Немаленькие, но гордые птицы

В сентябре 2009 года регата «Бархатная осень», посвященная памяти видного учёного и страстного байкальского яхтсмена Юрия Викторовича Парфёнова, стартовала в 32-й раз. Считается, что суть «Бархатной осени» заключается в том, что большинство яхтсменов таким образом закрывают сезон. Прощаются с парусом до следующего года. Сами яхтсмены говорят, что это не азартная гонка, а скорее прогулка по Ангаре в большой компании друзей. Но готовиться начинают за несколько недель.

Корреспондент газеты «Восточно-Сибирская правда» прошел 45 морских миль в составе экипажа яхты «Омега» (класс «гидры»).

По наблюдениям чайника, впервые ступившего на борт судна, от шахматной партии парусная регата отличается элементами случайности – это к погоде. И большим накалом страстей – это к темпераменту экипажей. Победу в гонке дает слаженное выполнение команд. Отсутствие разброда и шатаний, как и в жизни, существенно экономит секунды, которые к завершению гонки позволяют более организованным коллективам побеждать менее организованные. У любого белого воротничка, попадающего на яхту, раз и навсегда наступает просветление: понятия «работа на результат» и «демократия в коллективе» несовместимы. Так что в парусном спорте закопаны неограниченные ресурсы для корпоративных тренингов, которые раз и навсегда отучают коллектив от сомнительных «мозговых штурмов».

Нашей не очень маленькой, но очень гордой яхтой управлял капитан Андрей Коренев, который в 2004 году стал победителем регаты «Бархатная осень» среди яхт класса «микра» на борту «Навахо». При ближайшем рассмотрении на судне обнаружился победитель гонок по гребле на байдарках Сергей Кондратьев, рекомендованный как один из лучших виндсерферов Иркутска. Зато остальной состав команды можно было с полным правом назвать «чайниками»: бизнесмен, журналист, два коммерческих директора и специалист по фехтованию, в совершенстве владеющий самурайским мячом. Впервые команда увидела друг друга за 3 часа до старта, поэтому подвигов никто не ожидал. И навал на судейское судно с последующими штрафными санкциями в первой же гонке коллектив «Омеги» воспринял как неизбежность.

Немного политики в холодной воде
Глядя на горизонт с подозрительно большим количеством яхт, команда недоумевала: зарегистрировалось чуть больше 20, а в акватории маневрирует под 50. Оказалось, что подводных камней в организации регаты 2009 года оказалось не меньше, чем в борьбе за территорию яхт-клуба «Иркут», откуда стартовала «официальная» областная регата, благословленная министерской подписью Константина Волкова. Новый министр по физической культуре, спорту и молодежной политике в свое время сам взял переходящий кубок на судне с символическим названием «Морской волк» в юбилейной, двадцать пятой регате «Бархатная осень».

Между тем, 25 сентября вместе с официальной «Бархатной осенью», организованной на базе клуба «Иркут», стартовала еще одна гонка. Идеологом «Иркутской традиционной регаты крейсерских яхт «Кубок Иркутского моря – 2009» стала общественная организация Федерация Парусного спорта Иркутской области и яхт-клуб «Исток». Поэтому коллегам-журналистам, смотревшим за яхтами с берега, наверное, было трудно разобраться, какая именно регата предполагала прохождение трех этапов общей протяженностью около 45 морских миль.

Да и надо ли? Жизнь продолжалась, яхты лавировали по водохранилищу как автомобили на плотине в час пик. На приличных скоростях лодки расходились очень близко друг от друга. Каждое сближение заставляло пассажиров затаить дыхание, а капитана увеличивать громкость и качество морского жаргона в адрес матросов.

Пару раз наше немаленькое, но гордое судно под угрозой тарана подрезало… пардон, «расходилось в опасной близости» с двухмачтовыми красавцами. Не знаю, настолько ли суровы нравы иркутских яхтсменов, как внешность. И прошелся бы по нашему борту, как по нашему адресу, суровый капитан «Эврики» на самом деле. Но в документации конкурса на всякий случай прописана обязательная страховка владельца яхты на случай причинения ущерба третьим лицам. А также не ответственность оргкомитета в случае травм или смертей на конкурирующих яхтах.

Жил отважный капитан…
Густой туман субботнего утра заставил организаторов «Бархатной осени» на 2.5 часа перенести старт от иркутского водохранилища в бухту Девичья. В 10 утра на заливе рядом с ледоколом Ангара наше судно блуждало в тумане, как летучий голландец. Ни одной живой души вокруг. Без рома не разберешься.

Внезапно туман иркутского водохранилища разрезала красавица «Сцилла». Эксклюзивные формы яхты и капитанский мостик, расположенный на корме судна без слов говорили о том, что «Сцилла» очень дорога своему капитану Артуру Франго. Ведь строил он её своими руками.

Глядя на Артура Франго, восседавшего за штурвалом на корме яхты, я еще не знала, что свою первую «Бархатную осень» легендарный иркутский яхтсмен шел матросом на шверботике «Илга» в 1978 году. Но легендарность самого опытного участника 32-й регаты сквозила из аккуратной «капитанской бороды», которую знают практически все иркутские журналисты. Из желтого дождевика, весьма психоделически маячившего утром 26 сентября в тумане иркутского водохранилища. Из безупречного белого кителя, в котором капитан торжественно нес себя, последнего романтика и достояние иркутского яхтинга, вечером 27 сентября на награждении победителей регаты в яхт-клубе «Иркут».

Глядя на восхитительный ход «Сциллы» не верилось в то, что в 2005 году на регате это двухмачтовое судно затонуло на старте из-за порыва ветра. Пресса того времени писала, что роковую роль в затоплении «Сциллы» на глубину 26 метров сыграли конструктивные недостатки в корпусе любительской яхты, сделавшие авторский проект легендарного капитана Артура Франго недостаточно управляемым и устойчивым.

Кто понял жизнь – тот не спешит
На второй день гонки неграмотную в морских ритуалах женскую часть «Омеги» от капитанского гнева спас лишь туман и перенос старта. Когда команда, дежурившая в камбузе, не уложилась во время приготовления завтрака, девушкам в доступной форме объяснили, что неприготовленный к 10 утра завтрак и обед, будут караться упражнениями с газовой плитой во время маневрирования на парусах. Очень жестокое наказание: мало того, что посуда летает, еще и укачивает не по-детски.

Зато с регатой перенос старта из-за погодных условий сыграл традиционно злую шутку: к полудню на Ангаре наступил мертвый штиль. Утренний ветер поймали несколько яхт, которые первыми вышли из маневрирования и развернули спинакеры – большие паруса в носовой части яхт. Впрочем, скоро фавориты гонки долго и мучительно ловили ветер в районе Чертугеевского полуострова и заливами вдоль Байкальского тракта. Мы же, продолжая пятничную традицию, гордо шествовали в хвосте регаты строго по центру великой реки. По-моему, нас даже сняли с гонки за овертайм.

Когда с кормы на «Омегу» стала надвигаться тень бодро рассекающей волны яхты класса «микро» Weekend, терпение капитана кончилось. Победитель регаты 2004 года среди яхт этого класса Андрей Коренев показал экипажу, на что способен старый морской волк. Даже если ходил волк по самому пресному озеру планеты. Команда неплохо накачала бицепсы в этот день, прошедший на ходу с помощью «дизель» грота под девизом: «Травим (censored) гик (censored), я сказал. Вибиваем (censored) геную (censored) до упора». «Геную» (разновидность паруса «стаксель») на поворотах мы переставляли практически ежеминутно. В бухту Девичья команда «Омеги» заходила с гордо поднятой головой, а швартовые отдала одной из первых, рядом с двухмачтовой «Эврикой» возле ресторана-дебаркадера, который среди яхтсменов называется «вертеп».

Дело настоящих мужчин
Когда стемнело, жизнь сосредоточилась возле большого пионерского костра на берегу. На языке официозной «паркетной» журналистики все происходившее называлось бы «коммуникативной площадкой для обмена мнениями». Говорили, что в этом мероприятии заключается суть всей регаты – подошедшие к Курминскому заливу экипажи приветствуют заядлых друзей и делятся впечатлениями. Одной из самых популярных тем вечера стал поиск отважных героев, которые в этих суровых условиях проявили чудеса принципиальности, ни разу не включив мотор. От «Омеги» к костру делегировали московского гостя. Остальные практически спали, и только самые стойки пытались угадать, кто так профессионально поет Визбора – магнитофон на соседней яхте или тесный круг яхтсменов у костра. Подняться, чтобы посмотреть, кто оказался прав, сил не было. Если вы достоверно знаете ответ на этот вопрос, сообщите мне обязательно.

Воскресное утро дало возможность оценить «экстремальность» «Бархатной осени». Глас капитана о том, что на лодке скользко догнал меня уже после того, как плоская подошва кроссовок не нашла сцепления со слоем инея, которому более подошло бы название «гололед».

В город из бухты Девичьей яхты шли с гордо поднятыми парусами, которые развевал северо-западный ветер. Мы, как и наши соседи, едва успевали смотреть за тем, чтобы два объемных паруса – Гинакер и Генуя – развевались в своих системах координат, а не мешали друг другу. Зато с берега зрелище, наверное, было потрясающим. Финал гонки, планировавшийся ближе к 18 вечера, практически для всех яхт состоялся еще до обеда. В водоохраной зоне иркутского водохранилища судейское судно бодро встречало яхты выстрелом из предмета, похожего на ракетницу, и воодушевленным рыком. В свой адрес мы услышали из громкоговорителя: «Финишировавшей яхте «Омега» – УРРРРРРАААА!».

К истечению вторых суток гонки команда «Омеги» окончательно убедилась в справедливости тезисов о том, что главное – участие. В группе яхт класса «гидра», состоящей из четырех участников («Невеста ветра», «Ника», «Альфа» и «Омега») наше большое, но очень гордое судно заняло почетное четвертое место.

Екатерина Анисимова

"ВСП"



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ