Не говорите "Бесчеловечная земля"

В Усолье из Иркутска можно добраться за полтора часа. Это 80-тысячный

город, по которому российские преобразования ударили с чудовищной силой.

Часть организующих когда-то жизнь горожан исчезла, ушла военная часть.

Большая часть города выглядит как трущобы, остальное- просто как деревня.

Но здесь есть хорошая школа, первая гимназия. Мы едем туда со Св. Николаем

(почти тот же самый персонаж, что в России Дед Мороз), в миру работником

Генерального Консульства Республики Польша в Иркутске. Св. Николай

приезжает в Усолье год за годом. Привозит подарки.

Любимый польский

Потому что в первой гимназии уже несколько лет изучают польский язык. По-разному- когда как обязательный язык, порой- как факультативную дисциплину. Это единственная такая школа на Востоке России. Здесь есть некоторые дети польского происхождения. В этом ничего удивительного, потому что после январского восстания Усолье было большим ссыльным поселением. Несколько лет провел здесь среди прочих признанный сегодня святым Рафал Калиновски. Многие женились и не вернулись на родину.

Но таких детей немного. Большая часть это настоящие россияне (насколько возможно в восточной Сибири, где столетиями смешивается кровь разных народов и рас, использовать такое понятие). Польский все учат с одинаковым энтузиазмом. Предпочитают его всем другим иностранным языкам, кроме, конечно, английского.

Почему? Ведь знание, к примеру, немецкого пригодилось бы больше?

- Теоретически да - отвечает польским журналистам, направленным в Усолье Центром Польско-Российского Диалога и Согласия директор школы Сергей Кривобоков. - Но у нас так сложилось как-то, что мы поставили на Польшу.

- Уже около 40 выпускников получили или получают сейчас высшее образование в Польше- говорит Анета Ксель, учитель польского.

Изучая рождественские традиции, российские дети танцуют в народных костюмах краковяк, декламируют, поют по- польски. Программа очень серьезная- 17-летний Андрей лихо исполняет «Мы в отпуске» Млынарского. Он хочет поехать в Польшу и стать актером.

Уже несколько лет назад Анета Ксель заинтересовала детей празднованием польского Рождества Христова. Юные россияне делают елочные игрушки, потом делятся оплатком.

Пилсудский с Путиным

С усольской гимназией постоянный контакт поддерживает иркутское консульство Республики Польша. А польское Министерство Образования год за годом присылает туда учителей. В кабинетике предназначенном для занятий по польскому языку над доской висит портрет маршала Пилсудского. В другом - Владимир Владимирович Путин... Местные власти не препятствуют польскому эксперименту, относятся к нему скорее доброжелательно.

В другом районе, в трущобах Усолья уже несколько лет работают сестры-альбертинки. Они заботятся о детях из неблагополучных семей, создали для них пункт дневного пребывания.

Дети, никто из которых не ходит в элитную гимназию № 1, учатся тут базовым вещам. Поддерживать порядок, делать уроки. Альбертинки создают им возможность нормально провести время. Развлечения, игры, пение, даже два тренажера для самых старших мальчишек. Без этого они проводили бы время в домах, где царствует водка или еще более ужасные патологии. Или на улице. Некоторые девочки обещают стать настоящими красавицами.

- Самое главное, что мы даем им основу понимания добра и любви-подчеркивает сестра Агнешка. - Благодаря этому у них есть шанс на нормальную жизнь.

Ее появление в скромной комнате вызывает видимый энтузиазм у детей.

- Некоторые принимают христианство - говорит сестра Агнешка. - Один парень уже служил в армии, у него был шанс служить на контрактной основе. Он отказался, потому что это бы значило, что он следующие два года не сможет ходить в костел. Сейчас он работает в Иркутске охранником, женился, нас навещает...

А еще есть в Усолье (в гораздо большем количестве) сестры кармелитанки... И еще есть польские кармелиты при часовне Св. Рафала Калиновского. Всё это способствовало появлению поразительного феномена- в Восточной Сибири существует пункт , в котором локально Польша является для многих людей страной более важной, чем мощные государства западной Европы или Россия.

За последние 15 лет, польский язык вытеснил из школы в Усолье немецкий, французский и испанский языки.

Усолье, конечно, уникально выделяется на фоне всей России. Но на фоне Восточной Сибири - немного меньше.

Россия, вопреки тому, что думают многие поляки, не является страной бушующей антипольскими эмоциями. Часто мы встречаемся с дружественным отношением, часто - сентиментальным. Но иногда в европейской части России, поляки сталкиваются с враждебной реакцией..

В Восточной Сибири это не так. Здесь поляк встречается только с дружеским отношением, и ни с каким другим.

Часто - бурно дружеским. В закусочной в Листвянке на Байкале около 12 по полудню сталкиваемся с двумя грузными, пьяными мужчинами. Информация о том, что мы поляки, возбудила их энтузиазм. Особенно у того, который представился как польский шляхтич, потомок ссыльного. А также - как шеф какой-то неопределенной «службы справедливости», хотя на первый взгляд больше походил, как обычно говорят россияне, на « местного авторитета» - или главаря местной банды ...

"Awtoritet" не является типичным примером сибирского поляка (или более осторожно: россиянина польского происхождения) Среднее образование и социальный статус в этой группе высоки. Очень много среди них ученых.

Тогда, когда и россияне

- Поляки приехали сюда именно тогда, когда и россияне - подчеркнул вице-шеф администрации президента Бурятии. Встреча проходила в столице республики в Улан-Удэ во время вручения Kaрты поляка. Этот документ к востоку от польской границы часто приводит к недоразумениям, часто его принимают за нелояльность. Здесь - вручение Карты благословил представитель президента. Конечно - из путиновской Единой России....

Заместитель главы администрации был прав.. Поляки действительно достигли , Сибири тогда же, когда и россияне - потому что уже в шестнадцатом веке - веке вечных боев между Содружеством и Москвой польских военнопленных высылали на Восток под надзором казаков. Покорять Сибирь для России. А мир был тогда значительно больше, чем сегодня, а о возвращении не было и речи ....

Польский шляхтич дворянина Никифор Черниговски, который в подобных обстоятельствах оказался в Восточной Сибири, в 1665 году (восстал против?) казаков и основал город Якса на русско-китайской границе. Двадцать лет спустя, Яксу завоевали китайцы, несколько лет тому назад в Иркутске умер пан Черниговски - потомок Никифора ...

Потом были последующие волны ссыльных, и самая большая в 1863 года. Но не только и не в первую очередь ссыльных. В конце девятнадцатого века, очень многие наши люди добровольно стремились к лучшей жизни, а часто и к карьере на восточных окраинах царской империи. Большие сибирские города, такие как Иркутск, Омск и Томск, насчитывали тогда до 10 процентов польского населения. А в тайге были образованы целые польские деревни.

После окончания гражданской войны многие поляки вернулись на родину. Польская операция НКВД с 1937 нанесла польскости страшный удар - под различные формы репрессирования попало большинство взрослых польских мужчин, живущих на территории СССР, более 100.000 были расстреляны. Те, кто выжил, ушли в подземелье - в страхе перед НКВД дети не учили польский язык, часто им не говорили о том, что они поляки по происхождению.



Они бежали в Сибирь

Среди улан-удэнских поляков есть Зборовсцы. Братья близнецы внуки Ипполита Зборовского, поляка из украинского Подолья, который женился на украинке, ушел в отставку и стал активистом на Украине. После Рижского мирного договора он не посещал Польшу. Неоднократно арестовывался большевиками, то как польский, то как украинский контрреволюционер. Впоследствии в ходе польской операции НКВД в 1937 году он был расстрелян. Его сыновья, не желая разделить судьбу своего отца, бежали в Восточную Сибирь. Здесь и женились ...

Когда речь идет о сибирских поляках, трудно уйти от истории и от эмоций. Суббота, урок польского языка в Иркутске, который ведет председатель польского общества Наталья Бартошевич. Лучший ученик тонкий, нервный, черноволосый 17-летний паренек, Владислав - праправнук Бобровского Платона участника январского восстания из Вильнюса. Он очень гордится тем, что его прадед был -как это определено - "очень известным в Иркутске детективом» Проверяем, так называемый детектив был, конечно, чекистом... Россия.

Так же история самой пани Бартошевич оказывается очень типичной для российских поляков. Ни ей, ни её сестре ничего не сказали о польском происхождении. И только после смерти родителей девушки, приводя в порядок документы, нашли довоенное письмо из Бялостока. Таким образом, пани Бартошевич узнала, что она полька... Она поехала в Польшу, прошла там обучение.

Но вернемся в Иркутск.

Хотя многие из молодых людей планируют поехать в Польшу и остаться там навсегда, всё же сибирские поляки (а лучше сибиряки польского происхождения) любят Сибирь. И считают её своей землей.

Очень часто мы слышим из разных уст, слова, которые вызывают в нас удивление: Пожалуйста, не используйте термин "бесчеловечная земля». Это причиняет нам боль, это оскорбляет нас. Для нас это очень человеческий мир.

В самом деле. После нескольких дней, проведенных в Восточной Сибири трудно не увидеть, что сам начинаешь думать об этом крае с точки зрения ссыльных. Это очень человеческий мир. Земля, на которой нас, поляков, любят и ценят.

Земля в некотором роде - польская.

Сквечиньски Петр (Skwiecinski Piotr)

Перевод "Байкал24"



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ