Самый молодой шаман Приангарья

Скоро Аркадий Болтаев пройдет обряд «на три дороги», окончательное посвящение в шаманы

Наша газета уже предпринимала робкую попытку разобраться, откуда и как появляются новые шаманы («СМ Номер один», № 31 от 13 августа, «Шаманов одели в цвета неба и кровной связи»). Выяснилось, что раньше старые шаманы и бабушки-тоодээ определяли это еще до рождения ребенка по знакам и общению с духами предков. Старые традиции шаманизма были утеряны в годы репрессий, под которые попала и религия Тэнгри. И сейчас шаманами становятся уже в зрелом возрасте, более того — в пожилом, когда человек начинает осознавать свою принадлежность к миру мистических сил бурятского народа. Поэтому нашу газету не мог не заинтересовать достаточно редкий ныне случай — весной этого года в шаманы посвятили 30-летнего фермера из Булусы Аркадия Болтаева.


Больше двух лет назад Аркадий ехал по степи на коне. Тогда-то он и услышал впервые звон в воздухе.



Шаман из Гушит Семен Бубаев (справа): «Хороший шаман будет. Корни у него сильные».







Родители молодого шамана, Адриян и Федосея Болтаевы, люди от шаманизма далекие.


Обычный парень

Животноводческая ферма Болтаевых находится в степи, в восьми километрах в сторону от Качугского тракта, немного не доезжая до самой Булусы. Ее хозяин, Аркадий Болтаев, — совершенно современный молодой человек с небольшим национальным колоритом: когда мы приехали на ферму, он на коне объезжал стада «на той стороне», как называют местные жители другую сторону тракта, вне зависимости от того, на какой стороне живут они сами. Но его мама, Федосея Башилхоновна, легко дозвонилась до него по мобильнику.

Сам Аркадий родился в соседних Задах, получил там среднее образование. Потом уехал учиться в Бурятский госуниверситет на факультет ветеринарии, после чего вернулся на ферму в Булусу, где завел большое животноводческое хозяйство. Он разводит овец, баранов и коров, держит табун лошадей, о численности которого говорить не хочет — боится, что кто-нибудь сглазит.

Он родился в последний день апреля 1979 года и рос обычным бурятским пареньком. Его родители, сами от шаманизма люди далекие, никогда не отмечали никаких знаков, посланных свыше.

— Он с детства был непоседливым, очень живым, — рассказывает Федосея Башилхоновна.

Она вспомнила только один странный случай, произошедший, когда Аркадию было всего три года. Сначала они жили в Задах, где и сейчас живет их родня, потом переехали в Булусу. Дедушку Аркадия по отцу репрессировали как кулака в 30-е годы, а мама родилась в другом месте. Семья жила бедно, никаких приятных излишеств Аркадий с детства не видел.

Но однажды, когда Федосея Болтаева занималась хозяйством, а трехлетний Аркаша носился по двору, она заметила во рту мальчика ириску.

— Ты где конфету взял? — спросила она.

— Ты что, не видела, что ли? — удивился непоседливый мальчуган. — Бабушка какая-то приходила, дала конфету, говорила со мной.

Федосея Башилхоновна через несколько часов уже и забыла об этом. Совершенно неожиданно сын подошел к ней и спросил:

— А почему мы не собираемся к Шодноевским (родня в Задах, где тогда жил бабкин дядька. — Прим. авт.). Бабушка, которая приходила, сказала мне, что они будут капать. Я хочу посмотреть...

Родня потом очень радовалась, что племяш приходил, да и Аркадию капать очень понравилось — чаем напоили, монеток дали. Во время некоторых бурятских ритуалов малышам раздают мелочь. Считается, что она имеет мистическую силу, поэтому эти монетки иногда зашивают в одежду или вешают на шнурке на шею.

Между тем Аркадий вырос обычным человеком, воспринимающим шаманизм как естественную среду обитания. О том, что ему придется стать следующим шаманом рода, он узнал несколько лет назад.

Девятый сын восьмого сына

Род Болтаевых пошел из маленького бурятского улуса Батараг, который находился в нескольких километрах от Булусы. Сейчас там уже ничего нет. Деда Аркадия, Батлэ, репрессировали в 1930 году за то, что у него было десять коней и десять коров. По разнарядке местных органов этого хватало, чтобы человека записали в кулаки. Его посадили в тюрьму, а через несколько лет стало известно, что он там и умер.

Отец Аркадия, Андриян Болтаев, своего отца не помнит совсем — он родился в 1928 году, а уже через два года их раскулачили.

— Нас было в семье девять детей. Я восьмой сын, — рассказывает Андриян. — Родители думали, что я умру вскоре после рождения. Мне даже имя дали только через год.

А вот бабушку Аркадия, Просковию Михайловну, хорошо помнит Федосея Башилхоновна:

— У нее была большая сила. Она и про шаманов все знала, и сама гадала (бабушки-тоодээ занимаются гаданиями и предсказаниями, определяют порчу и болезни человека. — Прим. авт.) Часто бывало, что она сидит, разговаривает с человеком, а потом неожиданно скажет: «У тебя ребенок болеет. Надо сходить и капнуть вот на такое место». Люди потом приходили и благодарили ее.

В современной истории семьи насчитывается пять поколений шаманов. Шаманом был дедушка по родне, Александр Мотодоев. После него шаманом рода стал старший брат Андрияна, Леонтий Балтоев, потом двоюродный брат Коля Емеев. Два года назад последний шаман рода умер. Тогда-то Аркадий и понял: пришла его очередь. Кстати, сам Аркадий — девятый ребенок в семье Андрияна Болтаева. Девятый сын восьмого сына...

Голоса в степи

— Я с детства знал, что буду шаманом, но уверен не был, — вспоминает Аркадий. — Это же ведь дар, а не так, что хочешь или не хочешь. Я этот дар в себе не чувствовал, поэтому относился ко всему этому спокойно. Меня никто к этому не готовил, не учил. Но по гаданиям выходило, что я буду третьим, после дяди Леонтия и дяди Коли Емеева.

Больше двух лет назад Аркадий ехал по степи на коне. Тогда-то он и услышал впервые звон в воздухе. Сам он описывает это как моление духов предков, которые давали ему знать, что время пришло. Аркадий говорит, что это воспринималось как старая бурятская речь, слышались родовые моления. Тогда он ничего никому не рассказал, но уже точно знал, что скоро двоюродный брат-шаман умрет. Через полгода Николая Емеева не стало. Аркадий должен был стать новым шаманом рода. Ему было тогда всего 28 лет.

— Это дар, — повторяет Аркадий. — Отказаться от него невозможно, и никто тебя не спрашивает, хочешь ты этого или нет. На тебя возлагаются обязательства, которые ты должен исполнять.

Весной этого года Аркадия вызвал в Усть-Ордынский айлай убгэн Маха (Терентий Шабаев, глава старейшин округа. — Прим. авт.). Маха сказал, что роду Аркадия нужно провести родовые жертвоприношения. В начале лета этот обряд посвящения Аркадий прошел в родовом месте — там, где когда-то был улус Батараг. В жертву принесли пять баранов. С этого момента Аркадий стал боо (шаманом) только для своего рода.

Обряд проводил шаман из Гушит Семен Бубаев. Когда мы разговаривали с Аркадием, Бубаев совершенно непостижимым образом проходил мимо.

— Шаманов становится больше. Они молодеют, это хорошо, — с улыбкой рассказывал он. — Человек не может знать свою судьбу, ее определяют наши ушедшие дедушки и бабушки. Поэтому человек может стать шаманом неожиданно для себя, причем в любом возрасте. И от этого отказаться нельзя — начнешь болеть, можешь умереть, сойти с ума. Вот недавно посвятили нового шамана в соседнем селе, — Семен Сергеевич мотнул головой куда-то на север, за холмы. — Мужику за пятьдесят, преподает в Иркутске в железнодорожном институте.

— Аркадий будет сильным шаманом? Можно сказать это сейчас? — полюбопытствовал я.

Семен Сергеевич с удовольствием, как племенного жеребца, оглядел крепкую фигуру Аркадия и ответил:

— Хороший шаман будет. Корни у него сильные...

Скоро (как соберется народ, объяснил Аркадий) будет проведен еще один, завершающий обряд посвящения — «на три дороги». Он проводится на перекрестке, выбранном старейшинами. Считается, что с девяти часов вечера до девяти утра этот перекресток контролируют духи. И они мистически определяют путь нового шамана.

В этнических сказаниях разных стран есть такое понятие: седьмой сын седьмого сына. Считается, что этот ребенок станет великим колдуном и целителем. Станет ли великим шаманом девятый сын восьмого сына рода Болтаевых, покажет время. Пока можно отметить только одно: на волне возрождения бурятской национально-религиозной культуры шаманизм из разрозненных мифов и отдельных родовых шаманов приобретает черты единого культурно-общественного движения. Шаманы становятся моложе, и, возможно, скоро все станет как в старые добрые времена, когда мудрые дедушки-боо и бабушки-тоодээ определяли судьбу ребенка-шамана еще до его рождения.

Берт Корк,
Фото автора

<p style='padding-right:18px;' align='right'><a target='_blank' href=http://www.pressa.irk.ru/sm/2009/39/004010.html>«СМ Номер один».</a></p>



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ