Дорога домой

Психологи Ангарской воспитательной колонии учат осужденных бороться со своей агрессивностью

«Дорога домой» – проект под таким названием по ресоциализации подростков, преступивших закон, реализуется в Ангарской воспитательной колонии. В учреждении, где отбывают наказание более 100 несовершеннолетних преступников, психологи проводят целый ряд профилактических и психокоррекционных занятий. Отдельные тренинги существуют для родственников осужденных, для сотрудников колонии и для самих подростков. С ними специалисты в первую очередь работают по снятию агрессии, которая является главной причиной совершения серьезных правонарушений. На этих встречах выясняется, что выросшие в неблагополучных семьях дети порой даже не знают, что разрешить ту или иную конфликтную ситуацию можно мирным способом, чему и учат их на занятиях. Большой проект удалось реализовать благодаря финансированию со стороны Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Один миллион рублей грантовых средств Фонда был направлен на приобретение майнд-машин для релаксации, оборудование зимнего сада, приобретение фото и видеотехники. Таким образом, «Дорога домой» станет не разовой акцией, а долговременной программой. О том, как она работает, узнал корреспондент газеты «Областная», побывав на одном из «уроков добра».

Насмотрелся «Бригады» – угодил за решетку

Сегодня в группе из 13 осужденных Ангарской воспитательной колонии запланировано занятие по снятию агрессивности. В комнате почти домашняя обстановка – спокойная музыка, приятной расцветки обои, комфортная мебель. У большинства парней в робах, которые пришли сюда на встречу с психологами, дома такой уютной атмосферы не было. 17-летний Олег (имя изменено), осужденный за кражу и грабеж, с 14 лет жил отдельно от родственников в своеобразной криминальной коммуне.

– Вообще семья у меня нормальная – мама работает продавцом в магазине, отец – водитель-дальнобойщик, бывший военный. Я один у родителей. С деньгами не было проблем. Компьютер, мотоцикл – все у меня появлялось раньше, чем у других. Но родители уехали на заработки в Якутию и оставили меня с бабушкой и дедом. С ними жить я не хотел, вот и ушел из дома, – рассказывает осужденный.

Главными в его жизни стали друзья. На жизнь зарабатывали преступным промыслом. Сейчас из всей компании, в которой Олег насчитал 27 человек, только трое на свободе, остальные, как и он, отбывают наказание в исправительных колониях:

– Я не наркоман и алкоголь вообще не воспринимаю, – говорит Олег.

– Чем же вы тогда с друзьями занимались?

– Общались, о жизни разговаривали.

– Зачем же тогда преступления совершать?

– Просто понравилось – забрал чужое и все. На воле я думал, что всегда буду жить припеваючи, не работать, не учиться, а воровать. Молодой еще был. Тянуло на приключения – «Бумера» насмотрелся и «Бригады».

Насилие идет по кругу

То, что подростки реально стали копировать поведение бандитов из сериалов – не досужий вымысел. Криминальные герои остаются для ребят образцом для подражания и здесь – в колонии. Когда начался тренинг, где осужденные разыгрывали различные конфликтные ситуации, от них, по крайне мере, трижды звучала фраза из сериала «Бригада» – «мы же с первого класса вместе». В видеотеке Ангарской воспитательной колонии боевиков нет, но это не решает проблемы.

Так показали исследования психологической лаборатории АВК, 86% несовершеннолетних преступников впервые столкнулись с насилием в собственной семье, 41% опрошенных стали его жертвами еще и на улице, 28% – в школе. 4% осужденных юношей признались, что были объектами насилия сексуального, хотя, по мнению специалистов, объективно эта цифра гораздо больше.

– Насилие, которое испытали подростки в детстве, повлекло их самих к совершению насилия по отношению к окружающим. К сожалению, после освобождения более 65% бывших воспитанников вновь совершают преступления, связанные с повышенной агрессивностью «родом из детства». Поэтому мы пришли к такому выводу: чтобы разорвать этот круг, необходима комплексная психолого-педагогическая работа как с самими воспитанниками, так и с их ближайшим бытовым окружением – родственниками, сотрудниками воспитательной колонии, – комментирует Людмила Третьякова, начальник психологической лаборатории федерального бюджетного учреждения «Ангарская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области».

Деньги на проект

Стратегическая цель проекта – предупреждение жестокого обращения с детьми, обеспечение реабилитации и оказание эффективной помощи и услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, вызванной насилием.

К проведению этой работы в колонии подошли серьезно: для проведения занятий с сотрудниками была приглашена Ольга Воронова, кандидат педагогических наук, руководитель учебно-методического центра гуманной педагогики города Ангарска. Авторскую методику подготовила и Людмила Третьякова: работа с сотрудниками учреждения является важной составляющей, ведь проблема профессионального сгорания для людей, работающих в пенитенциарной системе, очень актуальна. Для них в колонии предусмотрены отдельные занятия, где их обучают эффективным формам взаимодействия с подростками без применения психологического насилия.

С целью предотвращения проявлений агрессии в семьях самих осужденных, с их родственниками в Ангарской воспитательной колонии также проводятся психокоррекционные тренинги.

Встречи с психологами проходят в зимнем саду колонии, а вскоре для работы по снятию тревожности и релаксации будут применяться и специальные майнд-машины «Нова Про 100», с их помощью, например, можно полноценно отдохнуть и выспаться всего за 10 минут. Средства на приобретение машин, а также на обустройство зимнего сада с водопадом и тропическими растениями, в размере одного миллиона рублей, по результатам конкурса, выделил федеральный Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Помимо этого деньги полученного гранта пошли на покупку фото и видео-аппаратуры, ведь по результатам будет снят фильм и напечатано методическое пособие.

Дефицит любви ведет к преступлению

Обязательным условием выделения этих денег было софинансирование со стороны самого учреждения.

В Ангарской ВК и раньше немало внимания уделялось теме ресоциализации осужденных, ведь подросткам в силу возрастных особенностей находиться за решеткой сложнее, чем взрослым. С реформированием уголовно-исправительной системы двери колонии стали открытыми и для представителей общественных организаций – Красного Креста, молодежного правозащитного фонда «Ювента», реабилитационного центра для наркозависимых «Перекресток семи дорог».

Территория учреждения постоянно облагораживается. Столовая стала похожа на уютное кафе. В колонии даже есть фитобар, в котором подросткам предлагаются витаминизированные чаи и успокаивающие сборы. Все чаще осужденные интересуются занятиями спортом. Но сначала все шло не так гладко.

– Многие сотрудники возмущались: «Зачем им эти игрушки, мы что, в пионерском лагере?!», – продолжает Людмила Третьякова. – Надо понимать, что этого периода, когда нужно было наиграться, у многих воспитанников колонии не было. Мы их сознательно возвращаем в детство, даже искусственно, чтобы они этот пробел восполняли. На самом деле преступления – это компенсация детских проблем, месть за недостаток любви и понимания.

«Школа будущих отцов» – важная часть проекта

Психологи утверждают, что большинство освободившихся из мест лишения свободы вскоре сами спешат создать семью. В ней они ищут поддержки, опоры в сложный постпенитенциарный период. Однако чаще всего такие браки распадаются, так как, будучи выходцами из неблагополучных семей, прожив какой-то период в изоляции, бывшие воспитанники не готовы к нормальным семейным отношениям, поскольку в общении с окружающими они привыкли использовать психические и физические формы насилия. Для того чтобы бывшие осужденные не транслировали агрессию на своих близких в будущем, в Центре ресоциализации АВК проводятся практические занятия «Школы будущих отцов». Там в день приезда корреспондента «Областной» несколько молодых людей учились правильно ухаживать за младенцем – куклой.

– К этой кукле прилагается полный набор того, что нужно ребенку – пеленки, распашонки, чепчики, – улыбается педагог Центра ресоциализации АВК Ольга Кабикова. – Очень сильно удивляет наших юношей количество всего того, что нужно новорожденному. Мы хотим, чтобы они на практике поняли, что не так просто ухаживать за маленьким ребенком.

В это время один из осужденных старательно и очень осторожно начал пеленать куклу. Неразговорчивый обычно парень стал рассказывать, что его мать страдала алкогольной зависимостью, а он был старшим в семье и ухаживал за младшими братьями. По словам Ольги Кабиковой, на занятиях «Школы будущих отцов» ребята часто становятся более откровенными.

Здесь же, в Центре ресоциализации, подростки занимаются и ручным трудом: выжигают по дереву, изготавливают сувениры, шьют мягкие игрушки. Все это, по словам педагогов, помогает успокоиться и отвлечься от своих недетских проблем.

То, что можно жить без насилия, для осужденных – открытие

В терапевтической группе, где занимается 17-летний осужденный Олег, тренинг проводят молодые психологи Анна Куклина и Оксана Антоненко. Воспитанники исправительного учреждения знают их уже три года – еще будучи студентками, девушки приезжали в учреждение, когда готовили дипломные работы по пенитенциарной психологии. Поэтому сегодня подростки не смущаются преподавателей. В этой группе на повестке дня – закрепляющее занятие. Воспитанники, разбившись на небольшие команды, разыгрывают различные конфликтные ситуации, которые могут случиться в обычной жизни.

Вот один из сценариев: на строительном объекте прораб ругает рабочего за то, что в доме не были вовремя установлены железные двери.

– Я не понял, почему ты не установил двери, – повышает голос «начальник», обращаясь к «подчиненному».

– Я объясню. Вовремя не поступили деньги на счет, поэтому двери не на что было купить, – спокойно отвечает Олег, который и играет роль человека, вынужденного спокойно отреагировать на провокацию «руководителя»:

– Я начал понимать, что многие вопросы можно спокойно решать, без истерик, – делится Олег. – У нас в колонии хорошие психологи. Я был раньше такой «замороженный». Стеснялся, краснел, не мог слова сказать. А к ним походил, начал о жизни по-другому задумываться.

Как узнать степень своей агрессивности

Для того чтобы Олег пришел к таким выводам, психологи провели серьезную работу. На первом занятии для того, чтобы ребята лучше узнали друг друга, в группе прошло упражнение: по кругу пускалась горящая спичка, и тот, в чьих руках она гасла, отвечал на три вопроса, заданных другими. Ответы ребят рассказывали о них больше, чем статьи Уголовного Кодекса, пропечатанные на бэджах. Следующее упражнение «стаканчик» оказалось гораздо сложнее.

– Это упражнение мы проводили вместе с психологом колонии Галиной Колесниковой. Ребята записывали на бумажках, что для них в жизни дороже всего, и складывали их в стакан. А я рвала эти бумажки. Это вызвало настоящую бурю эмоций. Кто-то плакал, кто-то кричал, что меня ненавидит, – рассказывает Оксана Антоненко. – Все свои чувства они проговаривали. Так они узнали степень своей агрессии, а чтобы ее снять, мы просили их выполнять какие-то действия, например, отжиматься или рвать газету. Потом, когда все зло ушло, образовавшуюся пустоту мы заполняли добром. Для каждого пытались выстроить свой жизненный путь, построить планы на будущее. А это, третье закрепляющее занятие нацелено на осознание.

– В нашей колонии отбывают наказание за серьезные преступления, связанные с проявлениями насилия – грабежи, разбои, убийства. Порой мы стакиваемся с жесточайшими фактами. На моей памяти был случай, когда внук заколол бабушку и дедушку вилами за то, что они не отдали ему пенсию. Особого раскаяния у этого мальчика я не видела. А ведь понимание мотивации совершения преступления и ведет к деятельному раскаянию. Я думаю, большинство наших ребят могут осознать степень своей агрессии и контролировать ее, –резюмирует Людмила Третьякова.

Она искренне считает, что помочь ее воспитанникам можно. Да, в жизни они чаще всего видели только насилие. И как некоторые не знают азбуку, так и эти ребята до занятий с психологами не были в курсе, что кроме проявлений агрессии, существуют и другие варианты поведения. Но Людмила Третьякова утверждает, что именно в этом возрасте, когда подросток в качестве нового примера для подражания может найти себе так называемого «суррогатного» родителя, у него есть шанс на переоценку ценностей.

Пока анализировать итоги проекта «Дорога домой» рано, он только стартовал. Но даже на простом примере руководитель психологической лаборатории сделала вывод о его эффективности: когда начались занятия, подростки перестали портить мебель, которую раньше приходилось менять чуть ли не ежемесячно.

Куда приведут мечты

Результаты изучения психологического климата в сентябре текущего года показали устойчивую положительную динамику во взаимоотношениях как между самими осужденными, так и между осужденными и персоналом учреждения в сравнении с данными за 2009 год. Проще говоря, конфликтных ситуаций стало меньше. И это, по мнению специалистов – первый хороший знак.

«Урок добра» в группе осужденного Олега заканчивается в зимнем саду. Расположившись в мягких креслах под цветущими пальмами и цитрусовыми деревьями, участники тренинга с интересом рассматривают рисунки. Сначала каждый из членов группы рисовал на листке бумаги свое визуальное представление о зле. У одного получился мертвый цветок, у другого – взрыв, а у Олега, например – лопата и надгробный камень. Потом эти картинки передавались по кругу, и все участники группы подрисовывали в изначально мрачные изображения что-то хорошее, способное их смягчить. Так, мертвый цветок обрел яркие краски и оказался посаженным в горшок на уютном окошке, взрыв «облачили» в воздушный шар и отправили в безоблачное небо. Нарисованная Олегом лопата обратилась в весло, могильная плита – в лодку, которая поплыла мимо зеленых холмов по синей реке. В конце этого года Олег освобождается из колонии, возвращаться к остаткам своей криминальной коммуны он не хочет – планирует уехать к родственникам в другой город, получить образование и стать поваром. Как поплывет по жизни его лодка – теперь зависит от самого рулевого.

Автор: Юлия Мамонтова

Фотограф: Лариса Федорова



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ