Итоги БФРК-2021. Юрий Яшников: "Автор, который не способен слышать критику, с трудом способен развиваться"

VI Байкальский фестиваль регионального кино прошел в Иркутске с 25 по 20 октября. Итоги фестиваля были объявлены на церемонии закрытия, после которой мы пообщались с авторами, организаторами и гостями фестиваля.

Ника ПЕСЧИНСКАЯ

Фото организаторов фестиваля 

Юрий Яшников – один из тех, кто задумал и создал фестиваль в 2015 году, вместе с Юлией Бывшевой и Александрой Мерзляковой. Он рассказал, как все начиналось, какая работа ему больше понравилось в нынешнем году и что теряют авторы, которые не рискуют слышать критику.

- Юрий, прежде всего поздравляем с тем, что фестиваль состоялся в привычном формате, со зрителями. В прошлом году мероприятия прошли онлайн.

- Знаете, а мы не связываем это исключительно с везением. Мы очень упертые ребята, нас трудно поломать. Нас никакой вирус не победит. В прошлом году не удалось – получилось в этом. Конечно, мы благодарим судьбу за то, что все получилось сейчас, в 2021 году. Но даже если бы не повезло, мы бы все равно что-то делали, что-то организовали.

- Одна из особенностей фестиваля – общение с жюри и возможность получить разбор, экспертную оценку своих работ для авторов. Насколько авторы готовы к этому?

- Надо сказать, что не все приходят для получения обратной связи от экспертов. Есть люди, видимо, слишком ранимые, которые опасаются услышать то, что их заденет. Но мы видим, что автор, который ходит на разборы, с каждым фестивалем показывает все более сильные работы и выдающиеся результаты. А тот, кто не ходит, редко добирается со своими работами до следующего фестиваля. Вот такая закономерность! Автор, который не способен слышать критику, с трудом способен развиваться.

- Есть ли в этом году фильмы, которые зацепили особо Вас лично?


- Мне понравился фильм Эмилии Кричмар «Снимая корону». Это игровая короткометражка, которая не была отмечена жюри, а я вот ее посмотрел с удовольствием! Дело в том, что люди, приходящие в кинематограф, как правило, настроены очень серьезно – и по отношению к миру, и по отношению к себе. Они хотят мир научить чему-то. И в программах фестивалей редко случаются проекты, которые сделаны легко. И ты видишь, что автор не пытался кого-то чему-то научить, а просто делится своим мировоззрением. Или пытается развеселить зрителя, поднять ему настроение. Одна из таких работ сегодня получила несколько наград – это рекламный ролик «Первый Второй – Эдуард» Сергея Иоффе. И я очень рад за нее! Эмилия Кричмар ничего не получила, но мне это не мешает назвать ее работу в числе понравившихся.

- Расскажите, с чего вообще начался фестиваль?

- Это был 2015 год, когда в Иркутске при поддержке областного отделения Союза кинематографистов России состоялась стратегическая сессия по развитию производства кино и аудиовизуального контента. Тогда собрались вместе практически все, кто на тот момент в Иркутске этим профессионально занимался, и в течение двух дней придумывали стратегию развития отрасли, вместе придумывали свое будущее. Было огромное количество инициатив, предложений, многие из них канули в Лету. Но были и такие предложения, под которые собрались команды и сказали: «Мы это будем делать, будем тянуть на себе». Среди таких инициатив и был Байкальский питчинг, который стал тогда, в 2015 году, первым региональным питчингом в России и до сих пор ежегодно проходит в Иркутске в рамках кинофестиваля «Человек и природа». Тогда же был придуман проект регионального кинофестиваля, собралась команда, костяк которой – дирекция – с того года по сегодняшний день делает этот фестиваль. И делает с удовольствием!

- А есть ли примеры – авторы, которые благодаря БФРК вышли на новый уровень?


- Такие случаи точно есть, но о них лучше расскажут сами авторы. А я могу рассказать свой личный пример: в 2017 году кинокомпания, которой я руковожу, оказалась на пороге кадрового кризиса. Стало ясно, что нам нужен в команду сильный режиссер. И мы стали его искать на БФРК! Перелистав все каталоги и вспомнив, чьи работы нас впечатлили, мы пригласили Анастасию Зверькову. Настя участвовала в БФРК дважды: на первом фестивале она представляла работу «Земляк», которая выиграла в номинации документального кино, а на следующем – фильм «Шэнэхэнская царица», который также выиграл в своей номинации. И стало очевидно, что это взрослый, растущий автор, с которым хочется идти рука об руку. С тех пор мы работаем вместе.

- Что можно считать достижением фестиваля уже сейчас?

- Прежде всего – высокую плотность коммуникаций. Вот мы, иркутяне, живем в одном городе! Но, например, я – действующий продюсер, не знаю, что происходит в иркутском филиале ВГИК. А на фестивале я вижу лучшие работы студентов. Кто-то из них не первый раз участвует, и действующие продюсеры могут посмотреть на этих авторов и подумать о совместных проектах. Но не только общением между иркутянами ограничивается эта коммуникация. 

На фестиваль приезжают кинематографисты из Красноярского края, Забайкальского края, Бурятии, Якутии и других регионов, и они здесь тоже находят общий язык! Сейчас я заметил, как увлеченно общались Василий Буйлов и Мария Красноперова, оба они из Красноярска. И я думаю, что у них, может, в родном городе не бывает таких увлеченных бесед, как здесь! 

А эксперты и жюри – это большие мастера, входящие в экспертный совет Министерства культуры, это люди, которые могут сыграть важную роль в судьбе авторов. Эти же люди находятся в советах питчингов. И если туда попадет человек с БФРК, он будет для них не чужой, они уже будут знать что-то о его творчестве. Вот эта растущая с каждым годом плотность коммуникаций приводит к появлению более масштабных, более зрелых проектов. 



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ