Дальний Восток испытывает нехватку судоремонтных мощностей

На Дальнем Востоке не хватает мощностей для ремонта рыболовных судов. Компаниям приходится ремонтировать свои суда в Южной Корее, Китае и Японии. Сейчас около 70% рыболовецкого и гражданского морского флота ремонтируется за рубежом. В России же в основном ремонтируются малотоннажные рыбопромысловые суда.

Между тем дальневосточный бассейн обладает самым многочисленным рыбопромысловым флотом. В то же время производственные мощности судоремонтных предприятий макрорегиона не соответствуют потребностям гражданских заказчиков.

Тема была затронута на первой конференции «Судоремонт, модернизация, комплектующие», которая прошла ранее в Санкт-Петербурге. Представители Минпромторга и Всероссийской ассоциации рыбопромышленников в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне проанализировали состояние судоремонтной сферы в макрорегионе. В период 2022-2025 годов ремонт потребуется 60-80 крупнотоннажным судам. Однако в среднем в ДФО в год ремонтируют всего 25-30 таких судов.

В России сегодня работают более 170 плавучих доков, которые необходимы для проведения работ. Из них на Дальнем Востоке размещено 23 дока — значительная часть из них используется более 40 лет и устарела с точки зрения технологий.

Руководитель Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев предложил организовать судоремонтные кластеры на Камчатке, в Приморье, Мурманске и Калининграде. Предварительно инвестиции в эти проекты оценивают в 20 миллиардов рублей. Потребуется вовлечение крупных инвесторов — и чтобы найти их, для судоремонтной сферы нужно установить послабления. Например, можно включать предприятия по судоремонту и судостроению в список тех, кому разрешен беспошлинный ввоз оборудования. Также их следует освободить от НДС и ввести льготное кредитование.

Объём рынка судоремонтных работ на Дальнем Востоке оценивается в 13-15 миллиардов рублей. В собственности дальневосточных компаний находится более 1100 единиц транспортного, нефтеналивного, рыбопромыслового флота, а также судов для прибрежного и внутрипортового плавания — из этого числа рыбодобывающий, рыбоперерабатывающий флот составляет около половины по количеству.

Отметим, действующая Стратегия судостроительной промышленности на период до 2035 года упор делает на судостроение, оставляя судоремонт в тени.

Отраслевой документ предусматривает всего три мероприятия, затрагивающих непосредственно судоремонт. Так, предусмотрены мероприятия по развитию и созданию территориальных судоремонтных кластеров на Дальнем Востоке и в Северо-Западном федеральном округе — в Архангельской, Мурманской областях и в Санкт-Петербурге. В четвертом квартале 2022 года документ предусматривает необходимость подготовки предложений по включению отдельных позиций в единую товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности ЕврАзЭС в отношении запасных частей, материалов и комплектующих для использования их в судоремонте. В четвертом квартале 2024 года предполагается разработка и создание единой ремонтной эксплуатационной, информационной базы судов под российским флагом.

Собственно, не густо по мероприятиям. Сфера судоремонта на Дальнем Востоке продолжает проседать.    



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ