Проблемы спортивной медицины в Приангарье: решение Общественной палаты Иркутской области

Ситуация со спортивной медициной в Иркутской области зашла в тупик. С каждым годом в России выходят все новые законы и порядки, согласно которым контроль над здоровьем спортсменов становится все более строгим. Но неизвестно, кто и на какие средства должен осуществлять этот контроль. 

В Иркутской области много лет отмахивались от этой проблемы. Спорт жил кое-как, обходясь теми средствами, что были. Не обходилось и без обмана, подделки документов. Где-то спортсмены были вынуждены платить за справки и медобследования из своего кармана. 

Но очередной документ, который вступил в силу в январе 2021 года, сделал невозможным даже это шаткое равновесие. Контроль стал еще более тщательным, выросло количество тестов и специалистов, а также кратность прохождения обследований. Из своего кармана вряд ли многие потянут эту нагрузку. У федераций тоже денег нет. 

Министерство спорта Иркутской области по закону имеет право запрашивать эти средства. Но не имеет такой традиции. А имеет традицию Министерство здравоохранения Иркутской области, которое является поставщиком услуг. И количество квот, выделяемых на спортсменов, в разы меньше, чем реальное количество занимающихся, которые имеют право на медицинскую помощь. Приходится выбирать, кого осчастливить. 

Подробно ситуация описана здесь. 

Общественная палата Иркутской области заинтересовалась этой темой. Прошло не одно заседание по поводу возможных путей решения проблемы. И вот решение. 


РЕШЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

По данным Росстата, на сегодняшний день в Иркутской области спортивной подготовкой занимается более 52 тысяч людей. Ежегодно спортсмены должны проходить диспансеризацию, которую имеют право осуществлять только спортивные врачи государственных учреждений здравоохранения, имеющих соответствующую лицензию. Большинство спортсменов Иркутской области сталкиваются с тем, что диспансеризация занимает достаточно длительное время (до 1-2 недель), а стоимость обследования может доходить до 30 тысяч рублей. Кроме того, во многих муниципальных образованиях Иркутской области отсутствует возможность прохождения полноценного медицинского обследования для спортсменов. 

Также существует проблема недоукомплектованности медицинскими кадрами и необходимым оборудованием главного врачебно-физкультурного диспансера Иркутской области образованиях. Уровень зарплат специалистов главного врачебно-физкультурного диспансера в Иркутской области и его филиалов значительно ниже других медицинских специальностей в регионе. При необоснованно низком бюджете, выделяемом на спортивную медицину в Иркутской области, решительные меры. Обсудив данные проблемы, РЕКОМЕНДУЮТ:

1. Министерству спорта Иркутской области
1.1. Предоставить расчет государственного задания «Подготовка спортсменов» по видам спорта за период с 2018 года по 2020 год, начиная с тренировочного этапа.
1.2. Актуализировать данные по количеству спортсменов по всем категориям на текущий год (в том числе принадлежности их к различным организационно-правовым формам – ДСШ, СШОР, спортивные федерации, спортивные клубы).

2. Министерству здравоохранения Иркутской области
2.1. Предоставить данные об объеме и порядке финансирования медицинских организаций, оказывающих помощь по спортивной медицине в Иркутской
области, а также об объеме государственного задания, доведенного до медицинских организаций Иркутской области по профилю спортивной медицины.
2.2. Рассмотреть вопрос по устранению кадрового дефицита в области спортивной медицины в Иркутской области путем выделения целевых мест для обучающихся в клинической ординатуре ИГМУ и на циклах профессиональной переподготовки на базе ИГМАПО.
2.3. Выработать механизм, сокращающий время ежегодной диспансеризации спортсменов Иркутской области.

3. Службе государственного финансового контроля Иркутской области
3.1. На основании полученных данных в пп. 1.1, 1.2, 2.1 провести анализ расходования бюджетных средств Министерством спорта Иркутской области на медицинское обследование спортсменов.

4. Государственному бюджетному учреждению здравоохранения
«Иркутский областной врачебно-физкультурный диспансер «Здоровье»
4.1. Разработать и внедрить эффективный механизм взаимодействия
ГБУЗ «Иркутский областной врачебно-физкультурный диспансер «Здоровье»
с лицами, занимающимися физической культурой и спортом.
4.2. Обеспечить прозрачность и доступность услуг ГБУЗ «Иркутский областной врачебно-физкультурный диспансер «Здоровье» для населения Иркутской области.

5. Комиссиям Общественной палаты Иркутской области (по делам молодежи, спорту и патриотическому воспитанию; по здравоохранению и социальному обеспечению) с целью контроля и анализа ситуации по диспансеризации спортсменов в Иркутской области
разработать анкету и проводить на регулярной основе (раз в полугодие) опрос спортивных федераций по данному вопросу.

Председатель комиссии по делам молодежи, спорту и патриотическому воспитанию П. С. Неупокоев.

Председатель комиссии по здравоохранению и социальному обеспечению Г. В. Гвак.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ