Людмила Берлина: Впереди – новые планы и задачи

Спикер Законодательного собрания Иркутской области Людмила Берлина рассказала пресс-службе Иркутского регионального отделения партии «Единая Россия» о планах работы областного парамента

О трех главных направлениях

- Людмила Михайловна, каковы приоритеты депутатской работы в новом парламентском сезоне?

- Три главных направления дальнейшего движения вперед вижу в следующем: децентрализация полномочий и совершенствование системы местного самоуправления, социально-экономическое развитие Иркутской области в контексте общей государственной стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона, укрепление общественного и парламентского контроля.

В этом году нам был дан важный сигнал. Федерация наделила нас большей свободой, доверила нам больше полномочий. Это и введение единой субвенции, которая позволяет нам более свободно перераспределять выделенные из федерального бюджета средства, а не сковывает нас по рукам и ногам строгим целевым назначением каждого конкретного трансферта. Это и намерение правительства Российской Федерации доверить нам больше федеральных полномочий, полномочий федеральных органов исполнительной власти и при этом ослабить контроль за их реализацией.

И конечно, возможно даже в первую очередь, надо отметить предоставленное нам право перераспределять региональные и муниципальные полномочия и вообще расширение наших прав по регулированию местного самоуправления.

О местном самоуправлении

- Муниципальная реформа стала знаком доверия, оказанного субъектам Федерации?

- Конечно! И этим доверием, этой свободой нужно мудро и умело распорядиться. Здесь, безусловно, надо помнить, что наши возможности не безграничны. Так, никто не отменял принципа передачи полномочий сверху вниз только с деньгами. Это специально подчеркнул и Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин на заседании Совета по развитию местного самоуправления в мае 2014 года.

Нам дана возможность гибко и даже индивидуально, точечно отрегулировать полномочия муниципальных районов и поселений. Но нам не дано права вовсе отказываться от одного из этих уровней.

Мы с вами можем сейчас пересмотреть систему территориальной организации местного самоуправления, исправить ранее допущенные ошибки. Но нам не дано права делать это произвольно, без учета мнения населения и без соблюдения установленных процедур преобразования муниципальных образований.

Не надо думать, что местное самоуправление отдано нам на растерзание. Ничего подобного. Просто нам дана возможность более гибко, с учетом наших особенностей и потребностей, отрегулировать систему муниципального устройства, муниципального управления, выстроить единую, действительно эффективную систему публичной власти, отладить взаимодействие государственной и местной подсистем этой власти. Все это мы должны делать в четких законодательных рамках, с чувством уважения к местному самоуправлению и полной ответственности за его судьбу.

О социально-экономическом развитии

- Как депутатский корпус намерен работать по теме социально-экономического развития региона?

- Государство повернулось лицом к нашим проблемам, об этом ясно говорит тот факт, что в этом году стартовала федеральная государственная программа развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года. Ею поставлены амбициозные цели как экономического, так и социального характера. Чтобы они стали достижимы, от нас требуется продуманная экономическая политика. Вы знаете, что Госдума приняла закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ). Это позволяет выстраивать целостную систему управления, ориентированную на долгосрочные приоритеты, и увязывать с ними решение текущих задач. Этот закон обязывает нас разрабатывать целую систему стратегических документов различного характера – целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования. Это и стратегия социально-экономического развития, и прогноз социально-экономического развития, бюджетный прогноз, и план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, и государственные программы субъекта Российской Федерации. Проект соответствующего закона Иркутской области уже внесен в Законодательное собрание губернатором, мы будем его рассматривать.

Мы должны продолжать работу по поддержке предпринимательства, по снижению административного давления и избыточного контроля за предпринимателями. В 2014 году в полной мере заработал институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей, как на федеральном, так и на областном уровне. У него широкий спектр задач и функций, вплоть до приостановки правовых актов, и его полномочия планируется еще расширять. Институт оценки регулирующего воздействия также должен по-новому заработать в ближайшем будущем, и хотелось бы надеяться, что он станет эффективным механизмом общественного контроля за экономической обоснованностью решений власти.

О парламентском контроле

- В числе приоритетов работы вы назвали укрепление общественного и парламентского контроля. С чем это связано?

- Демократизация общественной жизни – это вообще отдельный важный вектор современной политики, который отражается и в конкретной законотворческой деятельности. В качестве примера можно привести находящийся в стадии активной проработки в Государственной думе проект закона «Об основах общественного контроля», и принятые недавно поправки к Жилищному кодексу, предусматривающие общественный контроль в сфере ЖКХ. В этой сфере повышение прозрачности принципиально необходимо.

Важной новеллой в области парламентского контроля считаю федеральный закон от 28 июня 2014 года № 183-ФЗ, которым программно-целевой принцип формирования бюджетов дополняется правом законодательных органов рассматривать проекты региональных госпрограмм и изменений в эти программы. Мы должны у себя урегулировать порядок такого парламентского рассмотрения проектов областных целевых программ и изменений в них. Думается, что это должно делаться в рамках, например, бюджетного комитета. Не помешает проработать механизм, которым воспользуются депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, и в этой сфере полномочия у нас совпадают.

О земельной реформе

- Одной из важных тем в предстоящем году эксперты называют земельную реформу. Что предстоит сделать здесь в уровне регионального законодательства?

- Действительно, с марта 2015 года вступит в силу новый порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Теперь все земельные участки за отдельными, строго установленными, исключениями должны предоставляться в собственность и даже в аренду через торги. Причем даже прежние арендаторы лишаются какого-либо преимущественного права. Мы своими законами можем решить вопросы о бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям, можем определить иные категории граждан, которым земля предоставляется бесплатно и без торгов. Своим законом мы должны определить критерии, которым должны отвечать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, чтобы им можно было также без проведения торгов предоставить земельный участок распоряжением губернатора. На областном уровне должен быть определен как по областным, так и по неразграниченным землям порядок определения цены земельного участка при их продаже или предоставлении в аренду, порядок определения платы по соглашению об установлении сервитута и целый ряд других вопросов. До 2020 года установлен переходный период, в течение которого мы можем с вами устанавливать дополнительные основания отказа в предоставлении земельного участка, но для этого мы должны принять соответствующие законы до 1 января 2016 года. Поэтому нам предстоит большая работа в части земельного и сопряженного с ним законодательства.

С 2015 года должно начаться поэтапное введение налога на недвижимость в тех субъектах, в которых завершена кадастровая оценка земель. В области эта работа проделана. Но готовы ли мы к переходу на этот налог? Это вопрос, на который нам предстоит ответить.

О прозрачности в сфере ЖКХ

- Вы упомянули о необходимости обеспечения прозрачности в сфере ЖКХ. Какие инструменты при этом могут быть использованы?

- Недобросовестные управляющие компании - наша головная боль. Защита граждан от их злоупотреблений - задача областных и местных властей. Здесь мы должны выстраивать систему обратной связи, взаимодействия и кооперации органов общественного, государственного и муниципального контроля. Недавно еще раз производилась «заточка» федерального законодательства как раз под эти цели. В частности, подписан закон о лицензировании деятельности управляющих компаний.

В сентябре мы запускаем новую систему финансирования капитального ремонта мест общего пользования многоквартирных жилых домов. Это очень непростая затея, и, думаю, нам еще не раз придется к этой теме возвращаться, что-то донастраивать, анализировать, думать.

Обеспеченность доступности жилья - также один из наших приоритетов. Вы знаете, что в области до 2020 года реализуется целевая программа, что в этом году мы приняли поправки в закон о предоставлении жилья детям-сиротам. На федеральном уровне в весеннюю сессию тоже принято сразу несколько законов, направленных на решение этой задачи. Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 224-ФЗ урегулирован порядок развития территорий в целях строительства жилья экономического класса. Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 217-ФЗ ввел новую форму использования социального жилья – найм жилых помещений социального использования. Это должно помочь в обеспечении жильем людей, которые, с одной стороны, не являются малоимущими и не могут рассчитывать на социальный найм, а с другой стороны, уровень дохода которых не позволяет им приобрести жилое помещение за счет собственных или заемных средств. Это очень распространенное явление! Реализация этих новелл потребует, в частности, определенных изменений в областном законодательстве, и мы должны их обеспечить.

О планах на будущее

- Людмила Михайловна, какие планы у депутатов в общественной работе?

- Безусловно, здесь одна из главных тем - это 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Мы хотим посвятить юбилею Победы целый ряд акций. В их числе - совместный с молодежным парламентом проект «Слово Победы», который мы начинаем с сентябрьской сессии. Довольно длительное время шла подготовка, нашим молодым коллегам удалось подготовить цикл сюжетов с воспоминаниями ветеранов, наших земляков. И каждую сессию Законодательного Собрания, вплоть до 9 Мая, планируем начинать с просмотра этих замечательных кадров, отдавая уважение мужеству наших земляков и памяти об их подвиге в годы войны.

Будем еще активнее работать с нашим Общественным советом, с представительными органами муниципальных образований области.

В числе интересных и востребованных задумок - изменение формата и масштаба ежегодного конкурса, который Законодательное собрание проводит среди дум муниципальных образований. Об этом подробнее мы расскажем в октябре, но уже сейчас могу сказать: планируем принципиально большее внимание уделить думам муниципальных образований первого уровня, переориентировать районные думы на работу с депутатами из поселений, при этом думы городских округов будет ожидать отдельная номинация.

В целом работы впереди у нас очень много. Искренне надеюсь, что совместными усилиями с губернатором Иркутской области Сергеем Владимировичем Ерощенко, с правительством, с органами местного самоуправления мы сумеем достойно выполнить цели и задачи, которые ставит перед нами время.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ