Самая обаятельная и привлекательная в Усть-Куте

Самая обаятельная и привлекательная считает: нет счастья на земле... Но есть радость!

БОЧКА МЕДА

Закончился спектакль, опустели зрительный зал и сцена. Большая русская актриса Ирина Муравьева после небольшой паузы приглашает войти в небольшой рабочий кабинет в КДЦ «Магистраль», ставший на несколько часов ее гримерной. Муравьева устала, она не могла не устать: позади двухчасовой спектакль, который она буквально вывезла одна (плюс перелет из Иркутска). Но несмотря ни на что свежа, бодра, задириста. Словом, готова к встрече с журналистами.

- Спросите меня, как местная публика? – предвосхищая вопросы, начинает разговор актриса.

- Нет, мы хотели Вам сказать, что мы очень Вас любим, что смотрим все фильмы с Вашим участием. А Вы сами считаете себя актрисой кино или театр Вам ближе?

- Очень люблю кино, но я все же театральная актриса.

- А в кино Вы снимаетесь?

- Вышли фильмы «Самая лучшая бабушка» и «Китайская бабушка». В роли бабушек, естественно, снялась я. Есть и новые театральные роли.

- А как Вам наш зритель?

- Замечательный! Жаль, у нас очень плотный график гастролей. Очень хотелось бы посмотреть на реку Лену, увидеть, какая она. К сожалению, прилетели к вам вечером, а утром уже отправляемся дальше.

- Скажите, какими чертами своего характера наделяете свои роли, что им даете, а что заимствуете у персонажей?

- Это уже какой-то «хирургический» вопрос. Слишком глубоко. Все это таинство. Этого никто не знает, а если бы и знал, то не раскрыл бы секрет.

- Расскажите о Ваших увлечениях?

- Люблю ездить в провинциальные города…

- Говоря так, наверное, Вы все-таки слегка лукавите?

- Ну почему же? Ведь я же приехала. И вообще я люблю ездить. На поезде, на машине, на автобусе. Ездить. Смотреть. Познавать. Впитывать. Все это потом пригождается для моей работы.

- Ирина Вадимовна, как Вы относитесь к телевидению, телевизор часто смотрите?

- Телевидение затягивает. Люблю пощелкать каналы. Но очень мало времени.

- В чем секрет счастья?

- Счастье? – озорно улыбается. – Ну каков рецепт счастья? Что обычно говорят в таких случаях? – обращается актриса к собеседнику и тут же сама отвечает. – Счастья нет! Есть радость. Радость от любимой работы.

Время, отведенное для интервью, вышло. Мы благодарим, прощаемся, приглашаем Ирину Вадимовну приезжать снова. А у нее остается в Усть-Куте еще одна миссия – раздать автографы поклонникам.

Считаю себя театральной актрисой

Когда и где родилась: 8 февраля 1949 года в Москве

Знак Зодиака: Водолей. Семья: муж — Леонид Эйдлин, режиссер; дети — Даниил (33 года) юрист, Евгений (25 лет), театральный продюсер. Образование: в 1982-м окончила заочно актерский факультет ГИТИСа. Карьера: с 1970 по 1977 год работала в Центральном детском театре, с 1977 по 1993 год — в Театре им. Моссовета, с 1993 года — актриса Государственного академического Малого театра. Сыграла более чем в 40 фильмах. Награды и звания: народная артистка России, лауреат Государственной премии СССР, награждена орденами «Знак Почета» и «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Она так мечтала стать актрисой, уехать в какой-нибудь маленький городок! Работать там, как героини пьес Островского. Чтобы потом ее пригласили в новый МХАТ с новым Станиславским во главе — и продолжить там служение искусству!

В старших классах Ирина увлеклась литературой, смотрела спектакли. Однажды она подумала: как было бы здорово самой выйти на сцену, блистать в театральных постановках... Тогда же она решила показаться актеру и педагогу Щукинского училища Владимиру Шлезингеру. Прослушав девушку, Владимир Георгиевич сказал, что артистки из нее не получится.

В тот год, окончив школу, Ирина не поступила ни в одно из трех театральных училищ, куда подавала документы. А педагоги Щепкинского училища ей и вовсе посоветовали забыть об искусстве.

Я не лидер, я ведомая

В 1977 году актриса пришла в Театр имени Моссовета, где художественным руководителем тогда был Юрий Завадский. Муравьева оказалась одной из последних актрис, кого легендарный режиссер принял в театр.

Первой большой работой для Ирины в театре стал спектакль «Братья Карамазовы», она играла Грушеньку. Ирина как-то сразу нашла общий язык со всеми в театре. У нее вообще природная толерантность, она умеет подстраиваться под людей. В ней удивительно сочетаются сценический кураж, озорство... и жизненное целомудрие. Играла она много, причем успевала еще и в кино сниматься. А ведь, кроме того, у Муравьевой есть семья, которую она боготворит!

— Я счастлива от того, что наши с Леней дети не росли за кулисами, — признается Муравьева. — Мы не могли позволить себе нанять нянек, сидели с мальчиками дома по очереди. Иногда я отказывалась от ролей в кино, если съемки проходили за пределами Москвы. Для сыновей я прежде всего мама, а не актриса. Прихожу домой — и здесь мне никто не аплодирует, все ждут, когда накормлю ужином. Я не заставляла детей ходить на мои театральные премьеры, не говорила им: «Сегодня у вашей мамы спектакль. Идем и мучаемся».

В 1979 году на экраны вышел фильм «Москва слезам не верит». Сейчас трудно представить, что в роли Людмилы режиссер Владимир Меньшов сначала видел Татьяну Сидоренко из Театра на Таганке или Анастасию Вертинскую.

Ирина Муравьева, Вера Алентова и Раиса Рязанова сыграли так, что вся страна была уверена: они и в жизни крепко дружат.

— Это не так, — уточняет Ирина Вадимовна. — Конечно, во время съемок мы общались плотно. Но после работы у каждой начиналась своя жизнь… Да, после первого просмотра фильма я сама себе не понравилась. Мне вообще свои работы в кино не сразу нравятся. Только когда пройдут годы, могу их смотреть. Тогда я абстрагируюсь и воспринимаю себя как другого человека.

Актриса не раз признавалась, что в жизни совсем не похожа на своих героинь, которые на экране чаще всего были лидерами.

— Я считаю, что женское счастье — в послушании, — признается Муравьева. — Это такое удовольствие — за кем-то идти, кого-то слушаться. Мне никогда не хотелось добиваться цели. Я не лидер, я ведомая.

Она играет на сливочном масле

Она всегда работает четко, слаженно, без расхлябанности Про таких актеров говорят: они играют на сливочном масле. Потрясающая партнерша! А сколько в ней юмора и утонченного гротеска!

Специально для роли Нины Соломатиной актриса училась кататься на роликах. Режиссер «Карнавала» Татьяна Лиознова настояла, чтобы Муравьева занималась с тренером, даже когда гастролировала в Киеве с Театром имени Моссовета.

Историю, которая легла в основу фильма «Самая обаятельная и привлекательная», режиссер Геральд Бежанов и сценарист Анатолий Эйрамджан писали под Муравьеву.

— Мы наделяли Надю Клюеву характером актрисы, ее манерами и привычками, — рассказывает Бежанов. — Писали — и не знали, сыграет ли она в нашем фильме. Вели переговоры, уговаривали... Муравьева уже была знаменитостью, а я только начинал, снял всего два фильма. Но вот она прочитала сценарий — и согласилась! Я был счастлив, и, думаю, она тоже не пожалела.

Актриса и без призов знает себе цену

В начале 1990-х актриса перешла в Малый театр. Она смогла примерить новые роли — классические, драматические. Ирина давно о них мечтала.

— Знаете, как говорят: «Театр без интриг — мертвый театр». Но вот в отношении Ирины я ничего подобного не припомню, — говорит коллега Муравьевой, актер Малого театра Валерий Баринов. — Ее тут же ввели в спектакль «Вишневый сад» на роль Раневской. Я был потрясен тем, как естественно она выглядит на сцене. И как она азартна — насколько это возможно в такой пьесе, как «Вишневый сад».

Актриса по сей день играет в Малом театре, среди ее ролей Купавина («Волки и овцы»), Аркадина («Чайка»), Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты»), Гурмыжская («Лес»). А вот предложения о съемках в кино и сериалах Муравьева принимает с осторожностью.

— Я считаю себя изначально театральной актрисой, — признается Ирина Вадимовна, — поэтому предложения от кинорежиссеров принимаю редко. Да и предлагают чаще неинтересные роли, всякую ерунду.

В последние годы Ирина Вадимовна сыграла в сериалах «Завещание Ленина», «Спас под березами» (его снимал супруг актрисы) и в популярном проекте «Не родись красивой» — она была мамой главной героини Кати Пушкаревой (Нелли Уварова).

— На эту роль я согласилась потому, что всегда приятно играть хороших людей, — улыбается актриса.

Оберегая родных и себя, Ирина Вадимовна редко появляется на светских мероприятиях. Ее не награждают премиями, которые сегодня раздают всем.

— Это же немыслимое дело: живет и работает такая уникальная актриса, а ее как будто не замечают! — досадует режиссер Леонид Эйдлин. — Как-то увидел в одном издании список 150 лучших российских актрис, и там Муравьевой не было! Это же нонсенс… Сама она, конечно, относится к этому спокойно и без призов знает себе цену, но мне, как режиссеру, да и близкому человеку Иры, очень обидно!

ЛОЖКА ДЕГТЯ

Откровенно говоря, зря…

Февраль на удивление оказался богатым на культурные события. И устькутяне, порядком отвыкшие от даров Мельпомены, были сказочно счастливы, услышав известие о том, что нам везут спектакли московских театров.

Первый спектакль «Заложники любви» собрал рекордное количество зрителей, аплодисментов, цветов. Что и говорить, то был настоящий подарок ценителям театрального искусства: интересная постановка, звездный актерский состав, искрометная вдохновенная игра. Браво, браво, браво!!!

Театралов теперь интересовал только один вопрос: «Кто следующий?» - «Муравьеву привезем в конце месяца. Ждите», - ответствовал администратор Андрей Миронов.

Ирина Муравьева - любимая миллионами актриса. Фразы ее героинь давно разобрали на цитаты. «А для меня мужчины, как класс, вообще не существуют»… «Москва – это огромная лотерея»… «Мы за ценой не постоим»… Впрочем, кажется, это уже из другой оперы, пардон, спектакля. Но за ценой и впрямь не постояли. Если на первый спектакль билеты стоили 1300 и выше, то на второй уже на 500 целковых дороже. Но зал был полон, зрители запаслись цветами, программками, дисками (торговля шла довольно бойко) и в предвкушении действа впали в гипнотическое оцепенение.

Волшебный миг, на сцене появился тапер, актер, еще актер… Вялое, скучное, весьма неубедительное пение а также, извините, танцы затмила неподражаемая Ирина Муравьева. Она порхала и священнодействовала на сцене (где не было ни одной декорации), ее знакомые по кинофильмам ужимки и гримасы всякий раз вызывали в зале взрывы хохота и аплодисментов. Но, увы, еще гениальная Фаина Раневская говорила о невозможности плавать стилем баттерфляй в унитазе. Я очень уважаю Ирину Вадимовну, но считаю, что в роли 20-летней мадам Журавлевой она выглядела весьма неубедительно. Заявленный водевиль был скучен, затянут, сцены настолько непродуманны (особенно финал!), что зрители в растерянности понесли на сцену цветы, в то время как актеры за кулисами меняли костюмы и спектакль продолжался. В итоге случилась неразбериха, одни спешили вручить букеты по ходу действия, кто-то норовил сфотографироваться на фоне выступавших артистов. «Смешались в кучу кони, люди…». Ах, что могли подумать столичные актеры о «диких» нравах провинциальной публики?! Хотя каковы актеры, таковы и зрители…

Не знаю, чем в следующий раз будут удивлять усть-кутскую публику, кого из звезд «привезут». Но знаю точно, что хорошо подумаю, прежде чем пойду покупать билет на спектакль. Ведь на этот раз пошла «на Муравьеву», откровенно говоря, зря.

Татьяна Малышева





















РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ