обстоятельствах произошел прорыв трубопровода в районе г. Ленска, Республика Саха(Якутия), приведший к попаданию на грунт около 450 м3 нефти и загрязнению площади в 20 тыс. м2.

«Данные аварии со всей очевидностью демонстрируют абсолютно пренебрежительное отношение компании «Востокнефтепровод» как к обеспечению безопасности при эксплуатации нефтепровода, так и к последствиям произошедших аварий, - комментирует директор «АмурСоЭС» Петр Осипов. - Между тем, только по Амурской области нефтепровод пройдет более полутора тысяч километров вдоль течения Амура, пересекая такие крупные реки, как Зея, Томь, Завитая, Бурея, Архара, десятки более мелких рек, на берегах которых находятся десятки населенных пунктов с сотнями тысяч жителей, сельскохозяйственные угодья, уникальные охраняемые природные территории. При подобном отношении компании, обслуживающей нефтепровод, к обеспечению экологической безопасности, никто не сможет поручиться за то, что следующий прорыв не произойдет в русле какой-нибудь из указанных рек, не будет замолчан и не приведет к развитию экологической катастрофы».

В связи с этим, необходимо не только проведение работ по ликвидации последствий случившейся аварии, но и выявление и наказание лиц, виновных в ее возникновении, не обеспечивших соблюдение правил техники безопасности, предпринявших попытку скрыть информацию о ее возникновении и масштабах.

В то же время, необходимо говорить об усилении контроля над деятельностью компании, эксплуатирующей нефтепровод, со стороны специально уполномоченных государственных органов. Очевидно, что аварии, подобные случившимся в Амурской области или Республике Саха (Якутия) могли стать только следствием попустительства со стороны контролирующих органов, «сквозь пальцы» смотрящих на мелкие нарушения.

Нефтепровод ВСТО является одним из наиболее значимых стратегических объектов для Дальнего Востока России, способных дать толчок развитию экономики региона. Но нужно помнить, что он является одним из наиболее опасных источников угроз для состояния окружающей среды, природных комплексов бассейна реки Амур, благополучия, здоровья и жизни населения Дальнего Востока. И никакие экономические выгоды не смогут компенсировать негативное влияние крупой аварии, которая, как мы видим сегодня, может произойти в любой момент.

"Байкал24"

по материалам



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ