Предотпускной законодательный вал

В среду, 30 июня, на последнем перед каникулами пленарном заседании Законодательного Собрания Забайкальского края (которое, кстати, проходило под председательством нового спикера Степана Жирякова) забайкальские парламентарии рассмотрели порядка 40 вопросов. 15 законопроектов в этот день получили статус региональных законов. 7 проектов было одобрено в первом чтении.

Накормить и трудоустроить

Социальный уклон стал на этот раз “генеральной линией” большинства вынесенных на голосование законопроектов. По крайней мере, рассмотренные народными избранниками проекты — “О квотировании рабочих мест для отдельных категорий несовершеннолетних граждан”, “Об обеспечении бесплатным питанием детей из малоимущих семей…” и “О социальной программе Забайкальского края “Укрепление материально-технической базы государственных стационарных учреждений соцобслуживания и оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам” — сулят молодым и пожилым забайкальцам некоторое улучшение качества жизни.

К примеру, на обеды школьникам из малообеспеченных семей уже в следующем году из регионального бюджета будут доплачивать не шесть рублей, как сегодня, а десять. Подростки, оставшиеся без попечения родителей либо потерявшие кормильца, смогут рассчитывать на трудоустройство. А престарелым гражданам станет проще получить место в Нерчинском доме-интернате, который, согласно закону, ждет не только расширение, но и серьезное обновление материально-технической базы.

Справедливости ради нужно сказать: разработка и предсессионное рассмотрение в комитетах каждого из трех этих законопроектов шли непросто. В основном потому, что реализация документов в конечном счете потребует от краевого бюджета больших затрат.

Так, чтобы открыть в Нерчинском доме-интернате для престарелых и инвалидов дополнительные 20 мест, хотя бы на 15 процентов сократить очереди в другие краевые учреждения аналогичного профиля и оказать адресную материальную помощь забайкальским пенсионерам, необходимо около десяти миллионов рублей. Из них шесть планируют “извлечь” из регионального бюджета, еще почти четыре миллиона должны поступить по линии Пенсионного фонда.

Гораздо дешевле обойдется краевой казне реализация будущего закона “О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних”. Речь идет в среднем о 730 тысячах рублей. Этих денег, по подсчетам разработчиков, должно хватить, чтобы компенсировать работодателям затраты в связи с трудоустройством нуждающихся подростков. Нуждающимися при этом будут считаться не только дети-сироты, но и подростки из многодетных или неполных семей и несовершеннолетние, вернувшиеся из воспитательных колоний.

Согласно законопроекту, квота будет установлена для всех организаций края независимо от их формы собственности и для индивидуальных предпринимателей, работающих без образования юрлица. Процент несовершеннолетних на предприятиях со штатом от 30 до 100 человек должен составлять два процента, в более крупных конторах, с коллективом свыше 100 человек, должны будут трудиться не менее трех процентов подростков из неблагополучных семей.

Но, пожалуй, самым спорным и обсуждаемым документом прошедшей сессии стал закон об увеличении расходов на питание школьников из малоимущих семей.

Сегодня из краевой казны, в качестве помощи муниципалитетам, на завтраки и обеды для ребятишек выделяется 6 рублей в расчете на одного ученика. Между тем средняя стоимость завтрака — 8-15 рублей, обед же тянет на 20-35 рублей. Поэтому авторы законопроекта — председатель комитета по социальной и молодежной политике Лариса Аникина и депутат Заксобрания, ректор ЗабГГПУ Иван Катанаев предложили увеличить финансирование документа на бесплатное школьное питание в два раза, то есть до 12-ти рублей в день на каждого школьника. Сытость подростков, по их подсчетам, обошлась бы краевому бюджету в дополнительные 84 млн. рублей.

В свою очередь, губернатор столь существенное увеличение трат из забайкальской казны не одобрил. Глава региона предложил остановиться на сумме в 10 рублей на одного ребенка (в пересчете на годовой план — 54 миллиона рублей), сославшись на ограниченность финансовых возможностей.

Депутаты прислушались к доводам Равиля Гениатулина, но только временно. По крайней мере, авторы законопроекта намерены продолжить добиваться поэтапного увеличения расходов на питание школьников и рассчитывают повысить планку к 1 сентября будущего года, по мере исполнения и корректировки бюджета.

Такой исполнительный

Кстати, обсуждение бюджетов — минувшего и нынешнего годов — на предотпускной сессии прошло оперативно и спокойно. За принятие законопроекта об исполнении главного финансового документа края в 2009-м парламентарии проголосовали в первом чтении, поправки в бюджет десятого года одобрили сразу в двух.

Как уже писал “ЗР”, рассказывая о прошедших 29 июня общественных слушаниях по исполнению регионального бюджета-2009, доходы края год назад составили 32 с лишним миллиарда рублей. При этом потратило Забайкалье, к всеобщему удивлению, на 130 миллионов меньше, окончив бюджетный год с заметным профицитом.

Не мог не порадовать парламентариев и тот факт, что постановление Законодательного Собрания, содержавшее рекомендации по увеличению расходов по ряду приоритетных направлений, выполнено практически на сто процентов. Единственная задача, с которой правительство не справилось — повышение зарплаты бюджетникам.

Отметив, что, за исключением этого и еще нескольких пунктов (“ЗР”, “Плюсов — больше”, четверг, 1 июля), прошлогодний бюджет исполнен практически по максимуму, депутаты подняли красные карточки за принятие документа в первом чтении.

Закону о поправках в финансовый документ нынешнего года тоже, можно сказать, повезло: третья его корректировка получила два одобрения с одной попытки.

Отметим, что внесенные изменения коснулись перечня получателей государственных гарантий. Как пояснили в пресс-службе регионального Заксобрания, поддержку в форме гарантии Забайкальского края получит строительная компания “Багульник” для продолжения известного в Чите долгостроя — ипотечного дома по ул. Забайкальского рабочего, 66. Кредитные ресурсы, которые компания возьмет в коммерческом банке, составят 30 млн. рублей. Другая компания, которой государство поможет реализовать инвестиционный проект — ОАО “Региональный оптовый рынок материально-технического и продовольственного снабжения Забайкальского края”. 79,5 млн. рублей, привлеченных через “Росагролизинг”, будут направлены акционерным обществом на обновление в крае машинно-тракторного парка и улучшение племенного стада животных. Край в обоих случаях выступает гарантом возврата денежных средств. — Увеличение размера госгарантии произведено в пределах финансовых средств, предусмотренных целевой краевой программой, — подчеркивают в пресс-службе Законодательного Собрания региона.

…И многое другое — дорогое

Несмотря на то, что практика принятия законопроектов сразу в двух чтениях парламентариями не приветствуется (спешка, как известно, может породить и ошибки, и неправильное понимание сути документа), без таких “оперативок” обходится редкое пленарное заседание Заксобрания. Не стала исключением и нынешняя сессия.

К примеру, разработчики вынесенных на голосование документов — “Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей Забайкальского края”, “О гарантиях равенства политических партий, представленных в Законодательном Собрании, при освещении их деятельности региональным теле- и радиоканалом” и “Об установлении отдельных полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края” — настойчиво просили при их обсуждении в профильных комитетах не откладывать окончательное голосование до следующей сессии, т.е. до осени. Аргументы звучали серьезные: если не принять закон сегодня, завтра мы можем столкнуться с нарушениями федерального законодательства. К примеру, закон, гарантирующий открытость российской судебной системы вступил в силу 1 июля. А, значит, как можно ближе к этой дате должен начать работать и соответствующий региональный документ.

Похожая ситуация — и с законопроектом о равном доступе парламентских партий в местный радио- и телеэфир (об этом законопроекте “ЗР” писал в № 118 от 24 июня — “Тонкости допуска"). Согласно документу, в межвыборный сезон — то есть как раз сейчас — политическим партиям должны предоставляться равные права на освещение их деятельности в региональных электронных СМИ. Ключевое слово здесь — равные. Количество бесплатных эфирных минут для самопиара на радио (10 минут) или телевидении (5 минут) от численности того или иного объединения не зависит. Законопроект предусматривает, что в течение месяца и следующих за ним десяти дней каждая партия должна израсходовать одинаковое количество минут. Если вдруг политики не воспользовались возможностью, эфирное время для них “сгорает”. За тем, чтобы при реализации этого нормативно-правового акта не было нарушений, следить будет рабочая группа краевой избирательной комиссии.

Что касается законопроекта о наделении высшего исполнительного органа края дополнительными полномочиями, то и здесь спешка не беспричинная. Как отметили депутаты комитета по государственной политике и местному самоуправлению, на сегодняшний день в крае нет органа, который бы регулировал торговую деятельность. А с учетом того, что лето, и особенно осень, — пора активной уличной торговли, различных ярмарок и распродаж, без оперативного принятия такого закона просто не обойтись. К тому же, как прозвучало на сессии, депутатское одобрение проекта о регулировании торговой деятельности не повлечет за собой дополнительных бюджетных трат.

А вот с двумя другими законами — ситуация прямо противоположная. Открытость мировых судов Забайкалья обойдется краевой казне в восемь с лишним миллионов рублей, а информирование населения о работе региональных партий будет стоить бюджету более 4-х миллионов.

Мария Машанова



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ