Таежный город ждет новую железную дорогу и новую думу

«Город безвластия» – так теперь иногда именуют Усть-Илимск на страницах газет. Действительно, стабильной ситуацию здесь не назовешь. В июне мэр Виктор Дорошок был осужден за организацию убийства. А в апреле сложили полномочия восемь депутатов местной Думы, практически оставив город без представительного органа. Такого «безвластия» еще поискать надо, говорили некоторые. Корреспондент "Областной" побывал в Усть-Илимске и увидел, что город продолжает жить, не хуже других, между прочим.

Город живет

От Иркутска до Усть-Илимска 930 км по автотрассе – это 14 часов на автобусе, или 1 тыс. 458 км по железной дороге – 27 часов в вагоне. Или пара часов на самолете, но вот самолеты в северный город не летают уже несколько лет. Возможно, из-за такой удаленности от областного центра об Усть-Илимске порой забывают. А вспоминают только благодаря громким новостям: суд над мэром, самороспуск Думы. К которым прибавляются слухи и домыслы.

– С удивлением прочитал о своей болезни сразу в нескольких газетах, – начал наш разговор и.о. главы городской администрации Вакиль Тулубаев. – Не поленился взять справку в отделе кадров: оказывается, за последние два года я ни разу не был на больничном. Теперь приходится каждый раз объяснять, что это грязные выдумки, политические игры. А в итоге складывается впечатление, будто Усть-Илимск практически в пропасти, хотя город по-прежнему живет. Действительно, Дума сейчас не работает, но председатель сохраняет полномочия. До избрания нового представительного органа мы не имеем возможности внести изменения в городской бюджет, хотя его пришлось заметно сократить. Межбюджетные трансферты снизились на 90 с лишним миллионов, тем не менее, задолженности по зарплате нет, общая «кредиторка» снижается. Отопительный сезон наступает в срок, уже давно не было аварий – это при том, что город не просит денег у региона на подготовку к зиме, со всеми расходами справляется сам. Может, нам следовало бы придумать какую-нибудь проблему и попросить поддержки? – улыбается Вакиль Тулубаев.

Хотя Усть-Илимску и реальных трудностей хватает. Особенно мешает отсутствие полноценной системы местного самоуправления. Кроме славы «города безвластия» это приносит и конкретные убытки. Например, в этом году муниципалитет рассчитывал на поступление 200 млн рублей из Фонда реформирования ЖКХ, но самораспустившаяся весной Дума вовремя не одобрила обязательные для федерального софинансирования документы. В частности, нужно было принять программу по установке счетчиков и внести изменения в тарифную систему, чтобы уйти от перекрестного субсидирования. Кстати, причиной раздора в Думе стали именно тарифы: депутаты не пропустили инициативу администрации повысить платежи за водоснабжение и водоотведение.

– В этом году, независимо от нас, квартплата и так увеличилась рублей на 600. Если бы добавилось еще рублей 30 за воду, не думаю, что это значительно утяжелило бы бремя платежей, – замечает Вакиль Тулубаев. – Зато город получил бы 200 миллионов на ремонт домов, появилась бы дополнительная работа для подрядчиков-строителей.

Что нам стоит мост построить

Строители в городе, действительно, работой не перегружены. Хотя их труд и востребован, заказчики есть не всегда. Так, по программе переселения из ветхого и аварийного жилья год назад на улице Братской началось строительство восьмиквартирного дома. Заселить его планировали уже к концу 2008 года, но до сих пор этого не произошло. Дом строится при участии регионального бюджета, из общей стоимости работ в 11 млн рублей свою долю в 7,3 млн город оплатил, на завершение требуется около 4 млн от области. Однако в связи с кризисом было сокращено финансирование многих программ и сроки выплат продлены. Охрана недостроенного дома потребует дополнительных расходов, не меньше 1 млн рублей в год.

Еще один «строительный» вопрос – городской мост. Он соединяет два берега Ангары, Новый город, как называют устьилимцы правобережную часть, и Старый. Мост был построен более 30 лет назад и ни разу капитально не ремонтировался. Сначала по нему проходили железнодорожные пути, потом рельсы заасфальтировали. Деревянные шпалы со временем пришли в негодность. Сегодня дорога избита, а местами, из-за сгнившего дерева, просто опасна, говорит Вакиль Тулубаев.

Есть проект реконструкции моста, в котором предусмотрена замена деревянных шпал бетонными. Объем работ большой: протяженность перехода около 1 км, требуется заменить четверть его полотна. Три года назад стоимость реконструкции оценили в 185 млн рублей. Усть-Илимский мост включили в проект областного бюджета 2008 года, при этом участие самого муниципалитета в затратах предполагалось посильным – около 15 млн руб-

лей. Однако когда принимался бюджет мост из расходов исключили. Получить финансирование в кризисный 2009 год шансов не было.

– Мы не сможем решить эту проблему своими силами, – говорит Вакиль Тулубаев. – Для нас это превратится в стройку века. Прежде чем решаться на реконструкцию, мы должны быть уверены, что проведем ее в кратчайшие сроки, так как при ремонте проезд по мосту будет еще более опасным,

а альтернативной дороги с левого на правый берег нет.

Советское наследство и перспективы

Сегодня население Усть-Илимска составляет менее 100 тыс. человек. А по замыслу советских строителей, в 2005 году в городе должно было жить 200 тыс. И занятость горожан была обеспечена: они бы трудились не только на расширенном целлюлозном заводе, но и на гидролизно-дрожжевом (который был, но обанкротился) и алюминиевом заводе (примерно в 40 км от города была выбрана площадка), мясокомбинате, рыбозаводе. Город должен был стать транспортным и промышленным узлом севера СССР.

Сначала все шло по плану, но в 1990-х годах произошел спад. И остались от грандиозных перспектив лишь недостроенные складские корпуса. А также большой запас мощностей у коммунальной инфраструктуры. Ведь город закладывался в расчете на 200 тыс. жителей, и сети тепло-, электро-, водоснабжения готовы принять в два раза большую нагрузку, чем сейчас.

– У нас нет дефицита энергоресурсов, магистралей, не ощущается нехватка земельных участков даже в центре, – говорит Вакиль Тулубаев. – Проблема в желающих построиться, открыть свое дело, найти работу.

Хотя, возможно, он не совсем прав. Желающих работать в Усть-Илимске немало. Кроме крупного лесопромышленного «Илима» в городе работают множество небольших лесозаготовительных и перерабатывающих предприятий. Также есть отличный хлебозавод (усть-илимские пряники с удовольствием покупают по всей области), молочная ферма, большое тепличное хозяйство, где круглый год выращивают овощи, зелень и даже цветы (и это в местности, приравненной к районам Крайнего Севера). Более 3 тыс. горожан стали индивидуальными предпринимателями, около четверти занятого в экономике населения трудится на малых и средних предприятиях.

Преодолеть тупиковость

Но масштабных проектов Усть-Илимску не хватает. Так и не был найден инвестор для когда-то мощного, но теперь разорившегося пивоваренного завода. Не удалось возродить местный аэропорт, который раньше имел статус международного, а сейчас разобран на стройматериалы. Все инвесторы сконцентрировались вокруг Иркутска, а на север, по разбитой дороге Братск – Усть-Илимск (еще одна давняя головная боль города), они с идеями не едут. Хотя потенциал там огромнейший.

Безусловно, самый значительный ресурс Усть-Илимска и Усть-Илимского района (в вопросах перспектив их нельзя отделять друг от друга) – это лес. Миллионов кубометров древесины, по подсчетам специалистов, хватит на 75 лет непрерывной лесозаготовки. А при рациональном ведении лесного хозяйства – практически навсегда. Кроме этого, территория богата углем и сырьем для стройматериалов. Практически в 100 км от Усть-Илимска находятся три крупных месторождения железной руды, которые до сих пор не осваиваются.

Когда этот потенциал превратится в реальные заводы и рабочие места, сказать сложно. Есть надежда, что толчком, в прямом смысле дорогой к богатым залежам станет строительство новой железной магистрали.

«Наш город называют тупиковым», – часто с обидой говорят устьилимцы. Действительно, их станция является последней на железнодорожной ветке, но скоро она станет транзитной – согласно стратегии развития ОАО «РЖД» до 2030 года, через Усть-Илимск должна пройти Северо-Сибирская железная дорога. По неофициальной информации, строительство планируется начать в 2011 году. Новая магистраль соединит Приангарье с Томской областью, Красноярским краем и Ханты-Мансийским автономным округом. А повышение транспортной доступности сделает ресурсы севера более привлекательными для инвесторов.

Романтика таежной стройки

За последние годы дивный таежный город, где во дворах еще сохранились высокие, выше пяти-

этажек, сосны, преобразился. Это отмечают и сами устьилимцы. Понемногу ремонтируются дороги. Открываются клубы, кафе, банки. Кособокие железные ларьки практически исчезли с улиц, их место заняли современные магазины. Строятся (и даже сдаются в срок) дома, правда, в основном частные. Но есть объекты и покрупнее: в 2007 году был возведен большой кирпичный дом, куда переселили 90 семей из ветхого жилья.

В городе растет рождаемость, уже который год она значительно превышает смертность. Детские сады уже с таким прибавлением не справляются.

– Не мешало бы больше внимания уделить благоустройству дворов. Еще нам не хватает парка, – говорят горожане. – Сколько можно по проспекту Мира (пожалуй, самая большая улица в городе. – Авт.) туда-сюда ходить, хочется в теньке на скамеечке посидеть.

Парк в генеральном плане Усть-Илимска есть, отвечают в городской администрации. Но его разбивка – вопрос не завтрашний. В ближайшей же перспективе – избрание Думы, которой предстоит в короткие сроки превратить виртуальный бюджет 2009 года в реальный и сверстать главный финансовый документ-2010. Не за горами и выборы мэра. Глядишь, станет в Усть-Илимске все как у всех.

Хотя таким, как все, этот город не будет никогда. Его строили энтузиасты и романтики, которые давали улицам названия не только в честь революционных деятелей, но и: Сиреневая, Черемуховая, Рассветная, Листопадная, Летняя, Звездная. Это поколение по-прежнему живет здесь и верит в светлое будущее.

Анастасия Дерягина
Фото: архив ОГ

<p style='padding-right:18px;' align='right'><a target='_blank' href=http://og-irk.ru/?doc=3473>"Областная"</a></p>



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ