Весь мир следил за посадкой марсохода благодаря российскому серверу Nginx

За судьбой американского исследовательского аппарата Curiosity («Любопытство») следит весь мир. Специалисты NASA позаботились не только об успешном приземлении марсохода, но и о том, чтобы все желающие смогли посмотреть трансляцию с поверхности Марса.

Как передавали корреспонденты различных изданий из Нью-Йорка, сотни людей собрались на Таймс-Сквер, чтобы наблюдать за посадкой Curiosity на огромном экране. Миллионы остались дома, чтобы увидеть все через Интернет.

NASA так и рассчитывала, что трансляцию посадки Curiosity будут смотреть миллионы людей, и заранее позаботилась о том, чтобы сайт космического агентства не «рухнул» от внезапного наплыва посетителей. Как сообщил ресурс gigaom.com, решение, выбранное NASA, проверяла на устойчивость компания-тестировщик медиа-сервисов SOASTA.

Она же тестировала сайт london2012.com, которому приходится обрабатывать огромное число обращений в период Олимпиады.

Для обеспечения устойчивой работы своего сайта на время трансляции NASA выбрала сервер Nginx — это российский продукт, разработанный программистом Игорем Сысоевым в 2004 году, и на сегодняшний день известный по всему миру.

Nginx — третий по популярности (после веб-сервера Microsoft и Apache) веб-сервер в мире, на котором в настоящее время работают более 70 млн серверов и почти 30% из тысячи самых нагруженных мировых сайтов. В России 58,8% всех серверов использует ПО Nginx. Facebook, Zynga, Instagram, Netflix, Groupon, Vkontakte, Yandex, LivingSocial, Hulu, Twitpic, TechCrunch, Dropbox и WordPress работают с российским веб-сервером.

О том, почему американское космическое агентство, готовясь к трансляции одного из самых значимых в истории освоения «красной планеты» события, выбрало веб-сервер, созданный в России, в интервью BFM.ru рассказал генеральный директор компании Nginx Максим Коновалов.

— Для чего NASA использовало решение Nginx?

— У NASA была задача — обеспечить трансляцию для большого числа зрителей. Ожидалось, что это будет очень масштабное событие, которое посмотрят в онлайне около 100 миллионов человек. Оценка вполне нормальная, ведь посадка марсохода — событие редкое, может, даже более интересное, чем Олимпиада.

К такой нагрузке в NASA готовились заблаговременно: они построили некую тестовую инфраструктуру, чтобы оценить, насколько их реальная продакшен-инфраструктура потянет такое число просмотров. Впоследствии они, вероятно, расширили эту тестовую инфраструктуру, в которой использовался и наш веб-сервер, для трансляции самого события.

С нами космическое агентство ни о чем не договаривалось — мы узнали об этом постфактум. Это вполне естественно, Nginx — это веб-сервер с открытым кодом, с бесплатной моделью распространения. То есть любой человек или организация может взять и начать бесплатно его использовать для своих нужд.

С NASA была ровно такая же ситуация — они откуда-то знали про Nginx и решили его использовать. По крайней мере, я так предполагаю. Вполне вероятно, инженеры NASA имели какой-то опыт работы с этим сервером и знали, что он заточен на высокие нагрузки и задачи, похожие на ту, с которой столкнулось агентство.

— То есть, для вас новость о том, что Nginx тестировали в NASA — такой же сюрприз, как и для всех остальных?

— Ну, в общем, да. Ничего плохого в этом нет — на сегодняшний день Nginx используется на 70 млн серверов во всем мире. И если бы каждый владелец сайта у нас о чем-то спрашивал, мы бы, наверное… Нам бы было непросто.

Собственно, для нас это один из предметов гордости — программное обеспечение надежное, простое и эффективное, которое разрабатывалось сначала одним лишь Игорем Сысоевым, а теперь внутри нашей компании. В большинстве случаев никаких вопросов к нам при его развертывании не возникает.

— Наблюдали ли вы сами за трансляцией посадки Curiosity? Насколько качественной она была?

— И я сам, и многие мои знакомые смотрели в онлайне за посадкой. Благо, она не пересекалась по времени с началом трансляций с Олимпиады. Мне кажется, все внимание мировой общественности было приковано к посадке Curiosity. Конечно, трансляция была не прямо в онлайне, а с небольшой задержкой. Судя по моим наблюдениям и по тем отзывам, которые нам удалось собрать, инфраструктура справилась очень хорошо.

Чтобы было понимание, хочу еще раз уточнить, что речь не только об Nginx — там было задействовано очень большое количество «железа», работа внешних провайдеров. В том числе, CDN [Content Delivery Network, распределенные сети доставки контента]. Веб-сервер — лишь одна из составных частей этой огромной системы, но я уверен, что он сильно облегчил ей «жизнь».

— Поясните, как была организована трансляция.

Как можно понять из описания проведенных тестов, вся трансляция велась с одного компьютера Mac Pro, который стоит в лаборатории реактивного движения NASA в Пасадене, (Калифорния). Он раздавал видео в четырех битрейтах [250, 500, 750, 1,000 Кбит/сек ], чтобы пользователь мог выбрать то качество картинки, которое ему позволяет домашний канал. Дальше эти четыре потока принимались на один сервер, работающий с Nginx, и уже этот сервер раздавал на другие 40 серверов, тоже с Nginx, ну а они уже отдавали потоки пользователям. Вот такая простая, логичная, понятная архитектура, совершенно неизбыточная. Ее тестировали и на работу в случае каких-либо отказов — и все в итоге получилось и в тесте, и, судя по отзывам, в реальной трансляции.

— Как вы считаете, реально ли наладить такую трансляцию «марсианских хроник» на постоянной основе? Наверняка ведь найдутся любопытствующие.

— Я уверен, что это возможно. Более того, NASA продолжает эксперименты с трансляциями — наверное, они еще будут нас радовать каким-нибудь «кино».

— Помимо NASA, вы упоминали крупнейшие мировые и российские интернет-компании, которые используют Nginx. Как вам удалось пробиться?

— Первый релиз Nginx появился в «паблике» в 2004 году — 8 лет назад. С тех пор он распространялся исключительно по каналам «сарафанного радио». Никакого маркетинга, никакой рекламной поддержки. Он разрабатывался как свободное от лицензий открытое ПО одним человеком — Игорем Сысоевым. Тогда ни о какой компании, ни о каких заработках на этом проекте речи не шло. Это был такой проект-хобби. Человек его делал для собственного удовольствия, можно сказать.

Распространялся Nginx исключительно благодаря своим качествам. В первую очередь он получил известность в России, поскольку здесь не было языкового барьера — Игорь мог напрямую отвечать людям на вопросы. Но постепенно продукт нашел выход и в мировую часть Интернета.

У Nginx даже не было какой-то документации. В какой-то момент поклонники продукта перевели его описание на английский язык, сообщество пользователей привело документацию в какой-то «божеский» вид, ее стали дополнять, расширять, улучшать.

В последний год, как появилась компания, мы тратим большое количество времени и много усилий как раз на работу с документами. Уже удалось многое привести в порядок, но еще осталось немало работы.

— В прошлом году вы получили инвестиции в размере 3 млн долларов. На что они потрачены?

— Ну, во-первых, они еще не полностью потрачены. Действительно, в прошлом году три инвестора — международный фонд E-ventures, Runa Capital и инвесткомпания Майкла Делла [основатель и гендиректор компании Dell] — выделили средства. Деньги в настоящее время идут на покрытие затрат российского офиса, налаживание маркетинга и продаж в Америке.

Мы продолжаем развивать открытый веб-сервер Nginx — бесплатно раздаем исходные коды. Но на этом денег, понятное дело, не заработаешь.

Есть еще одно направление нашей деятельности, на котором мы и пытаемся зарабатывать — это техническая поддержка нашего же решения за деньги. Плюс мы, также за деньги, создаем некие коммерческие решения поверх open source Nginx — их мы пытаемся продавать крупным заказчикам.

— Если сейчас многие крупные сайты уже работают на вашем бесплатном ПО, то зачем им за ваше же решение платить?

— Резонный вопрос. Вот и мы над этим сейчас думаем. Дело в том, что каким бы замечательным ни был наш веб-сервер, есть определенный, достаточно ограниченный набор функций, которые он выполняет. Довольно часто возникают запросы, когда какой-то компании нужно реализовать что-то уникальное. Ну, или что-то очень узкоспециализированное. В этом случае мы рассматриваем их запрос и пытаемся определить, можем ли мы сделать из этого коммерческий продукт. Если его можно реализовать и перепродать нескольким клиентам, мы за это беремся. Таких запросов довольно много — Интернет богат различными нюансами.

— Можете привести пример?

Одна из таких историй, которой мы гордимся, но о которой, почему-то, никто из российских СМИ не написал, — это наш проект с Netflix [один из крупнейших онлайн-видеосервисов США]. Эта компания изменила модель потребления видео в Америке: начав, как обычная компания по прокату DVD, она стала крупнейшей видеоплощадкой в Интернете. Теперь типичный американец смотрит видео в Netflix: этот сайт генерирует более 30% всего интернет-трафика в Соединенных Штатах.

В мае этого года Netflix объявила, что построила собственную сеть по доставке контента (CDN). Мы в этом проекте очень серьезно поучаствовали — почти год мы работали со специалистами Netflix, и в этой CDN решение Nginx играет ключевую роль — через наши веб-серверы фильмы доходят до пользователей.

История на самом деле в том, что за такую же коммерческую CDN, которую Netflix арендовала у другой компании, ей приходилось платить огромные деньги — десятки, может даже сотни миллионов долларов в год. В какой-то момент они решили, что им стоит построить такую сеть самостоятельно и воспользовались нашими услугами.

Это был один из наших крупных коммерческих проектов, и я думаю, мы будем и дальше сотрудничать с Netflix — проект развивается, они только начали переводить трафик с коммерческой сети на собственную. Предполагается, что это даст им значительную экономию средств.

— А с российскими видео-ресурсами вы не работали?

— У нас есть ряд проектов, о которых я пока не могу рассказывать. Скажу лишь, что мы пытаемся сейчас работать с известными крупными российскими компаниями в этом же ключе — обеспечение инфраструктуры для высоконагруженных сайтов.

В России нам и проще, и сложнее. С одной стороны, нас знают, нет никаких барьеров. С другой, очень большое проникновение Nginx, много специалистов, которые знают, как с ним обращаться, как его настраивать, даже дописывать что-то под собственные нужды. Получается, такая высокая конкуренция за свой же продукт. Но это нас ни в коей мере не расстраивает — мы ориентируемся на большой, пока не освоенный мировой рынок.

— Планируете открывать новые офисы?

— Сейчас у нас есть офис в Москве, в котором работают 11 человек и один человек, выполняющий функции community manager в Америке. До конца года, думаю, будет еще два человека в Штатах.

— Какие у Nginx планы дальнейшего роста?

— Выйти на второе место по популярности в мире после Apache, вытеснив откуда возможно веб-сервер Microsoft.

— Нуждаетесь ли вы в дополнительных инвестициях?

— Стандартная практика, когда у компании случается не один и не два раунда финансирования. Наш план — в следующем году выйти на самоокупаемость, а дальше, возможно, выйдем на второй раунд финансирования. Чтобы вывести компанию уже на новый уровень. Обычная модель для технологической компании.

— Nginx — это российская компания или уже международная?

— У нас полноценный российский офис со стопроцентно российским инженерным составом. Мы хотим быть интернациональной компанией и делать бизнес не только в России. Мы ориентируемся на мировой рынок. То, что Nginx — стопроцентно российский продукт — абсолютная правда. Но в итоге, конечно, мы хотим быть глобальной компанией. Кстати, сейчас наш технический директор Игорь Сысоев работает над второй версией Nginx.

"Байкал24"

впервые опубликовано на



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ