Владимир Литвинов, Зажигательный Рокер!

В «мирной» жизни Володя совсем не похож на зажигательного рокмэна. Он интеллигентный, в костюме-галстуке, у него «правильная» большая машина и голос с хрипотцой, ну, как у настоящего строителя, который вира-майна на стройке накричался. Он действительно ангарчанин, но работает в Иркутске, и на самом деле строитель, да не простой, а главный инженер СК «ВостСибСтрой», который возводит жилые многоэтажки нашего города, а теперь - и развязки долгожданного нового моста через Ангару.

- Как же в тебе уживаются музыкант и строитель? – меня очень обрадовала возможность пообщаться с Литвиновым лично, я сама тоже в каком-то роде музыкант.

- Жизнь - сложная штука, - похрипывает Володя. – Конечно, можно быть музыкантом, но нужно каждый день думать о хлебе насущном и семью кормить-содержать. Будучи на первом жизненном перепутье, я реально оценил, что музыкант в России не сможет прожить свою жизнь достойно, особенно в Сибири. Здесь одна из наиболее вероятных вершин в творчестве, которую может достичь музыкант, – это ресторан.

- И тебя это не устроило?

- Да, когда мне было 17 лет, я думал, в институт пойти или в музыкальное училище. Выбрал иркутский политех, и не жалею об этом. 80% ребят, с кем начинал ещё в юности играть, погибли или ведут печальный образ жизни, - с хрипотцой продолжает Володя.

- А голос ты что, на стройке потерял?

- Да нет, это мне вторая жизнь покоя не даёт. Ведь после работы - сразу за любимое дело, беру свою гитарку, и, как говорится, «жизнь прекрасна» - играю и пою. Вот и перетрудил голос немного – охрип. А вообще я искренно сочувствую людям, у которых кроме работы больше ничего интересного нет, так хочется, чтобы каждый имел что-то увлекательное в жизни! Конечно, мне сейчас тоже трудновато. В шесть часов встаю, уезжаю на работу и приезжаю вечером, в восемь, в девятом - идут завершающие работы по сдаче моста. А музыка тянет к себе как наркотик. К тому же необходимо быть в форме, а это значит, заниматься каждый день, чтобы мастерство было на должном уровне, чтобы пальцы не отвыкли.

Ну, да, на концертах Литвинова я бывала и видела, что он выделывает со своей гитарой! А ещё мы работали с ним над аранжировкой моей песни «Байкалушка». И мне очень понравилась гитарная партия, которую Володя предложил, его гитарное соло – песня получается с одной стороны тяжёлой - по звучанию, с другой стороны - лиричной. Такое вот совершенно не попсовое сочетание.

- Володя, но ведь ты не только с чужой музыкой работаешь - аранжируешь, исполняешь – ты ведь пишешь и свою?

- На самом-то деле сыграть чужую музыку может любой. А вот сочинить свою – это уже искусство. Ценится музыкант тем, что играет, прежде всего, свои произведения. И у меня был серьёзный, длинный период, когда я учился сочинять музыку. Это такое же ремесло как любое другое. Я проанализировал много музыки и составлял определённые схемы, после чего на их основе сам стал сочинять. И, опять же, чтобы начать писать свою музыку, надо представлять себе, как это делают другие. Каждый день мы ждали новых альбомов. К счастью они всё-таки попадали тогда в Советский Союз. И мы за три-пять рублей переписывали пластинки на бобинный магнитофон и слушали, слушали, слушали... Второй этап после прослушивания - истязание магнитофона по части снятия партии на слух. Не было ни литературы, ни примеров, ни телевидения, ни видео. Постоянное ручкопередёргивание. Тем не менее, как потом выяснилось, я угадал тогда почти всю аппликатуру. Это сейчас всё встало на свои места, информации очень много, куча литературы по изучению всех жанров - главное не лениться. А тогда нас, энтузиастов, было немного, потому что трудностей хватало, но желание освоить, понять заставляло действовать.

- А какое-то образование музыкальное у тебя есть или ты действительно только 12 лет занимаешься музыкой?

- Не знаю, откуда взялась именно такая цифра. Я, можно сказать, возобновил занятия музыкой лет 10-15 назад, перед этим был долгий перерыв, а началось всё с юности, с пяти блатных аккордов. Гитары тогда не было, её заменяла палка с натянутой леской, которую я сам и смастерил. Потом мама попросила у приятельницы настоящую гитару, и с тех пор пошло-поехало. Никакого специального образования у меня нет до сих пор, всё взял от природы и из жизненных примеров. В 16 лет уже играл в группе. Была настоящая артистическая жизнь: гастрольный график, постоянные выступления, конкурсы, концерты, правда всё это не выходило за пределы нашей области, но это было реально. Самое ценное, что я приобрёл в тот период – громадное количество знакомств с людьми такими же, как я, по духу и стремлениям. Семидесятые, восьмидесятые – это становление и расцвет мировой рок-музыки, и мы были участниками этого процесса. Для рокеров то время остаётся самым ярким и неповторимым отрезком жизни, всё, что делают рок-музыканты сейчас - это уже просто вариации. Группа «Искры», в которой я тогда играл, была на пике популярности, у меня даже была своя отдельная рок-программа из классики мирового рока того времени. Но в 1988 году я вынужден был покинуть группу, так как дальнейшее совмещение производственной и музыкальной жизни стало невозможным.

- Так кто же твои учителя-вдохновители?

- Это яркие представители хард-рока: Риччи Блэкмор, Джимми Хендрикс, Джимми Пейдч, из современных Стив Вай, Джо Сатриани. Многие гитаристы с них берут пример и сегодня.

- И что, ты действительно участвовал в совместном с Сатриани джеме?

- Нет, но если бы получилось, с удовольствием бы поучаствовал.

- Ну, а хотя бы с Nazareth, Deep Purple общаешься, или это всё сказки?

- Откуда ты всё знаешь? Разведчица, что ли?

- Да, нет, просто люди говорят.

- Ладно, было дело. Мы тут с ребятами, на следующий день после посещения нашего города группой Deep Purple, имели удовольствие общаться с ними и даже подружиться, так вот, в день рождения Яна Гиллана мы подготовили небольшой концерт, записали его на видео и отправили в Лондон, в офис артиста, потом получили ответ со словами величайшей благодарности и признательности в наш адрес. Было, конечно, приятно. А с Деном Маккаферти из Nazareth я случайно встретился в нашем аэропорту ночью, когда он с группой улетал после выступления в другой город, а я встречал брата. Он стоял около сувенирного киоска, выбирая подарок, я набрался смелости, подошёл к нему и стал благодарить его за вклад в мировую рок-музыку, за его искусcтво и за то громадное удовольствие, которое получала вся наша великая страна, слушая Nazareth. Он сначала смутился, заулыбался, а потом взял и крепко пожал мою руку. Представляешь моё состояние?

- Да, уж! А почему тебе нравятся именно они?

- Потому что они играют настоящий хард-рок. Если говорить о хард-роке в России, то, на мой взгляд, это жалкое подражание Западу. Уровень невысокий - нет школы, просто есть кривляние на сцене, наше национальное скоморошество. Порой смотришь: качество слабое, подачи никакой, а уже рвутся на публику. Ведь здесь, как и во всём, необходимо совершенствование, но почему-то в рок-музыке у нас, русских, это слабо получается, видимо это не наша музыка. Но, для примера, возьмите хоккей – не наша игра, а играем лучше всех в мире. Конечно, есть в нашей стране и талантливые ребята, посетите любой региональный рок-фестиваль, и вы увидите там десятки уникальных, самобытных музыкантов, но хода им не дают. Здесь уже пошла коммерческая составляющая нашего шоу-бизнеса. Для меня это понятие, «шоу-бизнес», связано с чем-то нечистым, нечестным, обманом. Смотря наши музыкальные каналы, смотря на девочек, которых ещё называют «поющие трусы», пытающихся подражать опять же западным исполнителям, видишь, что всё это сделано для того, чтобы впихнуть в телезрителя, усыпить его индивидуальность, навязать ему эту музыку, усреднить всех. А потом запускать этих лжеартистов по стране и собирать бабло с уже подготовленного к этому обывателя, возьмите, например, хотя бы ту же «Фабрику звёзд».

- Ты хочешь сказать, что рок ведёт музыканта к внутреннему совершенству?

- Я хочу сказать, что внутренний мир музыканта должен проявляться через его музыку.
Когда достигнут определённый уровень игры, когда уже отточены все технические фишки: пентатоники, лады, техника, звукоизвлечение, необходимо добавить самое главное – чувство. Надо пропустить всё это через себя и выдать слушателю. Настоящий гитарист должен играть ноты, подавать звук, наслаждаясь процессом, передавать своё состояние через пальцы, медиатор так, чтобы публика забыла обо всём и слушала его, раскрыв рот. Этим и достигается та незримая связь между исполнителем и слушателем. Основная проблема современных ребятишек, музыкантов-гитаристов, - это стремление к увеличению скорости звукоизвлечения, желание эпатировать слушателя техничностью исполнения, что выхолащивает процесс, обезличивает его.

- Может быть, из-за скоростного темпа нашей жизни, типа, получил гонорар и дальше пошёл?

- Может быть. Хотя есть яркий пример, когда скорость исполнения является фирменным знаком музыканта и доведена до совершенства. Шведский гитарист-виртуоз, живущий в Америке, Ингви Малмстин, имеет уникальный скоростной стиль исполнения, называемый неоклассикой. Его владение инструментом - одно из самых уникальных в мире, скорость просто ошеломляет, но звучит это так красиво! И его искусство было по достоинству оценено в 1985 году, в 21 год он получил за свою музыку «Грэмми». Вывод из этого примера очевиден – ищи себя в музыке, играй только свою музыку, и если в ней есть что-то неожиданное и оригинальное, то будет оценено непременно. Музыкант должен через инструмент выразить своё нутро.

- А ты сейчас часто даёшь концерты?

- Очень редко. Наше телевидение привело к тому, что люди привыкли к другому музыкальному формату, хард-рок мало кому интересен потому, что его не показывают, не пропагандируют. Хотя очевидно, что по эмоциональному воздействию с рок-музыкой не сравнится ни один жанр. Только рок-музыка может собирать стадионы. И люди-то мы все разные, все должны слушать разную музыку, а нас всех хотят заточить под «Дом-2».

- Я ещё думаю, что в нашей культуре к тому же доминирует пристрастие к прошлому, к умершим кумирам, и поэтому для живых, современных творческих личностей места нет. Менталитет русского человека средних и более лет кристаллизуется в поклонении прошлому или будущему, поэтому настоящее мало кого волнует. А любой художник творит здесь и сейчас. Многие талантливые люди вынуждены уезжать за границу. Там они реализуются и потом больше ценятся на Родине.

- Да, я согласен, но не всем можно и нужно уезжать. Мне, например, нравится жить здесь, а хард-рок не даёт зацикливаться на проблемах, спасает от скуки. Конечно, выступать хотелось бы почаще. Я одно время, четыре года подряд, весь сезон с сентября по май играл в Ангарске, в Блюз-рок-клубе бара ДК «Современник».

- Ну и как, заводил публику, раскачивал?

- Да, у меня есть своя публика, человек сто приходили регулярно. Всегда благодарили за доставленное удовольствие. А три года назад я организовал в Ангарске большой концерт «G-3», с участием лучших рок-гитаристов Иркутска и Ангарска. В шоу участвовали Павел Горелик, Валерий Шукевич и ваш покорный слуга со своими группами. Поверьте мне, получился настоящий праздник гитарной музыки, который закончился сейшном, состоящим из классики мирового рока, композиций Deep Purple, Led Zeppelin, Jimi Hendrix, мы на уши всех поставили!

- А в Иркутске выступаешь?

- Выступаю, в «Эстраде», в Ершах, в клубах. Но когда нет афиши, нет анонса, приходят люди случайные, а хотелось бы, чтобы публика была заинтересована в прослушивании именно этой музыки.

- Согласна, но культура наша сегодня, по словам одной из сотрудниц городской администрации, занимается не культурой, а экономикой. Мой коллектив два года назад на Дни русской духовности предлагал в городском комитете культуры благотворительные выступления с духовно-просветительской программой. Нас отправили в детскую библиотеку, мы там спели, и с тех пор - молчание. Ни городской, ни областной департамент культуры мы не интересуем. Хотя поём – и людям нравится, и в других городах, и в других странах. А чиновникам, я полагаю, до пенсии надо дотянуть, поэтому они по традиции проводят пару-тройку никому не нужных мероприятий с участием одних и тех же дежурных физиономий, отчитываются перед вышестоящими органами – и всё. Что-то новое или кто-то новый их не интересует – пугает! Пусть лучше все развлекаются заочным участием в ТV-конкурсах, так спокойнее.

- А меня знаешь что беспокоит? Сейчас у нас много магазинов, торгующих музыкальными инструментами, но на них совершенно нет спроса. А всё потому, что нет популяризации гитарного искусства. Нет мастер-классов, нет концертов, нет соответствующих передач на телевидении. Самое обидное, что владельцы этих магазинов не знают законов маркетинга, согласно которым самое главное - это реклама товара именно в деле, на практике. Нужна, прежде всего, популяризация электрогитары в массах. Опять приведу в пример хоккей: помнишь, когда-то у нас в каждом дворе были корты и хоккеем занимался каждый второй? Вот и смогли мы занять на международном уровне достойное положение, нас уважают, на нас ориентируются, у нас учатся. Так должно быть и с музыкой.

- Что ж, будем, как всегда, рассчитывать только на себя, ведь вода камень точит. Удачи тебе, Володя, и до встречи на концертах!

- До встречи!

Инна Максименко, в ритме хард-рока

СПРАВКА:

Владимир Литвинов родился 30 апреля 1957 года. Главный инженер СК « ВостСибСтрой» и виртуозный рок-гитарист. В домашней студии у него семь гитар, Ibonez, Gibson, Fender, Jakson, Ovation и др., все их использует при записи своих песен, так как у каждой свой тембр. В 2002 году по Интернет-опросу попал в десятку лучших рок-гитаристов России. Выпустил 10 авторских альбомов. В Москву не уехал, так как любит сибирскую природу и свободу. Увлекается беговыми и горными лыжами. Женат, 3 детей.

Музыкальный обозреватель Василий Кучеренко:

«Володя в нашей региональной гитаре явление уникальное, и уникальность его заключается в том, что он, возможно, самый квалифицированный рок-гитарист нашего региона, причём это слагается у него из самых разных составляющих. Во-первых, он очень хорошо знает не просто рок, а место гитары в роке, это дорогого стоит. Потом, он очень интересно мыслит. Есть гитаристы, обладающие уникальной техникой, но у них скорость игры опережает скорость мышления, а у Володи всё это находится в полной гармонии. Он встанет, начнёт играть, и становится ясно, что это настоящее. Кроме того, он образован, и его образование - это его опыт, его понимание того, что он делает. Мне кажется, в любом, самом хорошем рок-бэнде, причём премьер-класса, не городского, не областного и даже не российского уровня, он был бы на своём месте. С одной стороны, Литвинов – гитарист, достойный более высокого поприща, с другой - он самоценен и великолепен, где бы он ни был. Очень точно в силу интуиции, опыта и знания ощущает эстетику того жанра, в котором работает. Я советовал бы музыкантам, находящимся в поиске и становлении, обращаться именно к нему».




РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ