Культурная жизнь как отражение принципов руководства

В минувшие выходные жители столицы Приангарья приобщились к высокому искусству. В городе состоялось два концерта симфонического оркестра Мариинского театра оперы и балета (г. Санкт-Петербург) под управлением Валерия Гергиева. Незадолго перед гастролями прославленного коллектива, в Иркутске было объявлено о предстоящих выступлениях Санкт-Петербургского государственного академического театра балета под руководством Бориса Эйфмана. И практически на следующий день пришло известие о том, что в Чите выступит Юрий Башмет и его камерный оркестр "Солисты Москвы".



Неужели свершилось то, о чем мечтала долгие годы местная интеллигенция - звезды классики обратили внимание на глубинку, и теперь будут регулярно встречаться с сибиряками? Но, оказывается, не все так просто в мире высокого искусства.



В Приангарье, например, налицо стремление Губернатора Иркутской области Дмитрия Федоровича Мезенцева "окормить свой народ" и продемонстрировать, в определенном смысле, всесилие. Губернатор не только лично договаривается с мировыми звездами и коллективами, но и сам ведет переговоры со спонсорами гастролей. На наш взгляд, это глубоко символично для нынешней ситуации в области – похоже, новый глава региона настолько разуверился в дееспособности существующей команды, с которой ему приходится работать, что вынужден лично решать вопросы культурного досуга жителей областного центра. С другой стороны, не будем сбрасывать со счетов пиар-эффект подобных акций. У большинства населения существующая власть давно уже уничтожила веру в демократические процедуры, и теперь народ готов признать в руководителе любого уровня "отца родного", лишь бы он соответствовал приемлемому архетипу и обладал харизмой. Поэтому ни у кого и не возникает вопросов типа "а почему это губернатор работает продюсером?". Работает? И слава Богу, что хоть кто-то в этой власти работает!..



В ситуации с Юрием Башметом в Забайкалье все гораздо проще - министр культуры края Галина Сыроватка, что называется, грамотно использовала шанс, который предоставила Академия искусств «Новое передвижничество». В принципе, министр просто выполнила свои обязанности.



Мы ни в коем случае не хотим сказать, что Правительство Забайкалья "круче" и профессиональнее Правительства Иркутской области или, что министр культуры и архивов Приангарья совсем "не ловит мышей". Просто в этих эпизодах проявилась разница подходов к управлению и пониманию своих границ ответственности у представителей власти в двух байкальских регионах. Какой из этих подходов будет наиболее эффективным - покажет время. Но рискнем предположить, что творческое развитие иркутским губернатором идей своего бывшего патрона о "ручном управлении", наиболее рационально в условиях нарастающего бардака.



ПыСы: Все эти рассуждения теряют смысл (смешок!), если предположить, что Дмитрием Федоровичем двигали мотивы простой привязанности к той культурной среде, в которой он вырос и к которой имел отношение до приезда в Иркутск, а также искреннее желание приобщить сибиряков к вершинам музыкального и театрального искусства. Ну а губернатора Забайкальского края Равиля Гениатулина извиняет чрезвычайная ситуация с эпидемией «свиного» гриппа – ему забот хватает и так.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ