Мы готовы к диалогу

Министр экономики Бурятии Татьяна Думнова вступила в публичную полемику с экономистом Сергеем Халаевым. Его статья <p align=right><a target=_blank href=http://baikal24.ru/page.php?action=showitem&id=5682>“По старинке” ("О бюджете Бурятии на 2010 год" - "Байкал24")</a></p>, посвященная проекту республиканского бюджета на 2010 год, была опубликована в “МК” в Бурятии в №43 от 28 октября.

Экономист Сергей Халаев впервые внятно произнес то, о чем до сих пор в Бурятии только шептались — о зависимости Бурятии от федерального центра: “Мы ставим задачи, лежащие вне нашей компетенции, реализация футуристических планов зависит от кого угодно, только не от республики”, — сказал он. Сергей Халаев также предположил, что экономическое отставание Бурятии запрограммировано проектом республиканского бюджета. Услышать такое республиканским чиновникам, ответственным за наше экономическое развитие, не очень-то и приятно, а потому реакция не заставила себя долго ждать. Татьяна Думнова с завидной оперативностью написала и прислала в редакцию ответ на статью Сергея Халаева, который мы с удовольствием публикуем.

Программа СЭР, которую критикует автор, уже второй год воплощается в жизнь. При ее разработке участвовали как представители бизнеса, так и научные и общественные круги. Она широко обсуждалась в республике и в федеральных структурах, проводились общественные слушания.

Правительство республики всегда открыто для диалога и сотрудничества и, прежде всего, с научной общественностью. В 2010 году планируется в рамках данной долгосрочной программы СЭР разработать второй этап среднесрочной программы на 2011-2013 годы. Сегодня уже заявил о сотрудничестве отдел региональной экономики Бурятского научного центра.

В статье автор в нескольких местах противоречит сам себе. Например, в одном месте автор говорит, что не надо строить и развивать объекты социальной сферы в поселениях, не имеющих перспектив на производство, а в другом месте, что люди в Селендуме или Майском не виноваты, что закрылось градообразующее предприятие, а им еще урезают социальные расходы. Непонятно также, автор отстаивает выравнивающую или стимулирующую трансфертную политику?

Автор желает создать маркетинговый центр при правительстве республики, чтобы разрабатывать схемы размещения производительных сил — альтернативные схемам территориального планирования, которые разрабатывают все регионы и муниципальные образования согласно Градостроительному кодексу? Или разрабатывать балансы, альтернативные балансам государственной статистики? Делать районирование территории республики, которое сделало правительство республики? Словом, автор статьи хочет создать такой маркетинговый центр при правительстве республики, который занимался бы всем тем, что делает правительство республики.

Создание особой зоны туризма, транспортно-логистического узла, Мокской ГЭС, добычу полезных ископаемых экономист Сергей Халаев считает футуристическими планами, зависящими от кого угодно, но не от Республики Бурятия. Как известно, сегодня эти проекты уже реализуются, и реализуются не кем угодно, а именно республикой. В Прибайкальском районе в особой экономической зоне начато строительство первых объектов. Приступили к строительству причала в с. Турка, построена дорога вдоль Байкала до Горячинска. По транспортно-логистическому узлу все пункты пропуска включены в ФЦП “Госграница”. В добывающей промышленности приступили к освоению Хиагдинского, Озерного месторождений. И это только за второй год реализации программы.

Автор статьи считает, что минэкономики не желает заниматься задачами развития собственного производства в республике и выдвигает аксиому — если страна (регион) производит все для потребления, то в случае кризиса она переходит на продукцию собственного производства с сокращением импорта.

Смеем вас уверить, что в данном направлении также ведется работа. Например, в сельском хозяйстве с этого года реализуются республиканские целевые программы развития мясного и молочного скотоводства в 10 районах республики, производства картофеля и овощей в 8 районах республики. Реализация этих программ позволит увеличить за 4 года производство говядины в 4,2 раза; молока — на 20%; картофеля — в 2,4 раза; овощей — в 1,8 раза.

Вместе с тем следует отметить, что каждый регион имеет свою специализацию, обусловленную географическим положением, климатическими условиями, производственным потенциалом и другими факторами. В этой связи уместно привести известную в экономике теорему Хекшера-Олина, в соответствии с которой страны (регионы) будут экспортировать те товары, которые требуют интенсивного использования факторов производства, имеющихся в стране (регионе) в избытке, и импортировать товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства. Последнее относится и к сельскому хозяйству.

Комплексному развитию территорий и развитию местного производства в последнее время как раз уделяется много внимания. В Республике Бурятия выделяются шесть зон опережающего развития: Северобайкальский, Восточный, Восточно-Саянский, Центральный и Южный комплексы, а также туристская особая экономическая зона.

Три зоны — Северобайкальский, Восточный, Восточно-Саянский производственно-инфраструктурные комплексы — будут специализироваться на добыче минеральных ресурсов. Здесь предусматривается освоение месторождений полиметаллических и железных руд, организация их глубокой переработки, заготовка и переработка лесных ресурсов.

Северобайкальский и Восточный производственно-инфраструктурные комплексы являются составными частями крупного проекта “Комплексное развитие Забайкалья”, реализация которого охватывает территории Еравнинского, Муйского, Баунтовского и Северобайкальского районов. В Баунтовском районе идет реализация проекта по освоению Хиагдинского уранового месторождения.

Центральный и Южный комплексы будут специализироваться преимущественно на транспортно-логистических услугах, а Прибайкальский район — на развитии туризма. Важнейшими предпосылками создания транспортной логистики в республике станут производственно-инфраструктурные комплексы, которые будут формировать значительный спрос на грузоперевозки, а также туристический кластер, который способен значительно увеличить спрос на пассажирские перевозки.

О поддержке местного производства

В 2009 году в республике принят закон “О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Бурятия”. Его цель — создание механизма стимулирования привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.

Для поддержки реального сектора задействованы все механизмы, разрешенные федеральным законодательством.

Наряду с реализующимися сейчас формами финансовой поддержки — такими, как субсидирование части процентных выплат предприятий по полученным кредитам, предоставление государственных гарантий, — вводятся не применявшиеся ранее в республике налоговые инвестиционные кредиты, нефинансовых мер государственной поддержки инвестиционной деятельности.

В целях поддержки республиканских организаций с 2009 года введены льготные режимы налогообложения прибыли для организаций, заплативших с ростом налоговые платежи. Также республика пошла на снижение ставки налога по упрощенной системе налогообложения, снизив ее на 5-10 процентных пунктов для малого бизнеса, осуществляющего производственную деятельность в сельском хозяйстве, строительстве, производстве товаров.

Еще по поводу комплексного планирования республики и создания компактных экономических зон. Автору статьи следует изучить закон Республики Бурятия “О зонах экономического благоприятствования в Республике Бурятия”. Согласно данному закону, в республике будут создаваться три типа экономических зон, направленные на развитие обрабатывающих и высокотехнологичных производств, транспортной инфраструктуры, туризма и санаторно-курортной сферы. Сегодня рассматриваются 11 заявок от районов республики по созданию туристско-рекреационных зон, 6 заявок по созданию промышленно-производственных и технико-внедренческих зон.

Создание особой экономической зоны туризма в Прибайкальском районе — также элемент комплексного планирования территории. И если внимательно смотреть ПСЭР, то в нем предусмотрено не только строительство порта и гостиниц, но и строительство инженерных, транспортных и социальных объектов. Так, в рамках создания этой зоны в Турке планируется строительство участковой больницы (минздрав), школы (минобразования), пожарного депо (минстрой), причальных сооружений, электросетей и дорог (минтранс), берегоукрепительных сооружений (минприроды) и многое другое. Эти объекты предусмотрены в соглашении между республикой и федеральным центром по созданию ОЭЗ. Республиканским агентством по туризму ведется набор, целенаправленное обучение и стажировка специалистов в области гостиничного обслуживания. Как следствие создания этой зоны будет положительная миграция и плотное заселение п. Гремячинск, Горячинск и Максимиха.

Об авиазаводе

Динамика ВРП в республике во многом определяется авиазаводом. Это не секрет. И не секрет, что предприятие завозит комплектующие из других регионов. Было бы неплохо, если вокруг данного предприятия были бы малые и средние предприятия, производящие для авиазавода комплектующие. Но в экономике известен принцип оптимальности и вопрос предпринимательского выбора: “производить самому?” или “покупать на стороне?”. Производя собственные комплектующие, такие предприятия окажутся в зависимости от производственной программы авиазавода.

Министерством экономики ставился вопрос обеспечения отраслей промышленности продукцией, товарами и услугами республиканского производства. Были проанализированы возможности размещения производства комплектующих, закупаемых крупными республиканскими предприятиями. Основное ограничение для “гаражного производства” — это исполнение поставщиками комплектующих ряда требований к качеству производимой продукции, например, требований ГОСТа “Постановка производства продукции на предприятиях-дублерах”, которым, в частности, предусмотрено установление сначала первичного, затем назначенного ресурса, а также подтверждение способности предприятия обеспечить производство достаточного объема продукции. Кроме того, необходимо приведение структуры, технического оснащения производства и системы менеджмента качества в соответствие гражданским и военным нормам. А также сертификация по установленным нормам производства на выпуск данного изделия.

Для республики актуально формирование субконтрактинга в широком значении данного понятия. Республиканской целевой программой государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Бурятия на 2008-2012 годы предусматривается создание центра поддержки субконтрактации для субъектов малого предпринимательства в Республике Бурятия в 2010 году. Сейчас ведется работа по определению круга хозяйствующих субъектов, заинтересованных в кооперировании хозяйственных связей, созданию информационного банка данных, предоставляющего возможность доступа к информации о текущих заказах, требованиях заказчиков к уровню менеджмента и качества. А также о потенциальных возможностях и потребностях организаций республики.

В настоящее время 39% стоимости вертолета остается в республике (а не 10%, как утверждает автор), и с точки зрения эффективности это неплохая цифра. Авиазавод — крупнейший в республике налогоплательщик по налогу на прибыль. Практически десять процентов поступлений налога на прибыль в республиканский бюджет формируется этим предприятием. Остальные 90% — поступления от РЖД, Тугнуйского угольного разреза, Гусиноозерской ГРЭС, ОАО "Бурятзолото", "Улан-Удэстальмост" и др.

По продовольственному производству

Уровень самообеспеченности продовольственными товарами в республике не устраивает ни органы власти, ни население республики. Для изменения ситуации разработана концепция развития агропромышленного комплекса. Вместе с поддержкой существующих сельскохозяйственных производств и пищеперерабатывающих предприятий сделан акцент на необходимость развития крупных комплексных агропромышленных производств.

Если в 2008 году государственная поддержка сельхозпроизводителям из республиканского бюджета составила 282 млн. руб., а из федерального — 475,3 млн. руб., то в 2009 году в республиканском бюджете на развитие АПК предусмотрено 348,2 млн. руб., из федерального — 1144,5 млн. руб. Подобное увеличение связано с федеральной поддержкой реализации крупных проектов в рамках 3-х региональных экономически значимых программ:

“Развитие мясного скотоводства Республики Бурятия”;

“Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Бурятия на 2009-2012 годы”;

“Производство картофеля и овощей в Республике Бурятия”.

Для увеличения продуктивности мясного скота проводится работа по закупу племенного скота из-за пределов республики. В 2009 году через ОАО “Росагролизинг” завезено 500 голов племенного молодняка калмыцкой породы, 200 голов продано внутри республики. Начинается строительство животноводческого комплекса в ООО “Биг Вайт” Селенгинского района на 1200 голов, ООО “Тогтуури” Селенгинского района — молочная ферма на 200 голов, СПК “Баян” Джидинского района — молочная ферма на 200 голов, ОПХ “Байкальское” Кабанского района — на 600 голов, ОАО “Агротопводстрой” Мухоршибирского района.

Выплачены субсидии на возмещение части процентной ставки в размере 100% учетной ставки ЦБ РФ по 89 инвестиционным кредитам на сумму 27,5 млн. руб. Предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности в 2009 году оказана господдержка в размере 18 млн. руб.

О лесном комплексе

Здесь также стоит задача реализации крупных проектов по внедрению современных технологий заготовки и глубокой комплексной переработки древесины. Правительством республики были подготовлены, а правительством РФ были поддержаны предложения о включении инвестиционных проектов ОАО “Байкальская лесная компания”, ООО “ЛПК Байкал-Нордик” в российский перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

В настоящее время ОАО “Байкальская лесная компания” оформлены в долгосрочную аренду лесные ресурсы на территориях лесного фонда Еравнинского и Кижингинского районов на общей площади 118,9 тыс. га, созданы объекты лесной и транспортной инфраструктуры, приобретена лесовозная, дорожно-строительная техника. Предприятию оказана государственная поддержка на сумму 13 млн. руб.

В целях создания в отрасли новых, современных производств оказывается финансовая поддержка реализации ряда инвестиционных проектов предприятий “Завод бетонных блоков”, “Байкалит”, “Селенгинский завод ЖБИ”, “Тимлюйский завод”, ООО “Буржелезобетон”. Оформляется государственная гарантия Республики Бурятия за ООО “Селенгинский завод ЖБИ” на реализацию инвестиционного проекта “Реконструкция полигона для производства каркаса многоэтажных жилых домов”.

Правительство Бурятии открыто, готово к диалогу. И в этом ответе мы не то чтобы отметаем все претензии к программе СЭР, просто хочется услышать конструктивные предложения.

Татьяна Думнова, министр экономики Республики Бурятия.
P.S. Опубликовано с сокращениями.

<p align=right><a target=_blank href=http://mk.burnet.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=3361&Itemid=12>"МК в Бурятии"</a></p>



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ