Точный расчет студенки ИГУ позволил предсказать маловодье на Байкале

Научно-технический прогресс, быстрое внедрение науки во все сферы жизни и производства требуют от студентов не только широкого теоретического кругозора. Приобретают значимость умение адекватно воспринимать возникающие проблемы в профессиональной области, правильно их оценивать, целенаправленно перерабатывать имеющуюся информацию, искать и дополнять ее недостающей, знать закономерности ее оптимального использования и прогнозировать результаты деятельности, используя свой интеллектуальный потенциал. Все это с блеском продемонстрировала в 2005 году тогда еще студентка Института математики, экономики и информатики ИГУ Анна Кондрашова, которая точно рассчитала период минимума озера Байкал. 

Известно, что снижение уровня воды в Байкале началось осенью 2014 года. В конце апреля 2015 года достигнут рекордный минимум – 455,86 метров, что на 14 см ниже предельно допустимой нормы. Затем Байкал постепенно начал набирать воду, однако уже к сентябрю произошло очередное понижение – 24 сентября уровень озера опустился до 456,29 метров. Ученые прогнозируют, что в следующем году минимум Байкала может быть на 28 см ниже показателя апреля 2015 года. 

О произошедшем понижении уровня Байкала и говорится в дипломной работе "Прикладные задачи в теории информатизации" Анны Кондрашовой (руководитель – доцент, канд. физ.-мат. наук Валерий Жуков). Говоря научным языком, в своей работе студентка ИМЭИ ИГУ рассматривала некоторые параметры Байкала и солнечной активности, используя метод энтропии. А в заключении она представила анализ полученных результатов и сделала вывод о том, что минимум озера Байкал придется на 2015-2020 гг. К слову, большинство других специалистов называли период 2005-2007 год. Как показало время, расчет студентки ИГУ оказался математически точным, а вывод – верным. 

Александр Филатов, заместитель директора ИМЭИ ИГУ, заведующий кафедрой математической экономики:

– Математика является языком и инструментарием для всех наук. Различаются содержательные области – это может быть физика, экономика, биология или что-то еще. Но дальше исследователь сводит задачу к математической постановке, решает ее – методы, как правило, тоже уже разработаны, так что остается нажать правильную кнопку. А после начинается самое важное и интересное – анализ результатов! Если сделаны верные предположения, построена адекватная модель, результаты которой правильно проинтерпретированы, тогда мы и можем увидеть нетривиальные выводы и прогнозы, как это и произошло в данном случае. И с чем остается поздравить как талантливую студентку, так и ее научного руководителя!



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ