Заместитель прокурора Иркутской области рассказал о причинах частых злоупотреблений в коммунальной сфере

Предлагаем вашему вниманию интервью заместителя прокурора Иркутской области Андрея Некрасова газете «Сибирский энергетик», №29, 5 августа 2011 года.

«У нас очень низкая активность людей»

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства, которое проводится в последние годы во всей стране, даёт неоднозначные результаты. С одной стороны, внедряются современные технологии, приходят инвесторы, способные вкладывать средства в модернизацию устаревших теплоисточников и выделяются огромные средства государством, с другой стороны, общее состояние коммунальных систем по-прежнему тяжелое, затраты населения на услуги ЖКХ год из года растут. При этом нелегко проследить, как расходуются эти деньги. С начала года прокуратура Иркутской области начала тотальную проверку финансовой деятельности управляющих компаний, и в том числе каким образом расходуются бюджетные ресурсы. Заместитель прокурора Иркутской области Андрей Некрасов рассказал корреспонденту «СЭ» о предварительных итогах проверки за шесть месяцев и высказал свое видение перспектив развития законодательства о ЖКХ.

- Когда началась такая проверка, подведены ли предварительные итоги?

- Глобальная проверка деятельности управляющих компаний многоквартирными домами началась с января текущего года. Проверка ведётся не только в нашей области, но и по всей стране. Ее основная цель: проверить законность использования расходования финансовых средств в системе ЖКХ. В течение месяца прокуроры проводят проверки, после чего вся информация стекается в прокуратуру области, где мы проводим анализ ситуации. На сегодняшний день в Иркутской области нет ни одного города и района, где есть многоквартирные дома, в которых бы не было выявлено нарушений.

- Сколько выявлено нарушений?

- В настоящее время уже выявлено 717 нарушений в сфере ЖКХ, из них 215 нарушений - при использовании средств, предназначавшихся на капитальный ремонт многоквартирных домов. При этом основная доля нарушений – 154 случая допущены в управляющих организациях, органами местного самоуправления – 38 нарушений. Прокурорами выявлено более 70 правонарушений, связанных с нецелевым использованием средств на переселение граждан из аварийного и ветхого жилья, почти половина из которых совершено органами местного самоуправления, чуть меньше управляющими организациями – 22, остальные подрядными организациями.

За шесть месяцев нами принято 168 мер прокурорского реагирования, в том числе в адрес органов местного самоуправления внесено 35 представлений с требованием устранить нарушения законов, 65 - в адрес управляющих организаций, еще 19 – в адрес подрядных организаций. Прокуратура возбудила 15 административных дел, по каждому из них к ответственности привлечены виновные должностные лица. По шести материалам прокурорских проверок ведутся доследственные проверки и решается вопрос о возбуждении уголовных дел. По трём уже возбуждены уголовные дела. Всего с начала года предъявлено в суды 23 иска в защиту прав граждан, из них к управляющим организациям - 21, в двух случаях – к органам местного самоуправления.

- Какие встречаются наиболее распространенные нарушения?

- Очень часто встречаются нарушения при заключении договоров управления многоквартирными домами, они, как правило, не соответствуют требованиям жилищного и гражданского кодекса, не позволяют пользоваться правом на получение информации о предоставляемых услугах. В договорах, заключённых с жильцами управляющими организациями, не определяется состав общего имущества многоквартирных домов, а полномочия управляющей компании прописаны необоснованно широко. К примеру, законодатель жестко требует установить в договорах норму об отчёте управляющих организаций по взимаемым и соответственно истраченным платежам. Но зачастую в договорах не определена цена за содержание, ремонт многоквартирного жилья, условия внесения плат за эти услуги. Если открыть платежку, то можно увидеть, что оплата за вывоз того же мусора условно составляет 4 рубля с человека, в эту сумму должны входить все условия в том числе и периодичность услуги – например, обязаны вывозить мусор четыре раза в неделю, а вывозят всего лишь один раз. Но по факту берут четыре рубля. Вот и получается, что делают на рубль, а куда исчезли остальные деньги - остается только предполагать.

Прокуроры регулярно выявляют многочисленные факты нарушения порядка ценообразования на коммунальные услуги. Начисление платы за горячее водоснабжение и отопление производилось исходя из норматива потребления тепловой энергии, а не исходя из показаний приборов учёта. Такие нарушения встречаются в Ангарске, Братском, Заларинском районе, и в Кировском районе Иркутска. Так, например, в Ангарске произошел беспрецедентный случай, когда прокурор города, защищая интересы неопределенного круга лиц, поскольку жильцы практически не обращаются в прокуратуру с соответствующими заявлениями, обратился в суд с иском в отношении управляющей компании «Дост», которая рассчитывала и взимала средства не по показателям счетчиков, а по нормативам, что является очевидным нарушением. В итоге, 21 июля текущего года Ангарский городской суд вынес решение о признании незаконным действия УК «Дост». Суд заставил провести перерасчёт платы жильцам за потребленную энергию.

- Почему допускаются такие нарушения, в чём причина?

- Проблема в том, что у нас очень низкая активность людей. Если люди сами не хотят идти в суд, мы же не можем взять и без их желания взыскать безосновательно какую-то сумму денег. А в данном случае, суд обязал недобросовестную УК саму пересчитать собственникам жилья в соответствии с той методикой, которую потребовал прокурор. Аналогичные случаи были выявлены и в Ленинском районе Иркутска.

Первая и основная причина заключается в несоблюдении, как органами местного самоуправления, так и управляющими организациями действующего закона. Речь идет о договорах, заключенных противозаконно. Отсюда вытекают различные факты ненадлежащего оказания услуг и не подтверждения различных сумм. Очень наглядным примером служат факты расходования денег на капремонт. По результатам актов приемки выполненных работ, выявлено, что наименование работ указанных в документах не соответствуют работам предусмотренном в локальном сметном расчёте. То есть заявляется ремонтных работ на два миллиона, а фактически выполняется на миллион, а куда подевался остаток, непонятно. В настоящее время выяснением как израсходованы средства занимаются следственные органы. По результатам прокурорских проверок девять материалов направлено в следственные органы. Из них уже возбуждено три уголовных дела. По шести проводятся доследственные проверки.

- Уголовные дела возбуждены в отношении должностных лиц?

- К примеру, в Братске возбуждено уголовное дело по факту превышения должностных полномочий в отношении директора муниципального учреждения «Дирекция капитального строительства и ремонта», который используя свои полномочия, зная что подрядчик не выполнил ремонтно-строительные работы, подписал акты приема работ. В результате чего в коммерческую организацию было перечислено более 10 млн. рублей. По версии следствия, это сделано из корыстных побуждений, и этот факт был нами подтверждён, но до решения суда мы не можем считать человека преступником.

Второе уголовное дело по части 4 статьи 159 Уголовного кодекса РФ возбуждено в Усолье-Сибирское в отношении гендиректора управляющей компании УК «ТВК» - («Твой выбор качества»). Было установлено, что в период с 2010 по 2011 год, по предварительному сговору, используя подложные документы, он перечислил денежные средства жителей города Усолье-Сибирское в коммерческую службу за оказание коммунальных услуг по вывозу твердых бытовых отходов. Однако, на самом деле это предприятие таких услуг не оказывало. В результате был установлен ущерб в сумме 2 млн. 759 тыс. рублей. Аналогичное преступление было выявлено в Нижнеилимском районе, когда должностное лицо администрации подписывал акты выполненных работ, а фактически работы не проводились. Ущерб оценили в 1 млн. 230 тыс. рублей. В июне текущего года по данному факту было возбуждено уголовное дело. В Усть-Илимском районе привлечён к уголовной ответственности глава администрации поселка «Железнодорожный». И хотя дело сейчас уже направлено в суд, глава поселка еще не отстранён от должности. Еще одно уголовное дело в Усть-Илимском районе возбуждено по факту согласования незаконно выполненных работ в отношении должностного лица в администрации Усть-Илимска, который сейчас отстранен от должности. Оба дела объединены в одно производство и направлены в суд.

Еще шесть материалов в отношении различных должностных лиц и администраций управляющих организаций прокуратура направила следователям для решения вопроса о возбуждении уголовных дел. В основном это факты подписания фиктивных актов проведённых работ - в городах Бирюсинске, Байкальске, Братске, Усть-Илимске, Ангарске. Прокурором города Братска направлен материал о мошенничестве руководителей ЖКХ администраций города Братска, МАУ «БИО» и ЗАО «Чистый город». В Чунском районе, прокурор усмотрел признаки халатности и неэффективного использования бюджетных средств.

- В Иркутской области есть такие компании, которые сами себя доводят до банкротства?

- В свое время в сфере ЖКХ подобных правонарушений выявлялось достаточно много. Но тогда играми с законом занимались муниципальные предприятия, которые таким путем пытались уходить от уплаты налогов, расчетов с поставщиками услуг. Схема была достаточно простая. К примеру, около года работает компания – МУП «Водоканал», потом все активы предприятия забираются, а на следующий год возникает МУП «Водоканал плюс» с тем же имуществом. «Водоканал» же объявляется банкротом, и ему прощаются все долги. Такие случаи выявлялись в Братске, Иркутске, Ангарске, однако были пресечены. Прокурорами была отработана судебная практика, когда незаконные решения глав администраций отменялись. Сейчас по подобной схеме пытаются действовать коммерческие структуры. Но и эти мошеннические схема пресекаются.

- А сколько таких случаев?

- С начала текущего года по не проведению конкурсных процедур предъявлено шесть заявлений в Арбитражный суд Иркутской области, которые в настоящее время рассмотрены и удовлетворены.

- В чем причина таких проблем в сфере ЖКХ?

- Надо сказать, что наше жилищно-коммунальное хозяйство находится в плачевном состоянии. Инфраструктура, оставленная нам нашими отцами и дедами, давно устарела и обветшала. Последние десятилетия, пока мы искали путь политического и экономического развития, системой ЖКХ никто не занимался. Столбы гнили, провода рвались, трубопроводы не ремонтировались. Сейчас государство, в лице правительства, принимает срочные меры. Но действовать приходится уже в рамках рыночных отношений. Сегодня мы находимся только в самом начале реформы. Только по Иркутской области по квоте на реформирование ЖКХ выделено более 4,5 млрд. рублей, к тому же сейчас сумма увеличилась. И надо отдать должное правительству региона, которое добилось увеличения этих средств.

Но когда мы начинаем проверять расходование выделенных средств, зачастую обнаруживаем, мягко говоря, недобросовестных граждан, которые «на чужой пирог разевают свой роток». Необходимо выработать действенный механизм контроля. Соответствующее представление, направленное на усиление контроля за расходованием денежных средств, мы внесли в адрес правительства региона

- В чём смысл жилищной реформы?

- Изначально законодатель с некоторой долею наивности полагал, что собственник жилого помещения станет настоящим хозяином, который каждую копейку, потраченную на своё жилье, будет считать и контролировать. Предполагался механизм контроля самого заинтересованного в этом лица – собственника. Однако граждане оказались не готовы к принятию такой ответственности, и относятся к своим обязанностям несерьезно. До сих пор по привычке полагают, что государство должно ремонтировать им подъезды, вкручивать лампочки. То есть оказались не готовы нести бремя собственника. На мой взгляд, оценка готовности собственников контролировать каждую копейку каждый рубль была несколько преувеличена. Поэтому, на мой взгляд, необходимо усиливать механизм контроля со стороны соответствующей службы - службы государственного жилищного и строительного контроля. Необходимо законодательно вводить механизмы контроля.

Но, несмотря на то, что хромает системный контроль, есть и положительные моменты. К примеру, в новостройках, где изначально создается ТСЖ, где люди, заплатившие за свои квартиры большие деньги, выбирают нормального управленца, очень серьезно подходят к внедрению энергосберегающих технологий. К примеру, устанавливают регулируемые тепловые узлы. Граждане сами должны пробудить в себе хозяина, собственника, а для начала попытаться выяснить - сколько же в год с него берут лишних денег, а не лениться заниматься этим вопросом.

Еще одна причина проблем кроется в том, что собственники жилья не используют предоставляемых им законом возможностей по защите своих прав. Некоторые управляющие организации, в частности в Иркутске - монополисты на рынке оказания услуг. При этом надо ясно понимать, что мощным рыночным механизмом, который заставит управляющую организацию защищать интересы жильцов, является конкуренция. Только в этой ситуации УК будет выгодно оказывать жильцам весь комплекс услуг, и при этом стараться, чтобы они денег меньше платили.

Многие предприимчивые кампании уже оценили огромный денежный поток, который вращается в сфере ЖКХ и начали предлагать свои услуги, тем самым разрушая монопольную систему, и это хорошо.

- Когда завершится прокурорская проверка в жилищно-коммунальном комплексе?

- Это огромный объем работ, пока я не вижу конца этой проверки. Мы обязаны окончательно разобраться в ситуации, довести дело до конца, разобраться с каждым нарушителем закона. По итогам года мы обобщим всю проделанную нами работу и о результатах сообщим населению.

Мария НИКУЛЬШЕЕВА

"Байкал24" впервые опубликовано



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ